Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Теоретические подходы к понятию «патриотическое воспитание»
1.2. Формы и методы патриотического воспитания
2.1. Особенности патриотического воспитания младших школьников
2.2. Внеурочная работа с младшими школьниками посредством патриотического воспитания
7. Включение в рекомендуемые органами образования типовые учебные программы по общественным и гуманитарным дисциплинам в обязательном порядке элементов патриотического воспитания и мер по их реализации в рамках внеурочной деятельности, разработка на их основе рабочих программ и календарно-тематических планов[16].
В процессе организации образовательного процесса с применением национально-регионального компонента по патриотическому воспитанию учащихся должно иметь место широкое применение устного народного творчества: поговорок, пословиц и загадок, афоризмов и высказываний известных людей, использование различных игр, изобразительных и музыкальных средств, демонстративного и иллюстративного материала, произведений художественной литературы. Целенаправленная работа с использованием национально-регионального компонента, собранного школьниками и учителями местного материала, расширяет кругозор, прививает уверенность в способностях, устраняет формальное отношение учащихся к учебе, повышает интерес к учебным дисциплинам. И таким образом выполняется основная задача обучения.
Активное участие в различных кружках позволяет учащимся реализовать свои силы, а педагогам помогает выявить их скрытые способности. Кружковая работа должна носить исследовательский и творческий характер. Важно, когда учащийся получает готовую информацию по родному краю, экологии, культуре, географии, истории, но еще важнее, когда он участвует сам в их поиске, ищет и находит ответы на задания, которые ему предложили найти, это всегда интереснее. Например, учащимся младших классов можно дать задание составить справочники о природных ресурсах, найти малоизвестные сведения о знаменательных датах, известных людях, ветеранах, участниках военных действий, художниках, спортсменах, актерах, заслуженных учителях, врачах республики, России и др. В процессе обучения целесообразно проводить конкурсы ученических проектов, олимпиады и другие виды урочной и внеурочной деятельности.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что патриотическое воспитание в современной начальной школе должно, помимо прочего, включать в себя национально-региональный компонент, поскольку только в этом случае оно будет успешным и эффективным.
2.2. Внеурочная работа с младшими школьниками посредством патриотического воспитания
В данном направлении может быть предложен адаптированный для младших школьников цикл занятий по ознакомлению с героическим прошлым своей страны и формированию духовно-нравственных ценностей, разработанный Е.Е. Орловым[17]. Целью цикла занятий «И помнит мир спасенный» является развитие у младших школьников, гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Для достижения этой цели цикл занятий предполагает решение следующих задач: расширение кругозора младших школьников в области исторического прошлого Отечества, воспитание на примерах мужества, стойкости и героизма русского народа, воспитание чувства признательности и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам Отечества, воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества.
Цикл занятий может быть реализован и в рамках внеклассных занятий в общеобразовательных школах. Мероприятия целесообразно проводить два раза в неделю.
Основными формами работы с младшими школьниками в рамках данного цикла являются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия могут проводиться в форме информационного и познавательного часа (рассказ, беседа, литературный час, час мужества), индивидуальных бесед. Практические занятия состоят из кинолекториев, посещения музеев, мемориалов и виртуальных экскурсий к историческим местам, участия в спортивных и праздничных мероприятиях. В процессе занятий сочетаются индивидуальная и групповая работа. С младшими школьниками из неблагополучных смей в процессе реализации цикла мероприятий «И помнит мир спасенный» целесообразно также проводить индивидуальную работу по занятиям, ранее реализованным с группой. Особенность теоретических занятий состоит в том, что необходимо ярко и эмоционально излагать содержание занятия, с обязательной наглядностью материала (фотоиллюстрации, презентации, коллекционные модели военной техники).
С помощью такой формы подачи материала успешно активизируется природная любознательность младших школьников и хорошо усваивается материал. В дальнейшем, исходя из интересующих вопросов, с младшими школьниками может проводиться индивидуальная работа (совместный просмотр фильмов по данной тематике, чтение дополнительной литературы, с обсуждением интересующих вопросов). Большое внимание нужно уделять также практическим занятиям (виртуальные экскурсии, посещение музеев «Огненная дуга», «Прохоровское поле», «Курская дуга», участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню освобождения города).
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является приобщение младших школьников к занятиям физической культурой посредством занятий в различных спортивных кружках, что позволит дисциплинировать, организовать и укрепить здоровье воспитанников. Разработка направлений по патриотическому воспитанию младших школьников:
- у младших школьников, включенных в цикл занятий, расширяются и обогащаются знания об истории Великой Отечественной войны и вкладе советского народа в Великую Победу;
- формируются гражданские навыки: умение работать и действовать индивидуально и в группе, умение уважать мнение другого человека;
- появляются представления о базовых ценностях: патриотизм и любовь к Родине, уважительное отношение к представителям старшего поколения, национальное самосознание, гражданственность.
Для усиления воздействия на духовно-нравственную сферу младших школьников целесообразно также организовывать педагогическое воздействие с родителями, родственниками, замещающими родителей, а также с другими образовательными учреждениями и общественными организациями. Цель его – создание непротиворечивой ценностной среды.
Интересен также проект, направленный на работу с младшими школьниками из неблагополучных семей, который был разработан Великолукской городской общественной организаций «Союз десантников», однако, к сожалению, не получивший достаточно финансовой поддержки[18].
В рамках данного проекта планировалось создание клуба допризывной подготовки для детей из неблагополучных семей и детей-сирот.
Цели: создание системы патриотического воспитания детей из неблагополучных семей и детей-сирот в г. Великие Луки и его регионе на базе клуба допризывной подготовки.
Задачи данного проекта:
1. Проведение комплекса мероприятий по формированию у детей из неблагополучных семей и детей-сирот позитивного образа Вооруженных сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества и военной службе.
2. Привлечение специалистов для работы с детьми из неблагополучных семей и детей-сирот.
3. Обеспечение доступа детей из неблагополучных семей и детей-сирот к участию в военно-спортивных мероприятиях, проводимых в регионе, таких как: военная игра «Зарница», ежегодных турнирах по боксу и самбо, участия в Лыжне России.
4. Повышение адаптивной устойчивости граждан, подлежащих призыву на военную службу, к морально-психологическим и физическим нагрузкам.
Обоснование социальной значимости данного проекта состояло в следующем: младшие школьники зачастую предоставлены сами себе, их «воспитывает» улица и такое «воспитание» приводит в будущем к различным правонарушениям, уголовно наказуемым деяниям, а также детскому алкоголизму и наркомании. Так, например, в городе Великие Луки и его районе за период 2018 года 1 060 детей было поставлено на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и городском отделе опеки и попечительства. И эта цифра ежегодно растет. Таким образом, на данном этапе обозначенная социальная проблема стоит остро и требует быстрого решения.
Создание клуба допризывной подготовки для детей из неблагополучных семей и детей-сирот было направлено на духовное, военно-патриотическое и физическое воспитание молодежи, подготовку к службе в вооруженных силах Российской Федерации. Предполагалось, что формирование на базе клуба допризывной подготовки площадки для работы с детьми из неблагополучных семей, детьми-сиротами в г. В. Луки поможет психологически и физически настроить младших школьников из неблагополучных семей и сирот к будущей службе в армии, к выполнению своего долга перед Родиной. Также предполагалось, что клуб допризывной подготовки будет проводить комплекс мероприятий по формированию у детей из неблагополучных семей и детей-сирот позитивного образа Вооруженных сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества и военной службе, таких как:
- организация бесплатных концертов, на которых выступают, в частности, бывшие десантники и иерей Великолукской Епархии отец Дмитрий;
- организация посещений кинотеатров и музея боевой славы для детей из неблагополучных семей и детей-сирот;
- сотрудничество с Управлением образования региона и директорами школ;
- проведение спортивных мероприятий в детском доме с привлечением инструкторов, проведение турниров по боксу и самбо;
- организация и проведение военно-патриотической игры «Зарница» для детей из неблагополучных семей и детей-сирот;
- проведение выездов поисковых отрядов для детей из неблагополучных семей и детей-сирот, участие в «Лыжне России».
Клуб военно-патриотического воспитания детей из неблагополучных семей и детей-сирот должен был привлечь для работы специалистов, инструкторов по огневой подготовке, воздушно-десантной и парашютно-десантной подготовке, по физической подготовке и техническим видам спорта, а также занятий по безопасности жизнедеятельности.
Итогами работы клуба могло бы стать снижение количества детей поставленных на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и городском отделе опеки и попечительства, высокие показатели в городских и областных спортивных соревнованиях, а так же рост призывников г. Великие Луки, годных к несению службы в Вооруженных силах РФ.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
В настоящее время проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной и требует максимального сосредоточения научных, методических и кадровых ресурсов. На реализацию идей патриотического воспитания должна быть направлена деятельность педагогов и работников социальных служб по разработке способов его осуществления.
Исходя из вышеизложенных позиций, следует отметить, что модель совершенствования патриотического воспитания порастающего поколения в условиях современных общеобразовательных организаций должна базироваться на поликультурной основе. Именно поликультурное воспитание и образование способствуют расширению «фонда действенных знаний» обучающихся, что позитивно влияет на воспитание патриотизма. Ориентировочной основой деятельности для эффективной организации патриотического воспитания учащихся на поликультурной основе является модель, включающая педагогическую проблему, цель, педагогический замысел, задачи, структурные составляющие и условия патриотического воспитания обучающихся, формы и методы патриотического воспитания, конечный позитивный результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании исследования, проведенного в рамках темы данной работы, можно сделать ряд выводов, касающихся особенностей патриотического воспитания в качестве одной из наиболее эффективных технологий работы с младшими школьниками.
В первую очередь, необходимо отметить, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Работники социальных служб, а также педагогические коллективы школ должен уметь работать с разными неблагополучными семьями. Это могут быть семьи, где ребенок живёт в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие.
В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся также неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Работники социальных служб и педагоги общеобразовательной школы могут оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Но самое главное - вовремя оказать помощь таким семьям и несовершеннолетним.