Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Формы и методы патриотического воспитания

Призыв к проблеме патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи актуален и важен в данный момент как на государственном уровне, так и на местах. Комплекс проблем, связанных с вопросами патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, достаточно широк: с одной стороны, наблюдаются активные процессы трудовой миграции молодежи в разные регионы, а с другой стороны, четкая региональная идентификация населения и – одновременно – формирование национально-культурной толерантности. Следует отметить, что молодежь – это более подвижная социальная группа.

В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия)

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);

- методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка)[9].

Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.

В педагогической науке существуют различные типологии направлений работы по патриотическому воспитанию. Так, А.Н. Вырщиков в патриотическое воспитание включает следующие направления:

- духовно-нравственное;

- историко-культурное;

- гражданско-правовое;

- миротворческое направление;

- экологическое направление;

- краеведческое;

- военно-патриотическое[10].

Данные направления ориентированы, прежде всего, на активное участие в политических и правовых событиях, процессах общества и государства, а также в области военной политики, на соблюдение и выполнение основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, на формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга. Реализация данных направлений включает в себя следующие виды деятельности:


- ознакомление с законами государства;

- строгое соблюдение обязанностей гражданина РФ;

- знакомство с правами гражданина РФ;

- ознакомление с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества;

- осознание положений военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц[11].

Миротворческое направление способствует формированию:

- важнейших духовно-нравственных ценностей;

- миропонимания;

- ответственности всего народа в «лице» государства за мировой порядок;

- идей интернационализма и др.[12].

Экологическое направление формирует бережное отношение к природным богатствам страны, сохранение природных «памятников», необходимость защиты животных, растений, занесённых в Красную книгу, экологические знания, любовь к природе Родного края и др.

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины. В краеведческом направлении В.С. Кукушин выделяет следующие направления работы:

- географическое (изучает особенности природы);

- художественное (изучает изделия труда, архитектуры, народное творчество, традиции Родного края и др.);

- историческое (изучает историю населённых пунктов, городов, выдающихся личностей и др.);

- литературное (выявляется две закономерности: как Малая Родина сформировала личность писателя и как писатель отразил в своих произведениях свой Родной уголок)[13].

На занятиях по любому предмету педагог может использовать краеведческую информацию. Например, на уроке литературы можно познакомиться с творчеством Алексея Константиновича Толстого, ознакомиться с его знаменитым историческим романом «Князь Серебряный» и другими произведениями.

В работе с младшими школьниками краеведческая работа может включать не только экскурсии и прогулки, но и творческие задания. Это достигается изучением многих предметов.

В области исторического краеведения существуют следующие направления работы: выдающиеся личности нашего края, рождение и история нашего города, история учебного заведения, население нашего города, наш город в Великой Отечественной войне, история предприятия нашего города.

Военно-патриотическое направление способствует формированию высокой преданности, возвышенного патриотического сознания к своей Родине, готовности защищать своё государство от внешних угроз, достойному выполнению воинского и гражданского долга.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Патриотическое воспитание всегда строилось в России на основе патриотизма, коллективизма, стремления к единству народа и государства.

Опыт других стран позволяет говорить о необходимости внесения корректив в систему патриотического воспитания в нашей стране. При этом важно учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимо помнить, что патриотическое воспитание тесно связано со многими учебными дисциплинами, в которых речь идет об общей культуре, воспитании гражданственности, межкультурном воспитании, т.е. оно нуждается в междисциплинарном подходе. Во-вторых, в условиях демократических преобразований патриотическое воспитание должно обеспечивать развитие самосознания, гражданской ответственности, общественной инициативности и активности. В центр патриотического воспитания необходимо ставить интересы человека, его личность, права конкретного индивида, его суверенитет. Усовершенствование отечественной системы патриотического воспитания в этом направлении является одним из необходимых условий создания гражданского общества в России.

2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Особенности патриотического воспитания младших школьников

В качестве одного из наиболее перспективных компонентов системы патриотического воспитания на в начальном звене школьного образования в современной России выступает национально-региональный компонент.

Проблема содержания национально-регионального компонента (НРК) рассмотрена в научных исследованиях Л.С. Балкаровой, А.Ю. Белогурова, Л.Л. Супруновой, B.К. Кочисова, М.М. Кардановой, О.Ю. Стреловой и др. О роли и положении национально-регионального компонента в патриотическом воспитании подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях пишут: Е.А. Батуева, М.Г. Буловинцева, А. Быков, А.Н. Вырщиков, Р.Б. Карабашева, М.Б. Кусмарцев, C.К. Колодезников, О.М. Кривошапкина, В.И. Лутовинов, Т.В. Сафонова, О.Н. Черных и др.[14].


Предложенные авторские идеи многих вышеупомянутых исследователей, которые раскрывают общие пути и средства реализации национально-регионального компонента содержания образования в начальной школе, помогают уточнить и дополнить нынешние абстрактные тезисы об НРК, которые состоят в необходимости прививать интерес учащихся к национально-историческим ценностям своего народа, воспитывать на основе духовно-нравственных этнических норм, развивать и формировать умения и навыки, стремиться обеспечить учебный процесс с более результативными овладениями глубоких научных знаний с активным использованием на занятиях материалов патриотического содержания, приобщения и развития на основе народных искусств, ремесел. Целенаправленно используя национальные ценности, можно успешно решать воспитательные, социально-педагогические задачи.

Однако анализ перечисленных работ показывает, что возможности использования НРК в решении обозначенной проблемы недостаточно изучены. Для национальных школ национально-ориентированное образование не является новым аспектом. Однако решение данной задачи требует новых подходов в контексте развития в образовании и воспитании таких тенденций, как вариативность, демократизация, регионализация, гуманизация. По этому поводу доктор педагогических наук Т.В. Сафонова писала: «Национально-региональный компонент является недостаточно изученным педагогическим явлением, которое нуждается в тщательном общенаучном, педагогическом и дидактическом обосновании. Процесс его реализации в образовании является значимой педагогической проблемой»[15], что объясняет еще больший научный интерес к данной проблеме.

Национально-региональный компонент позволяет обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования, помогает лучше учитывать местные условия и ориентироваться в них, учесть конкретные возможности реализации в общеобразовательных организациях. Каждый человек обязан знать родной язык, обычаи и традиции своего народа, изучать культуру своего народа и всех народов мира, быть патриотом своей Родины

Состояние системы патриотического воспитания современных младших школьников дает возможность определить основные перспективные направления повышения эффективности воспитания чувства патриотизма у учащихся с помощью национально-регионального компонента, а именно:

1. Усиление воспитательного акцента во внеурочном раскрытии отдельных аспектов общественных и гуманитарных дисциплин путем обогащения их научно-мировоззренческого потенциала сведениями культурно-исторической, военно-патриотической, духовно-нравственной направленности; включение в их содержание портретов выдающихся общественных и политических деятелей, служащих наглядным примером высокой гражданственности и патриотизма. Воздействие такого интегрированного и конкретизированного материала на когнитивную и эмоционально-чувственную сферы личности поможет учащимся сделать самостоятельный осознанный выбор ценностно-мировоззренческих ориентиров, собственной модели поведения в гражданско-патриотической сфере.


2. Целенаправленное использование конкретного материала по национально-региональному компоненту, побуждающего учащихся к осмыслению базовых мировоззренческих проблем, касающихся смысла жизни культурного человека и смысла истории, назначения каждого человека в обществе, основных тенденций и перспектив современного общества. Такая деятельность будет способствовать развитию позитивно-критического мышления, социально-нравственных качеств личности, способной к принятию собственной жизненной позиции, готовой к выполнению своего патриотического долга гражданина России.

3. Выявление в содержании общественных и гуманитарных предметов фундаментальных мировоззренческих категорий, которые являются основополагающими в формировании патриотического сознания учащихся в целом и таких понятий, как «Родина», «патриотизм», «гордость» в частности. Эмоциональное насыщение этих категорий конкретным жизненным материалом за счет привлечения личного опыта учащихся позволит педагогу в рамках внеурочной деятельности по данным направлениям создать благоприятную среду для самовоспитания, самоопределения и самореализации личности молодого человека в гражданско-патриотической среде. Необходимость введения национально-регионального компонента в программу государственных стандартов обоснована Федеральным Законом «Об Образовании в РФ». Компонентный состав государственных образовательных стандартов определяет высокий статус национально-регионального компонента.

4. Развитие и активизация многообразных форм урочной и внеурочной деятельности (поисково-краеведческая работа, участие в исследовательском проекте, выступление на научно-практической конференции и т.д.) по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с использованием национально-регионального компонента, мировоззренческого потенциала общественных и гуманитарных дисциплин.

5. Включение в содержание программ общественных дисциплин мировоззренческого материала патриотической направленности с опорой на общероссийские и национально-региональные гуманистические ценности в их единстве. Все это будет способствовать развитию у подрастающего поколения российского патриотизма и культуры межнационального общества.

6. Применение педагогических технологий, в основе которых лежат активные методы обучения (этическая беседа, учебная дискуссия, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, ролевая игра, метод примера, самоанализ, самооценка, убеждение), позволит сделать преподавание общественных и гуманитарных дисциплин практико-ориентированными,­ тем самым - более значимыми в патриотическом воспитании учащихся в современных условиях общеобразовательных организаций.