Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Теоретические подходы к понятию «патриотическое воспитание»
1.2. Формы и методы патриотического воспитания
2.1. Особенности патриотического воспитания младших школьников
2.2. Внеурочная работа с младшими школьниками посредством патриотического воспитания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что важнейшей задачей современной российской школы является воспитание высокого чувства патриотизма и культуры межэтнических и межнациональных отношений. Процесс становления гражданской идентичности и патриотизма нынешних школьников происходит на непростом фоне обострившихся социально-политических процессов в России, что привело к необходимости выработки осознанной патриотической идеи на поликультурной основе с учетом особенностей ее реализации в Российской Федерации и при условии взаимодействия различных этносов. В результате формирование и развитие чувства патриотизма и гражданской позиции у подрастающего поколения сводится к разовым отдельным мероприятиям, которые, не отмечая уже факт отсутствия научного обоснования, очень часто лишены целенаправленности, смыслового содержания и структуры, внутренней логики. Следовательно, значимость исследования проблемы патриотического воспитания современных младших школьников (причем особенно это справедливо для детей, которые проживают и воспитываются в неблагополучных семьях) определяется девальвацией личностных приоритетов, ведущих направлений развития патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях.
Необходимо также отметить, что во времена существования СССР гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности уделялось значительно больше внимания, чем в настоящее время. Так, существовала пионерская организация, а помимо этого, со школьниками проводились военно-патриотические игры, походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами ВОВ, различные лекции и беседы, посвященные славному прошлому и настоящему СССР. Кроме этого, у школьников в рамках внеурочной деятельности была возможность посещать различные предприятия, беседовать с работниками о том, насколько важен их труд для процветания страны. Все это, безусловно, положительно сказывалось на становлении гражданского самосознания и патриотизма детей младшего школьного возраста. Если же говорить о настоящем времени, то многие ориентиры прошлого утеряны и разрушены, в то время как новые еще не сформировались. К тому же, и сама система патриотической деятельности со школьниками на настоящий период времени находится в плачевном состоянии. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать особенности патриотического воспитания младших школьников в качестве одной из наиболее эффективных технологий работы с ними.
Предмет исследования – патриотическое воспитание как одно из направлений работы с младшими школьниками.
Объект исследования – патриотическое воспитание.
Цель работы – исследовать патриотическое воспитание как одну из технологий работы с детьми младшего школьного возраста.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические подходы к понятию «патриотическое воспитание»;
- выявить основные формы и методы патриотического воспитания;
- охарактеризовать особенности патриотического воспитания младших школьников;
- проанализировать особенности внеурочной работы с младшими школьниками посредством патриотического воспитания.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретического анализа литературы, формально-исторический и формально-логический методы, а также метод обобщений.
Теоретическая значимость исследования по теме данной работы состоит в том, что в нем расширены научные представления о специфике патриотического воспитания младших школьников.
Практическая значимость исследования заявленной темы обусловлена тем, что мероприятия, разработанные автором в направлении профилактической работы с младшими школьниками и направленные на патриотическое воспитание, могут быть с успехом применены в практике деятельности как в рамках общеобразовательных школ, так и органов социальной защиты населения.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Теоретические подходы к понятию «патриотическое воспитание»
Современная Россия представляет собой государство с уникальной национальной и политической структурой, которую нельзя игнорировать при разработке модели личности с высоким уровнем чувства патриотизма и гражданственности. Социально-экономические и политические процессы, получившие импульсивный характер в России с середины 80-х годов прошлого столетия, привели к необходимости осмысления выработки программы патриотического воспитания на поликультурной основе, что, по мнению В.И. Супруна, привело к образованию у понятия «россияне» нового смысла - «граждане России любой национальности», тогда как в официальных словарях отмечается, что этот термин является устаревшим и высоким синонимом к понятию «русские»[1]. Возникновение слова «россиянин» указывает на возрождение идеи, которая в некотором смысле является контаминацией между понятием новой этнической общности - советского народа и американской моделью. Вместе с тем, подчеркивая особенности национальной осознанности гражданского патриотизма, необходимо иметь в виду специфику ее реализации в различных регионах Российской Федерации, условия взаимодействия и взаимоотношения различных этносов.
В широком смысле в педагогике патриотизм выступает позитивной духовно-нравственной категорией личности, которая выражается через любовь к своему Отечеству, малой и большой Родине, своему народу. Впервые данный термин появляется в России во времена правления Петра I. Формула патриотизма довольна проста: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». При этом чувство патриотизма не связано со слепой любовью к своему народу (не замечаю недостатков, вижу только хорошее), оно, скорее, проявляется через осознанное восприятие своего народа, его истории. Истинные патриотические тенденции выражаются лишь тогда, когда человек, понимая ошибки в истории своей страны, все равно продолжает ее любить, стараясь при этом внести своей вклад в культуру, экономику, стать истинным гражданином[2].
Все эти подходы представляются важными и требующими учёта при педагогической интерпретации понятия патриотизма, поскольку, не определившись с сутью, невозможно эффективно организовать процесс патриотического воспитания
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема патриотического воспитания современной молодежи, формирования чувства патриотизма и гражданственности рассмотрена в научно-педагогических, философских, социологических исследованиях (Л.С. Балкарова, А.Ю. Белогуров, З.И. Валиева, Е.Г. Демьянова, Л.Л. Супрунова, В.К. Кочисов, М.М. Карданова, О.Ю. Стрелова и др.), отражена роль и положение национально-регионального компонента в патриотическом воспитании обучающихся в общеобразовательных учреждениях (Е.А. Баландина, Е.А. Батуева, М.Г. Буловинцева, А. Быков, А.Н. Вырщиков, Р.Б. Карабашева, М.Б. Кусмарцев, С.К. Колодезников, О.М. Кривошапкина, B.И. Лутовинов, Т.В. Сафонова, О.Н. Черных и др.)[3]. Все большего внимания за последнее время в рамках данного направления заслуживает взгляд на патриотическое воспитание как на важнейшую общечеловеческую ценность, интегрирующую не только социальный, но и нравственный, духовный, культурно-исторический и другие компоненты (Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина Т.А. Касимова, C.В. Марзоев, Т.А. Орешкина, И.А. Пашкович и др.)[4].
В научных исследованиях патриотическое воспитание, как свидетельствует анализ вышеперечисленных подходов, представлено достаточно полно. Однако иногда прослеживается неоднозначность понимания эпистемологии патриотического воспитания: сущности, ведущих целей и задач, принципов и структуры построения, содержания относительно новых культурных и социально-политических условий. Можно отметить также недостаточную разработанность проблем, связанных с осмыслением образа современного российского гражданина, патриота своей большой и малой Родины, что не позволяет разрешить противоречие в понимании ключевых терминов «патриот» и «гражданин», «патриотизм» и «гражданственность», а это, в свою очередь, мешает разработке системы патриотического воспитания. В связи с этим необходимо разрешение вопросов, которые раскрывают общие пути и средства реализации процесса патриотического воспитания подрастающего поколения на поликультурной основе. Эффективное использование в учебно-воспитательном процессе национальных ценностей и приоритетов дает возможность успешно решать образовательно-воспитательные, педагогические, социокультурные задачи.
Предки учили молодежь высокой культуре, таким естественным идеалам, как правда, истина, добро, красота, справедливость, свободолюбие и т. д. Приведенные ценности затребованы в современном образовании, которое целесообразно строить на традициях предков, их отношении к школе, семье, сообществу.
Во многих субъектах Российской Федерации в регионально-национальном компоненте учебного плана младшей, средней и старшей общеобразовательной школы изучается курс «Культура и традиции народов», программа которого предусматривает приобщение школьников к национальным истокам, формирование лучших качеств своего народа, которые стали традиционными[5]. При этом традиции предков используются не только во внеклассной работе, но и при изучении предметов: история того или иного региона, родной язык, родная литература, изобразительное искусство региона, в программах которых предусматривается изучение лучших традиций народов региона. На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся демонстрируют знания истории, культуры и искусства народов, проявляют гордость героической историей, мужеством, храбростью и самоотверженностью героев эпоса, умения по различным играм, видам спорта, которыми пользовались народы, населявшие тот или иной регион.
В народной педагогике, в произведениях устного народного творчества этноса имеются многочисленные образы народных героев, которые верой и правдой, мужеством и храбростью, высокой нравственностью и физическим совершенством восхваляли Родину, неоднократно спасали ее от иноземных захватчиков. Следовательно, ссылки на таких героев, осознание подвигов достойных сыновей и дочерей в образовании и семейном воспитании способствуют формированию гражданина, достойного и способного не только любить, но и защищать Родину.
По мнению Д.С. Лихачева, о каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и идеалам, которыми он живет[6].
Школьники должны гордиться своими предками, им есть чему поучиться у них, в связи с чем важно предоставить возможность учащимся с первого класса познать глубину национальной культуры. Поэтому, изучая в школах культуру и традиции народов, школьники идут к общероссийской культуре, поскольку в учебно-воспитательном процессе воспитываются такие качества личности, как гражданственность (уважение к законам страны, их соблюдение, знание и соблюдение прав и свобод человека, любовь не только к малой, но и великой Родине), толерантность, скромность и порядочность, национальная гордость, уважение к истории, культуре и искусству, родному языку, литературе и т.д.[7].
Следует отметить важность знания родного языка, истории, литературы, искусства, национальных традиций в семье, способствующих сохранению обычаев, бережному отношению к святым местам, памятникам древней культуры и др. При этом неприемлемы, особенно в среде школьников, элементы национального эгоизма, превосходства, противопоставления одной нации другой, а также национальный нигилизм, пренебрежение к самобытной, национальной культуре народа.
Основным стержнем, на котором должна основываться жизнедеятельность любого человека, выступает нравственность (достоинство, совесть, потребность в труде, человеческом общении), без которой не может функционировать ни общество, ни государство, ни сам человек. В этом плане важно использовать один из факторов патриотического воспитания - родной язык, на котором осуществляется учебный процесс почти во всех национальных школах России. Не менее важным фактором выступает природа родного края, поскольку, пробудив любовь к окружающему миру, широким просторам и несметным богатствам, возможно формирование преданности Родине, начиная с признательности матери, окружающим родственникам, восхищения красотой родных мест. Возникнув еще в детском возрасте как любовь к родной природе, отчему дому, патриотизм постоянно наполняется гражданским содержанием, становится не только нравственным, но и политическим.
С этих позиций как в учебно-воспитательном процессе на уроке, так и во внеурочной деятельности важно пробудить духовные стремления ребенка, показать пример нравственного поведения, доброты и милосердия, вызвать патриотические и гражданские чувства, которые должны находить закрепление в процессе деятельности, поведения в сообществе[8]. Ежедневные беседы на самые различные темы, диспуты на классных часах, проведение утренников, вечеров, праздников, встреч, экскурсий, походов, конкурсов, соревнований должны охватить основные стороны гражданского и патриотического воспитания, направленного на воспитание у младших школьников любви к родному краю; уважения к представителям народа и их культуре; позитивного отношения к героическому прошлому, гордости за славных сынов и дочерей, совершивших подвиги во славу Родины; бережного отношения к природе родного края, ее богатствам; трудолюбия, готовности защищать ее от внешних посягательств.