Файл: Разносторонность развития личности как фактор успешности обучения и как ключевая цель образования ( Воспитание нравственности, дисциплины и культуры поведения ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Воспитание нравственности, дисциплины и культуры поведения
1.2 Формирование эстетического воспитания и поведения
1.3 Физическое и трудовое воспитание
2.1 Вклад педагога в развитие разносторонней личности
2.2 Педагогическая деятельность: алгоритм и особенности ее отдельных видов
2.3 Рекомендации родителям для помощи детям в развитии личности
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И КАК КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Вклад педагога в развитие разносторонней личности
Педагог – это, прежде всего, специалист, который обязан помочь ребенку в его развитии и реализации каких-либо личных качеств, или, возможно, творческих начал.
Он вовлекает детей в познавательные процессы, учит их трудиться для общественных целей, агитирует заниматься спортом и физкультурой, поощряет их за творческие начинания в области искусства, например, рисования или лепка, и, конечно же, дает им знания и занимается развитием умственных способностей детей.
Один великий отечественный математик М.В. Остроградский говорил: «Хороший учитель рождает хороших учеников».[6] Это высказывание объясняется тем, что у хорошего педагога не может быть плохих учеников.
Так как, он занимается их развитием и уделяет время каждому из них, вникая в психологические особенности ребенка и смотря на него, не как на хулигана или двоечника, а как на ребенка, у которого, возможно есть проблемы, и нужно найти их решение.[7]
Самостоятельно ребенок не сможет справиться с трудностями, для этого ему нужен наставник или помощник. Им и является педагог. От некоторых преподавателей можно услышать фразу: «Воспитывать вас должны родители, а мы вас учим».
С одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что обучение – это первая причина, почему дети посещают школу. Родители привели их туда за знаниями, чтобы впоследствии, их ребенок отучился, смог поступить в ВУЗ и получить престижную профессию.
Но, с другой стороны, большую часть времени дети проводят именно в школе. С 8 утра и, примерно, до 14 часов они находятся на занятиях. А многие дети после уроков посещают еще и продленку. Тем самым, это приводит к тому, что большую часть времени дети находятся не дома, а в стенах своей школы.
Соответственно, педагоги с ними контактируют гораздо большее количество времени, чем родители дома. Поэтому, кто, как не педагоги должны воспитывать детей. Этот вопрос спорный, но, эта теория имеет место быть.
Высказывание «Воспитывать вас должны родители, а мы учим» применимо больше к студентам высших учебных заведений.
Так как, и среди студентов могут быть люди с пробелами в воспитании, которые не были решены в детстве, и, конечно, преподавателям ВУЗа не хочется заниматься перевоспитанием уже состоявшихся личностей. Тем более, что в этом возрасте, уже мало что можно изменить.
Однако, следует напомнить о том, что ребенок, пришедший только в 1 класс, еще не является до конца сформированной личностью, а лишь на половину. Основы воспитания в него заложили родители в первые 5 лет его жизни.
Дальнейшее воспитание ложится на плечи педагога. И, естественно, когда идет речь о воспитании, предполагается разностороннее развитие личности. Так как, воспитание – это не запреты и ограничения, по типу: «не перебивай старших» или «веди себя прилично». Но это целая совокупность знаний и понимания различных сфер жизни.[8]
В первой главе об этом говорилось более подробно. Это и физическое, и нравственное, и эстетическое, и трудовое воспитание. И лишь совокупность всех эти видов приведет работу педагога к успеху. Нельзя останавливаться лишь на одном направлении. Для ребенка важно расширять его кругозор и понимание этого мира.
Таким образом, педагог – это важный человек в воспитании ребенка. Как бы не хотелось это отрицать, но родители – это не единственные люди, которые должны возлагать на себя эту ответственность, хоть и на них она лежит в первую очередь.
Педагог имеет большой багаж знаний в области воспитания и педагогики, поэтому, он может намного быстрее разобраться в причинах той или иной проблемы у ребенка.
Он может подсказать родителям с профессиональной точки зрения, как поступить в той или иной ситуации.
Родители всегда хотят своему ребенку только добра, однако, возможно, они оценивают свои методы и способы воспитания субъективно, а педагог сможет направить их на правильный путь в воспитании разносторонне развитой личности.
Так как у него есть педагогический опыт, он смотрит на ребенка, в первую очередь, как на развивающуюся личность со своими потребностями и желаниями, потребностями и страхами.
2.2 Педагогическая деятельность: алгоритм и особенности ее отдельных видов
Основными видами деятельности педагога по сей день остаются обучение и работа в области воспитания детей.
Работа в области воспитания связана с работой педагога, которая структурирует вопросы воспитания к каждому из детей и определяет наиболее подходящие способы воздействия на каждого ребенка для развития его личности.
Обучение (или преподавание) – это работа педагога, которая связана с развитием умственных способностей детей. Педагог учит детей считать, писать, рисовать, чертить, учить наизусть, размышлять и придумывать что-то новое.[9]
Можно сказать, что эти два понятия, воспитание и обучение, во многом схожи друг с другом и разницы в них мало. Здесь есть отголоски моей теории о том, что педагог – это и воспитатель, и учитель для ребенка.
И разделять эти две его функции никак нельзя. Научить ребенка писать и считать можно и дома, для этого не обязательно иметь профильного образования в области педагогики.
Однако, именно понимание сути воспитания позволяет педагогу называться специалистом в данной области. Воспитание и обучение синтезируются в одну сплошную структуру, где ребенка учат и наукам, и морально-нравственным понятиям и нормам, не разделяя этот процесс.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что в процессе обучения детей преследуются определенные задачи, которые ограничены временем, согласно учебному плану общеобразовательного заведения.
С другой стороны, планируя воспитательную работу в общих целях, например, чтение лекции о вреде курения детям, агитация детей к спорту, лекция о здоровом образе жизни или общественные работы, в виде уборки территории школы, никак не могут ограничиваться каким-либо отрезком времени.
Конечно, на чтение лекции о вреде курения уйдет час или полтора, но, в какой момент дети осознают всю важность этой воспитательной работы, никто не может предугадать. Возможно, воспитательную работу нужно будет провести не один раз по одной и той же теме, зависит от опыта педагога и детей.
Оценить работу педагога как эффективную или неэффективную довольно легко. Процесс обучения можно проследить по успеваемости детей. Сколько отличников, хорошистов и троечников в классе.
Если последних из этого списка меньшинство, тогда работу педагога в области обучения можно охарактеризовать как успешную. Дети усваивают новую информацию легко и применяют ее на практике.
В воспитательной работе оценить работу педагога гораздо сложнее. В разносторонне развитом ребенке сложно выявить и понять, где работа педагога, а где его родителей.
Это возможно узнать лишь при продолжительном изучении поведения ребенка. А лучше всего, если удастся узнать больше о его родителях и их методах воспитания.
Только так, например, удастся узнать, любовь к труду – это воспитание родителей или педагога. Если родители сами много трудятся, и дома, и на работе, то, скорее всего, ребенок перенял эти черты от них. Если же в семье таких особенностей не наблюдается, то, стоит обратить внимание на педагога и его работу с детьми.
В качестве вывода можно сказать, что воспитание напрямую влияет на обучение ребенка. Если ребенок имеет позитивный настрой на учебу, его мотивировал педагог, то у него у самого возникнет желание изучать новую информацию и получать знания. Поэтому, эффективность обучения напрямую зависит от успеха преподавателя в воспитательской работе.
2.3 Рекомендации родителям для помощи детям в развитии личности
Родители – это наиважнейшие люди, которые могут ускорить или, наоборот, замедлить развитие разносторонней личности своего ребенка. Чтобы ребенок продолжал заниматься собственным развитием, крайне важно для родителей подбадривать его на пути к успеху.
За любой школьный успех важно хвалить своего ребенка, кроме того, необходимо разговаривать с ребенком о том, чем он планирует заниматься в будущем, как он представляет себя через 5-10 лет, какую профессию он хочет выбрать и т.д.[10]
Но, что самое важное, нужно подвести ребенка к тому, что для осуществления этих целей необходимо предпринимать какие-либо действия. Он должен понять, что любой успех требует серьезных усилий: труда, выносливости, дисциплинированности и терпения.
Главное, когда ребенок приходит домой из школы, не нужно сразу узнавать, какую оценку он получил. В первую очередь, ребенок ищет в родителях заботу и внимание к себе, а не к своим успехам.
Не нужно перегружать ребенка ответственностью не по годам, важно помнить о том, что это ребенок, а не взрослый человек. Чрезмерная учебная нагрузка и строгие воспитательные меры могут погасить в ребенке желание развиваться.
Он должен сам понимать, что это ему необходимо, что без разностороннего развития он не сможет хорошо учиться, не поступит в ВУЗ, не получит хорошую работу и не достигнет успеха в обществе.
Кроме того, у ребенка должны быть личные интересы помимо учебы в школе. Можно записать его на кружок рисования, лепки, спортивную секцию или на шахматы. Все зависит от индивидуальности ребенка, и родителям, в первую очередь, виднее, что их ребенку нравится и к чему у него проявляется интерес.
Возможно, это будет не одна, а несколько секций. Но, с другой стороны, ребенок может растеряться и не сказать родителям, чем он хочет заниматься помимо школы. Тогда наилучшее решение – это начать пробовать вслепую. То есть, записать ребенка на рисование и наблюдать, нравится ли ему это занятие или нет. Если нет, то лучше сменить эту секцию на какую-либо другую.
Еще один важный момент, который способен деструктурировать разностороннее развитие личности ребенка – это сравнение его с другими детьми. И взрослым, и детям важно понять, что сравнивать нужно лишь свои сегодняшние успехи со вчерашними, но никак не с успехами других людей.[11]
У каждого свои интересы, особенности характера и сила воли. Кто-то может выучить таблицу умножения за пару дней, а кому-то нужна неделя. Это не говорит о том, что один ребенок умный, а другой глупый, просто они разные и это нормально.
Родителям стоит забыть о таком выражении как «ты хуже других». Это пошатнет самооценку ребенка и его доверие к родителям. Он сам начнет постоянно сравнивать себя с другими детьми, в надежде найти преимущества и, тем самым, самоутвердившись за этот счет, он вырастет заносчивым и эгоистичным человеком, который будет считать других людей хуже себя.
Поэтому, родителям важно оценивать дела своего ребенка, а не его личность в целом. Ребенок растет и развивается, и то, что он сегодня что-то не понимает – это не его вина, а, возможно, его родителей или педагога. Или же, родители слишком много требуют от ребенка относительно его возраста. Так поступать категорически нельзя. Это может привести к переутомлению ребенка и нервному срыву.[12]
После выполненного ребенком задания, родители должны сесть и обсудить с ним, что у него получилось легко, а что вызвало затруднения. Если есть возможность, необходимо помочь ребенку в преодолении этих трудностей. Этот разговор научит его анализировать собственную трудовую деятельность и подходить ко всем своим начинаниям с умом.