Файл: Разносторонность развития личности как фактор успешности обучения и как ключевая цель образования ( Воспитание нравственности, дисциплины и культуры поведения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Разносторонне развитая личность – это идеал, к которому во все времена стремились люди. Чтобы прийти к этому идеалу, необходимо начать развитие еще в детстве. Дети более восприимчивы к усваиванию новой информации и изучению новых предметов. Они лучше запоминают иностранные языки, чем уже взрослые люди.

И, безусловно, им намного легче привить нормы поведения, пока личность еще не сформировалась. Разъяснения о том, что «хорошо», а что «плохо», также усваиваются в детском периоде. В подростковом периоде это сделать практически невозможно.

Уже в подростковом возрасте можно сделать выводы, к какому ребенку родители и педагоги относились с должным вниманием к его развитию. Для педагога важно выполнить следующую задачу: сделать из ребенка разносторонне развитую и воспитанную личность.

Время не стоит на месте, как и в других сферах жизни, в педагогике начали происходить изменения. Искались новые подходы и пути, например, такие как: творческая деятельность или развитие профессиональных умений.

Следует отметить, что наиболее активным государством, которое взялось за изучение и поиск новых подходов, была Германия. В работе принимали участие следующие выдающиеся педагоги: Р. Зейдель, Г. Кершенштейнер, Э. Зальвюрк, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, Г. Шаррельман и др.

К началу XX века методы нового воспитания были узнаны и в России. Во времена начала 90-х годов XX века стал расти снова интерес к педагогике и методам «нового воспитания». Это произошло благодаря исследованию как российской, так и зарубежной литературы на данную тему. В СССР такой возможности, к сожалению, не было.

Целью курсовой работы является изучение особенностей разностороннего развития личности как фактора успешности обучения и как ключевой цели образования.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить понятие воспитания нравственности, дисциплины и культуры поведения;

2) проанализировать формирование эстетического воспитания и поведения;

3) проанализировать физическое и трудовое воспитание;

4) определить вклад педагога в развитие разносторонней личности;

5) изучить педагогическую деятельность: алгоритм и особенности ее отдельных видов;

6) дать рекомендации родителям для помощи детям в успешном обучении;

Объектом исследования являются дети или учащиеся.

Предметом исследования является изучение воспитательного процесса и его условий, которые способствуют разностороннему развитию личности у ребенка.


В данной курсовой работе был использован следующий метод исследования: анализ литературных источников.

В структуру работы входит введение, две главы, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1 Воспитание нравственности, дисциплины и культуры поведения

Нравственность имеет большое значение при воспитании. Для нравственных людей важно учитывать последствия от своей деятельности, чтобы не принести вред другим.

Именно поэтому педагоги выстраивают различные методики для развития у детей определенного поведения, которое предполагает бережное отношение к близким и родным, почитание старших и уважительное отношение к социуму в целом. Правовая форма регулирования отвечает за соблюдение законов в нашем социуме, но она не может регулировать его моральную составляющую.

Многие общественные деятели и педагоги разных эпох полагали, что нравственность – это основа для развития адекватного и воспитанного человека. Этим вопросом всерьез стоит заняться педагогам образовательных учреждений, так как именно там ребенок проводит большую часть своего времени.

Когда ребенок начинает учиться в школе, то он видит преподавателя чаще, чем своих родителей. Именно поэтому, педагог – это основополагающая роль в развитии еще несформированной личности ребенка.

Педагогу важно определиться с направлениями и темами, с которыми необходимо работать, чтобы привить ребенку чувство морали и нравственности.[1] В качестве примера можно привести следующее:

1. Ему нужно прививать ребенку позитивное отношение к нашему государству. Научить его любить окружающий его мир: природу, людей, которые живут в нашей стране и город, в котором они живет. Важно объяснить ребенку, что страну любят не за то, что она нам дала, а за то, что тебе посчастливилось родиться именно здесь и нужно уважать народ своей страны.

2. Ребенку необходимо объяснить, что нет хороших или плохих наций. Все люди на Земле равны между собой. Нельзя оскорблять культуру другой страны и судить человека лишь по цвету его кожи.


3. Ребенку важно объяснить, что труд – это развитие человека. Без труда невозможно создать или построить что-то действительно хорошее и ценное, ни для себя, ни для общества в целом.

4. Ребенок должен понимать, что бережливое отношение к природе – это залог морали и нравственности.

5. Ребенок должен научиться быть терпимым и толерантным к окружающим его людям. Он должен заботиться о своей семье и близких и учиться общаться в коллективе с другими детьми.

6. Ребенку важно объяснить, что нравственный человек не допустит лжи по отношению к другим людям. Скромность украшает человека.

Эти пункты помогут подготовить ребенка и навести его на путь развития и самосовершенствования. Важно, чтобы ребенок понял смысл и важность этих правил и выполнял их не под принуждением, а по своей воле. Педагогу нужно будет донести их ценность.

Дисциплина – это еще один важный аспект в развитии разносторонней личности.[2] К развитию ведет пунктуальность, аккуратность и четкое выполнение поставленных задач. Эти качества помогут человеку достичь больших высот в любой профессиональной деятельности, не важно, доктор, ученый, преподаватель, строитель или программист.

Такого человека видно сразу: если это ребенок, то он хорошо учится в школе, выполняет все задания в срок и выдерживает школьную нагрузку.

Если это взрослый человек, то обычно это работник, который достиг хороших результатов на работе и его ценит начальство. Делаем вывод: дисциплина – это важное качество для дальнейшего успеха в трудовой деятельности.

Чтобы ребенок приучался к дисциплине, лучше всего родителям определить то время, когда он должен обязательно сесть за уроки. Например, в 6 часов вечера ребенок должен уже сесть за тетради и учебники. Он будет смотреть на часы и ближе к этому времени настраиваться на уроки. Если ребенок противится, то можно прибегнуть к ограничению, например, не давать ему сладкого или запретить играть в компьютер. Для ребенка это будет весомый стимул начать делать уроки.

1.2 Формирование эстетического воспитания и поведения

Эстетика – это способ приблизиться к прекрасному. Ребенок с ее помощью учится формировать свои чувства к данной области. Эстетическое воспитание связано чаще всего с художественной деятельностью учащихся, тем самым, уча их видеть прекрасное и создавать его самим.


Это также поможет развить ребенку свои творческие качества и выявить, возможно, у себя талант. Педагог формирует у детей потребность в области искусства, втягивая их в творческие занятия, и, тем самым, повышая их интерес к эстетике.

Важнейшим аспектом эстетического воспитания является развитие у детей художественного восприятия. Дети должны научиться видеть красоту как в искусстве, так и в окружающем мире, а также, отмечать красоту в поступках людей.

Для этого нужно обладать знаниями, которые помогут понять искусство и будут способствовать выражению своих видений на художественные произведения. Дети должны знать виды и жанры искусства, хотя бы базовую информацию.

Чтобы воспитать в учениках эстетику поведения, важно разговаривать с ними о нравственности, речевой культуре, о поступках человека, их оценке, о современных модных тенденциях и как они влияют на молодежь. Например, субкультуры или пропаганда наркотиков в СМИ.

В целом, можно констатировать факт того, что эстетика – это одна из важных элементов развития разносторонней личности. Сложно представить такого человека без чувства эстетики в искусстве или в поведении.

1.3 Физическое и трудовое воспитание

Физическое воспитание – это еще один наиважнейший аспект для разностороннего развития личности. Можно сказать, что физическое развитие – это первостепенное развитие человека. Если человек физически не развит, слаб и болен, то это препятствует его умственной деятельности.

Такие известные личности, как Л.Н. Толстой и И. П. Павлов, посвятившие свою жизнь умственному труду, связывали также свое время с физическими упражнениями.[3]

Именно поэтому, детям необходима физическая культура. Они должны принимать участие в спортивных мероприятиях и конкурсах, что также способствует укреплению коллективизма и человеческой воли.

Но чтобы привлечь ребенка к занятию физкультурой, важно объяснить ему, почему ему это нужно и как он изменит свою жизнь с помощью этого. Создав ценность занятий физкультурой, ребенок сам захочет развиваться в этом направлении.

От педагога требуется объяснить ребенку, что из-за занятий физическими упражнениями, его здоровье улучшиться, он будет реже болеть, его оценки улучшатся, так как, ничего не будет препятствовать процессу умственной деятельности.[4]


Чтобы физические упражнения действительно приносили пользу, важно выполнять их постоянно, а не разово. Кроме того, следует помнить о чередовании умственного труда с физическим. Нельзя оставить лишь один из них, важно уделять время и тому, и другому направлению.

Физическое воспитание преследует за собой цели в виде улучшения осанки, походки, выработки выносливости и скорости двигательных реакций. Часто, дети, которые вовлечены в физические упражнения на уроке физкультуры, считают, что им этого недостаточно, что их амбиции в спортивной деятельности не удовлетворены, и тогда они начинают заниматься спортом профессионально. Например, это может быть гимнастика, плавание, баскетбол, футбол, бокс и т.д.

Труд – это главный фактор материального и духовного изобилия. Трудолюбивый человек всегда выделяется на фоне общей массы людей. Его деятельность непрерывна: он отдается всецело работе или учится на «отлично», занимается спортом, участвует в общественной деятельности и т.д. Это добавляет человеку престижа в обществе. А для самого человека труд – это, в первую очередь, осознанный выбор и основа его развития как личности.

Но, чтобы человек во взрослом состоянии был трудолюбив, ему нужно прививать эту потребность к труду с детства. В детстве человек лучше понимает и воспринимает информацию, и не только в виде знаний в образовательном учреждении, но и в виде правил и норм поведения, которые ему диктуют родители и педагоги.[5]

Труд также позитивно влияет на физическое состояние человека. Труд причастен к развитию умственных способностей человека. Он становится более сообразительным и смекалистым.

Труд оказывает влияние и на нравственную сторону развития человека, ведь, тем самым, он несет пользу не только себе, но и всему обществу в целом, что развивает в нем дух сплоченности и коллективизма, прививается чувство патриотизма детям и понимание того, что они члены одного трудового коллектива.

Таким образом, можно сказать, что физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитания в своей совокупности дают основу для разностороннего развития личности человека.

В данной структуре должны присутствовать все перечисленные виды, так как развитие – это разносторонний процесс, а не односторонний. Ребенку с малых лет необходимо прививать интерес к различным сферам деятельности: к учебе, к труду, спорту и искусству. Это нужно, прежде всего, для самоопределения ребенка, кем он хочет быть в будущем и в какую сторону он планирует развиваться.