Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие и сущность стилей руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Стили руководства в управление

1.1 Понятие и сущность стилей руководства

1.2 Классификация стилей руководства

1.3. Факторы формирования стилей

ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика деятельности МУ «Центра психолого-педагогической помощи»

2.1. История развития МУ «Центра психолого-педагогической помощи»

2.2. Организационная структура МУ Центра психолого-педагогической помощи

2.3. Экономическая характеристика деятельности МУ Центра психолого-педагогической помощи

ГЛАВА 3. Анализ стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи

3.1. Применение стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи

3.2 Основные предложения по улучшению стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя Центра психолого-педагогической помощи. В ней рассматриваются основные стили руководства. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

Объектом исследования в данной работе является руководитель МУ Центр психолого-педагогической помощи.

Предмет исследования – влияние стилей руководства на персонал.

Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководитель и выбор наиболее оптимального варианта воздействия на работников, то есть необходимо сделать анализ стилей руководства, которые преобладают в деятельности руководителя данной организации.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Анализ теоретических источников, то есть рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.

2. Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства.

3. Проанализировать и сравнить деятельность руководителя МУ Центра психолого-педагогической помощи.

4. Сделать выводы по работе.

При написании данной курсовой работы были использованы методы изучения и анализа имеющейся литературы.

Источниками информации были базовая учебная литература и книги, основными авторами которых являются В. П. Пугачёв, В. Р. Веснин , Г. Б. Казначевская, И. Н. Герчикова, М. И. Кравченко.

ГЛАВА 1. Стили руководства в управление

1.1 Понятие и сущность стилей руководства

Возможность руководителя на деле реализовать свой статус (должностное положение) находится в зависимости от стиля его работы.

Стиль руководства – это совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных при выполнении им управленческих функций. Это привычная особенность и манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, используемая для того, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей.

В стиле руководства можно выделить три основных компонента, которые характеризуют основные особенности стиля:


1) забота о выполнении поставленных задач;

2) способы, с помощью которых руководитель оказывает воздействие на подчиненных;

3) взаимоотношения с подчиненными, а также с коллегами и вышестоящими руководителями.[8]

Все это отражает стиль руководства и характеризует руководителя.

Стиль руководства находится в тесном отношении и взаимосвязи с методами управления.

Метод управления – это совокупность способов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных, обеспечивающих координацию их действий.[3]

Метод – это понятие вполне объективное, существующее независимо от руководителя. По характеру воздействия различают три группы методов: административные, экономические и социально-психологические.

Стиль руководства в основе своей также объективен, так как зависит от специфики (функционального назначения) деятельности и от уровня иерархии управления. Но он всегда субъективно окрашен индивидуальными особенностями и личностными свойствами руководителя.

В деятельности руководителя объективные и субъективные компоненты стиля переплетены настолько плотно, что не всегда их можно разделить и вычислить. Но всякая попытка свести особенности служебного поведения только к личным качествам руководителя или только к специфике его деятельности приводит к ошибке.

1.2 Классификация стилей руководства

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).

К настоящему времени изучению стилей управления посвящены многие исследования как зарубежных, так и отечественных авторов.

А. К. Казанцев в книге «Общий менеджмент» приводит следующую схему видов стилей управления (рис.1).[13]

Виды стилей руководства

Определяемые личностью руководителя

Определяемые особенностями коллектива – ситуационное лидерство

Авторитарный

Указывание

Демократический

Координация

Либеральный

Участие в принятии решений

Предоставление самостоятельности

Рис.1. Виды стилей руководства

Теории, основанные на поведенческих подходах, послужили основой для классификации стилей лидерства или поведенческих стилей. В поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами лидера, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых он выделил три, ставших классическими, стиля управления:


- авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);

- демократический (или коллегиальный);

- попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

  • Авторитарный стиль (директивный, диктаторский);
  • Демократический стиль (коллегиальный);
  • Либеральный стиль (попустительский или анархический). [11]

Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления.

Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. [7]

Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.). Но у автократа есть и привлекательные черты. Люди этого типа зачастую обладают прямо-таки молниеносной реакцией, энергичны и толковы, решительно преодолевают трудности.

Демократический (коллективный) стиль управления.

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решении контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к.:

- он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений,

- высокие производственные результаты труда,

- инициативу, активность сотрудников,

- удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.[3]

Демократ не избегает ответственности за собственные решения или ошибки подчиненных, по заслугам хвалит или ругает, свои указания формулирует четко и убедительно.


Либеральный (попустительский, анархический) стиль руководства.

Характеризуется:

- с одной стороны, все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь;

- а с другой стороны, даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем.[14]

Психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов менеджеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

В заключение приведем сводную таблицу (Табл.1.) характеристик стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским.

Нужно иметь в виду, что в каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.[10]

Таблица 1

Сводная таблица характеристик стилей руководства, предложенную отечественным исследователем Э. Старобинским

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Единоличный с подчиненными

На основе консультаций сверху или мнения группы

На основе указаний

Способ доведения решений до исполнителя

Приказ, распоряжение, команда

Предложение

Просьба, упрашивание

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителя

Отношение к инициативе подчиненных

допускается

Поощряется и используется

Полностью передается подчиненным

Принципы подбора кадров

Избавление от сильных конкурентов

Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере

-

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Безразличное

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию

Положительное, активно идет на контакты

Инициативы не проявляет

Отношение к подчиненным

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательной

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию

Наказание с редким поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет четкой ориентации


1.3. Факторы формирования стилей

Формирование стиля руководства – сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.

Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта. Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора:[3]

1. Решаемые сотрудниками задачи.

Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Не случайно авторитарный стиль в зарубежном менеджменте называют пионерским, когда все может легко и правильно решаться одним руководителем. Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.

2. Уровень квалификации работников и руководителя.

Интегрально-демократический стиль требует от сотрудников высокого образования: им делегируются компетентность и полномочия по решению многих задач.

3. Характер мотивации сотрудников.

При авторитарном управлении определенных успехов можно добиваться лишь в коллективах из менее квалифицированных работников только путем распределения материальных благ.

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).