Файл: Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг) (ООО «ТТ АЭРО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации происходит усиление конкуренции, в результате чего руководители компаний находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления организациями и рычагов повышения спроса.

Актуальность темы обоснована тем, что изучение спроса и разработка мероприятий по ее повышению в условиях современного рынка играет большое значение для способности обойти существующих соперников и улучшить свое финансовое состояние.

Целью работы является оценка спроса товара.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– рассмотреть понятие и сущность спроса;

– изучить методы оценки спроса;

– дать организационно-правовую и экономическую характеристику организации;

– дать оценку спроса организации на рынке;

– разработать предложения по повышению спроса.

Объектом исследования является ООО «ТТ АЭРО».

Предметом исследования в работе являются конкурентоспособность товара.

Теоретические и методологические вопросы спроса были посвящены работы множества отечественных и иностранных экономистов. В частности, следует выделить таких отечественных ученых, как Ю. П. Анискин, М. И. Бухалков, В. Н. Васильев, Г. А. Краюхин, В. Н. Родионова, П. В. Забелин, И. И. Пичурин. Среди иностранных экономистов отметим работы И. Ансоффа, М. Портера, П. Сраффы. Основное внимание ученых привлекают проблемы спроса товара и национальной экономики, при этом недостаточно исследованной остается проблема спроса промышленного предприятия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТОВАРОВ

1.1 Понятие и сущность спроса на рынке товаров

Анализ уровня спроса на рынке товаров, т.е. выявление характера конкурентоспособного преимущества компании по сравнению с иными фирмами, состоит в первую очередь в подборе базовых объектов для сравнения, другими словами, в выборе компании-лидера в отрасли страны либо за ее пределами.

Таким образом, конкурентное преимущество одной компании над другой имеет возможность быть оценено в том случае, если эти две компании удовлетворяют идентичные потребности покупателей, принадлежащие к родственным сегментам рынка. При этом компании находятся приблизительно в 1 и тех же фазах жизненного цикла. В этом случае, если данные обстоятельства никак не соблюдаются, сравнение будет некорректным.


Типовая схема оценки спроса (согласно А.Н. Литвиненко) представлена на рис.1.

Отличия в подходах экономистов при установлении сути конкуренции обретают свое отражение и при рассмотрении категории спроса. Главная цель любого исследователя, исследующего проблемы спроса компании, заключается в установлении критериев, а кроме того нахождении источников и факторов спроса. Тем не менее тут явной делается огромная коннотационная запутанность, неопределенность определений и значений.

Степень эффективности использования финансовых ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным созданием уровня формирования производительных сил и, непременно, производственных и иных отношений, относительно эффективности применения ресурсов конкурентами.

Выбор базы сравнения

Анализ цены потребления

Установление показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам

Установление показателя конкурентоспособности по техническим характеристикам

Изучение

рынка

Запросы потенциальных покупателей

Сбор необходимых данных

о конкуренте

Определение требований к продукту

Установление целей анализа конкурентоспособности

Исследование проекта, анализ стоимости, установление емкости рынка и возможностей сбыта

Установление списка параметров, подлежащих оценке

Исследование нормативных характеристик. Расчет показателя конкурентоспособности по нормативным характеристикам

Вывод о конкурентоспособности

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

Разработка мер по повышению конкурентоспособности и оптимизации затрат

Рис.1. Типовая схема оценки спроса (по А.Н. Литвиненко)

Анализ экономической литературы демонстрирует, что конкурентоспособность компании как экономическая категория обретает свою проработку в работах экономистов в недостаточной степени. При этом большая часть ученых фокусирует собственное внимание на анализе либо спроса продукции, или спроса компаний, основанным в разных странах – на международном уровне.

Конкурентоспособность продукции довольно широко изучена в работах как отечественных, так и зарубежных экономистов. Больше всего под конкурентоспособностью продукции осознают такое сочетание ее потребительной цены (полезности для покупателя) и стоимости потребления (т.е. цены пользования, включающей в себя наряду с продажной ценой, эксплуатационные и прочие текущие расходы в течении времени работы продукта), которое обеспечивает продукции успех на рынке по сравнению с такого рода же продукцией иных поставщиков. Другими словами, чем больше потребительские характеристики и ниже стоимость пользования продукта, тем выше ее конкурентоспособность.


Для установления спроса продукции, как правило, применяются маркетинговые и квалиметрические методы, учитывающие ряд условий, из числа которых первостепенное значение исследователи отводят параметрам цены и качества продукта.

В рамках изучений спроса на международном уровне чаще всего экономисты концентрируют собственное внимание на анализе макроэкономических условий работы компаний на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что отмеченные макроэкономические обстоятельства в конечном счете и порождают степень спроса компаний, основанным в определенных странах, в процессе международной торговли.

Здесь, тем не менее, необходимо заметить, что конкурентное поведение компаний, довольно досконально рассматривается в рамках изучения олигополистичекого взаимодействия конкурентов, а кроме того в работах по стратегическому менеджменту. Первый из указанных подходов (приобревший собственное формирование в рамках структурного рассмотрения конкуренции) базируется на использовании математических методов теории игр применительно к выбору конкурентной стратегии относительно объемов изготовления и уровня цен в условиях олигополии. Во втором случае обосновывается потребность сосредоточения усилий компании на более перспективных сегментах рынка. При этом аспектом выбора сегментов, как правило, представляется размеры и макродинамика увеличения сектора. И тот и другой расклада связывает в таком случае, что же они сосредотачивают свое внимание на внешних ньюансах выбора тактики и стратегии компании в условиях конкуренции, что, бесспорно, представляется важным, однако никак не дает возможность выявить внутренние условия и источники спроса компаний.

Можно согласиться с тем, что конкурентоспособность продукции оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Тем не менее конкурентоспособность предприятия представляется намного более ёмким определением и содержит в себе множество нюансов деятельности помимо производимой продукции: управление, маркетинг, финансовая политика, операционная эффективность и многое другое. В силу этого, на наш взгляд, неправомерно сведение спроса предприятия только лишь к спроса его продукции.

Уровень спроса предприятия находится в зависимости от большого количества условий, которые относительно допускается объединить в 2 блока: конкурентной среды и базирования. Сущность и характер воздействия факторов конкурентной среды могут быть представлены в варианте модификации 5 сил конкуренции. Итогом влияния указанного блока факторов является соответствующее стратегическое позиционирование компании, уровень адекватности которого сложившемуся конкурентному балансу находится в прямой взаимосвязи с уровнем спроса компании.


С другой стороны, помимо условий конкурентной среды уровень спроса предприятия во многом находится в зависимости и от факторов его базирования. Воздействие этого блока факторов имеет возможность быть показано в виде следующей системы детерминантов:

- условия факторов производства;

- условия спроса;

- родственные, поддерживающие и смежные компании;

- стратегия и структура компании.

1.2. Методы оценки конкурентоспособности

Показатель конкурентоспособности – это высококачественная и (либо) количественная характеристика продукции (услуг), деятельности компании, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.

Необходимо заметить, что зачастую фактор и показатель имеют равное название, однако фактор несет в себе значение причины, а показатель значение признака, в основе которого осуществляется оценка. Так, конкурентоспособность услуг – главный фактор конкурентоспособности компании, в тоже время и единственный из показателей, на основе которого допускается реализовать оценку уровня конкурентоспособности компании.

Методика отвечает определенным целям и задачам исследования, включает в себя описание объекта, способов обработки полученных данных. Методика – конкретизация метода, доведение его до алгоритма, четкого описания способа существования. На основании установленного метода имеет возможность быть сформировано множество методик. Систематизированный перечень методов для возможной оценки конкурентоспособности компании содержит в себе общенаучные и специализированные методы (аналитические, аналитико-прогностические, графические, социологические).

В настоящее время нет единой принятой методики количественной оценки конкурентоспособности компаний. Изучение литературы показал, что оценка конкурентоспособности компаний – одна из дискуссионных и животрепещущих задач управления конкурентоспособностью.

В качестве характеристики конкурентоспособности допускается рассматривать уровень соответствия компании основным факторам успеха на рынке. В данном случае конкуренты не просто сравниваются – оцениваются их возможности к достижению успеха.

Оценить конкурентоспособность учреждения допускается кроме того на базе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его главных конкурентов к возможным рискам на рынке. В случае если расценивать риски только лишь как негативные проявления среды, в таком случае подобный анализ выявляет требования к деятельности компаний отрасли, а более большая устойчивость компании свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.


Показателем конкурентоспособности организации является доля компании на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка компании и скорость увеличения рынка свидетельствуют об эффективности рекламной работы компании, которая выражается в присутствии спроса на продукцию компании. При растущей либо неизменной доле компании допускается говорить о том, что организация на рынке конкурентоспособно. В случае если же доля компании на рынке снижается, в таком случае это значит, что оно не способно конкурировать.

В нынешнее время в можно особо отметить следующие ключевые способы оценки конкурентоспособности компаний.

Продуктовые способы основываются на суждении о том, что оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть произведена через оценку конкурентоспособности его продукции: чем выше конкурентоспособность продукта – тем выше конкурентоспособность компании. При этом для установления конкурентоспособности продукции применяются разные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения: цена-качество продукции. Имеется масса методик нахождения указанного соотношения.

Показатель конкурентоспособности компании, как правило, обусловливается путем нахождения средневзвешенного значения из числа показателей конкурентоспособности по любому типу продукции, где в качестве весов выступают объемы реализации соответственного типа продукции:

,

(1)

Расчет показателя конкурентоспособности по любому типу продукции ведется с применением экономического и параметрического индексов:

,

(2)

Параметрический индекс отражает оценку совокупности свойств (параметров) рассматриваемой продукции относительно конкурирующей (эталонной) продукции и определяется путем суммирования частных параметрических индексов по любому оцениваемому параметру рассматриваемого типа продукции с учетом определенных весовых коэффициентов:

,

(3)

Экономический индекс определяется как отношение совокупных затрат потребления рассматриваемой продукции к совокупным затратам потребления конкурирующей (эталонной) продукции. [5,c.364-366]

,

(4)

В рамках изучения матричных методов невозможно не упомянуть про матрицу SWOT, также пользующуюся популярностью как SWOT-анализ. Этот метод был разработан К. Эндрюсом примерно в одно время с появлением матрицы БКГ и явился итогом формирования школы стратегического планирования.