Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие и сущность стилей руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Стили руководства в управление

1.1 Понятие и сущность стилей руководства

1.2 Классификация стилей руководства

1.3. Факторы формирования стилей

ГЛАВА 2. Организационно-экономическая характеристика деятельности МУ «Центра психолого-педагогической помощи»

2.1. История развития МУ «Центра психолого-педагогической помощи»

2.2. Организационная структура МУ Центра психолого-педагогической помощи

2.3. Экономическая характеристика деятельности МУ Центра психолого-педагогической помощи

ГЛАВА 3. Анализ стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи

3.1. Применение стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи

3.2 Основные предложения по улучшению стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Приложение

Анализ результатов исследования.

В методике «определения стиля руководства трудовым коллективом» я опросила 5 сотрудников данной организации. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в.

Максимальный балл определяет стиль руководства.

Обработка теста сведена в таблицу и диаграмму ниже.

Таблица 2

Анализ результатов исследования

№ утверждений

1 сотрудник

2 сотрудник

3 сотрудник

4 сотрудник

5 сотрудник

1

д

д

д

к

к

2

д

к

к

к

к

3

к

к

к

п

д

4

к

п

п

к

к

5

п

к

к

к

к

6

к

к

п

к

д

7

к

д

к

к

к

8

к

к

к

п

п

9

к

п

д

д

к

10

к

п

д

д

д

11

д

д

д

к

к

12

к

к

к

д

к

13

д

д

к

к

к

14

д

к

п

к

к

15

к

к

к

д

д

16

к

п

д

к

п


Рис.3. Анализ результатов исследования

Подсчитав количество баллов по каждой из трех компонент, я выявила, что больше всего - Коллегиального Компонента – К:

  • Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины.
  • Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность.
  • Демократичность в принятии решения.

Из анализа видно, что руководитель в основной своей деятельности применяет демократический стиль руководства, основанный на включении работников в принятие решений и выработку трудового регламента. Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным отношениям. Цели деятельности согласуются с сотрудниками. При распределении работ учитываются пожелания членов групп. Оценка сотрудников производится по известным всем критериям. Обычно такой стиль устанавливается, когда к управлению организацией приходит квалифицированный, умный, но несколько нерешительный и невластолюбивый человек, причем нерешительность в данном случае является не столько свойством его характера, сколько следствием понимания сложности, многофакторности явлений, с которыми приходится иметь дело. У такого руководителя возникает потребность выслушать авторитетные мнения.

3.2 Основные предложения по улучшению стилей руководства в МУ Центре психолого-педагогической помощи

Для лучшего управления персоналом руководителю необходимо проводить с подчиненными совещания и ввести систему поощрения. Это поспособствует хорошей психологической обстановке на предприятии и улучшению работы каждого сотрудника в отдельности, а именно:

- Каждый месяц к основной заработной плате делать надбавку за месячный труд.

- Выплачивать индивидуальная премия один раз в год, иначе она превратится в заработную плату, и лишиться своей мотивирующей роли.

Кроме экономической мотивации также следует уделять внимание на мотивацию морально-психологическую и организационную.

  • участие в делах организации подчинённых;
  • перспектива сотрудников приобрести новые знания и навыки;
  • создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);
  • присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
  • признание (личное и публичное), ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п.) За особые заслуги - награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.;
  • высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);
  • атмосфера взаимного уважения, доверия.

Из всех, изученных мной стилей управления, я выбрала бы смешанный стиль, где преобладает демократический стиль, но присутствуют элемент и авторитарного стиля, т.к. специфика данной работы к этому обязывает.

Также посоветовала бы директору МУ «ЦППП» стараться держать дистанцию между собой и сотрудниками на разумной позиции, чтобы они уважали директора, но и не боялись. Считаем,что такая позиция позволила бы более эффективно и рационально выполнять функции, поставленные перед всей организацией в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив и проанализировав источники по данной тематике, я сделала выводы что, большинство исследователей выделяют следующие 3 стили руководства:

  • Авторитарный стиль (директивный, диктаторский);
  • Демократический стиль (коллегиальный);
  • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Проведенные мной исследования показали, что в своей практической деятельности руководитель МУ Центра психолого-педагогической помощи применяет демократический (коллективный) стиль управления.

У демократического стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и недостатки. Безусловно, можно было бы решить многие организационные проблемы, если бы совершенствование человеческих отношений и участие трудящихся в принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и более высокой производительности. К сожалению, этого не происходит.

Совершенно очевидно, что ни авторитарного, ни демократического стиля управления персоналом в крайних своих проявлениях найти весьма трудно. Стили руководства могут быть смешанными и зависеть от ситуации, т.е. адаптивными. Это приносит больший результат, нежели приверженность только одному стилю. Тем не менее, в целом можно сказать, что основной упор в руководстве должен делаться на социально-психологические, экономические методы руководства и на демократичный стиль управления.

Опираясь на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой и даже попустительским стилем руководства подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.


Список использованной литературы

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2012. – 224с.
  2. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2012.-250с.
  3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Фин-пресс» 2014.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2013.
  5. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учеб. пособие для вузов. М.: Инфра – М, 2016.- 352с.
  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2015. - 241с.
  7. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие.- М.: Инфра - М, 2016.- 416с.
  8. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: Форум: инфра - М, 2015. - 67с.
  9. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.-159с.
  10. Мескон М.Р. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2014. – 704с.
  11. Радугин А.А. Основы менеджмента. М., 2008.
  12. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: Учебник.- М.: «Дашков К», 2016.- 464с.
  13. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 2012. – 335с.
  14. Цветаев В. М. Кадровый менеджмент: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 146с.
  15. Гуманитарно-правовой портал. URL:http://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-liderstvo
  16. Основы менеджмента – Вачугов. ULR: http://www.studfiles.ru/preview/1099282/page:2
  17. Центр управления финансами. Стили руководства. ULR: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Stili-rukovodstva.php

Приложение

1

Методика «определения стиля руководства трудовым коллективом»

Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция:

«Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.


Текст опросника:

1. а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах

докладывали именно ему.

б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.

в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.

2. а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

б. Приказывает так, что хочется выполнить.

в. Приказывать не умеет.

3. а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.

4. а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.

в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.

5. а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.

б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.

в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.

6.а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.

б. Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.

в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

7. а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.

б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.

8. а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9. а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.

б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

10.а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.