Файл: Построение организационных структур ( Типы организационных структур, их преимущества и недостатки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Структура системы управления – ключевая проблема в организации управления. Имея понятие о структуре, можно осуществлять воздействие на содержание и состав любого элемента системы. Следствием данного воздействия будет являться приведение того или иного элемента к постоянно меняющимся условиям производства.

Переход к рыночной экономике в нашей стране осуществляется с наличием некоторых трудностей и проблем. Новая система хозяйствования затрагивает все предприятия, независимо от их форм собственности.

Процесс управления бюджетными организациями имеет существенные отличия от процесса управления менеджментом коммерческих структур.

В нашей стране функционируют множество бюджетных структур. Некоторые из них управляются, что негативно отражается на их деятельности в целом. Это обусловлено тем, что организация не является собственностью директора либо начальника. В связи с этим руководителям муниципальных предприятий не нужно было задумываться о конкуренции, повышении эффективности работы, а также об увеличении доходной части.

Многие руководители и специалисты предприятий не совсем понимают основную сущность менеджмента, а лишь ознакомлены с отдельными функциями управления. Стоит учитывать, что менеджмент не предоставляет готовых рецептов для конкретной компании в определенный период времени, а только направляет на поиск новых решений.

Термин «организационная структура» предполагает не только наличие выполняемых заданий внутри структуры, но и координируемую работниками деятельность за пределами компании.

Принято считать, что внешняя среда для организации является основой для формирования ее стратегии, технологий, масштаба и уровня нововведений. Можно назвать перечисленные факторы ситуационными. Они определяют необходимую структуру, которую необходимо принять организации для того, чтобы обеспечить производственную деятельность.

Важную роль при этом играют следующие аспекты: разработка организационной структуры системы управления, принципы создания перспективной организации, подходы к распределению обязанностей и другие.

Структура организации представлена логическими взаимоотношениями управленческих уровней и функциональных областей. Взаимоотношения должны быть выстроены таким образом, который повлияет на эффективное достижение целей организации.

Отечественные авторы глубоко исследовали проблему разработки и внедрения организационных структур управления предприятия. Отечественная экономическая литература включает немало работ по данному вопросу, таких авторов, как А.Р.Алавердов, А.В.Бандурин, В.Р.Веснин, И.Н.Герчикова, В.В.Глухов, С.Д.Ильенкова, А.Р.Каньковская, М.Г.Лапуст, О.Т.Лебедев, З.П.Румянцева, и многих других.


Цель курсового исследования – проанализировать организационную структуру управления Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга и сформулировать практические рекомендации по ее совершенствованию.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие, сущность и значение организационной структуры управления.
  2. Рассмотреть типы организационных структур, их преимущества и недостатки.
  3. Изучить фopмиpoвaние opгaнизaциoннoй cтpуктуpы пpeдпpиятия.
  4. Проанализировать организационную структуру управления Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга.
  5. Сформулировать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга.

Объект исследования - Инспекция ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга.

Предмет исследования – организационная структура управления Инспекции ФНС РФ по Центральному району города Оренбурга.

В качестве информационной базы курсового исследования взяты материалы научных статей, справочников, периодических изданий, ресурсы Интернета.

В курсовой работе использованы общенаучные методы познания: системный, системно-структурный, факторный и сравнительный анализ, исторический и логический подходы.

1 Теоретические основы формирования организационных структур управления

1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры управления

Для того чтобы обеспечить бесперебойное функционирование, организациям необходимо адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Адаптация может вызвать ряд управленческих проблем внутри организации. Работы по совершенствованию организационной структуры управления могут быть как сознательными, так и стихийными. На образование последних влияют различные обстоятельства, а также массовая организационная мода.

Вопросы организационной перестройки имеют важное значение, как для российских предприятий, так и для иностранных. К проблемам компаний США можно отнести следующие: недальновидность руководящего звена компании, ориентация на стандартные целевые установки и схемы деятельности, потеря контактов с потребителями, неподвижная структура организации.


На сегодняшний день не существует целостной теории структурного развития систем управления. Зарубежными исследователями по данному вопросу отражен опыт работы промышленных предприятий, которые отличаются эффективной деятельностью. Данные предприятия рассматриваются в условиях рыночной экономики в качестве определенных ориентиров.

Термин «структура» связан с такими понятиями как «организация» и «система». Главным системообразующим фактором подцелей организации является ее основная цель, которая разрабатывается на основе основных аспектов строения и деятельности компании. Любой элемент системы должен иметь определенную задачу, ресурсную базу для ее достижения и выполнять строго определенные функции. Структурой обеспечивается порядок и взаимодействие всей совокупности элементов для осуществления определенных функций. Для выделения отдельных элементов системы необходима ее структуризация. Любая система при этом может допускать различные сечения, учитывая заданные критерии. Одним из этих сечений и является организационная структура.

Научная литература трактует термин «структура» определенным концептуальным значением. Структура является множеством элементов, находящихся во взаимодействии и имеющих специфический порядок для осуществления тех или иных функций.

Организационная структура управления является довольно сложной системой. Ее можно назвать определенной подсистемой в сфере управления предприятием. Следовательно, организационную структуру управления и систему управления можно считать взаимосвязанными понятиями.

Некоторые авторы считают, что структура управления организацией есть статистическая «анатомия» управленческого процесса, в то время как система управления – динамическая «физиология»[6, С. 89].

Термин «организационная структура управления» по-разному трактуется в научной литературе. С одной стороны, организационная структура является упорядоченной совокупностью органов, которые управляют производственной деятельностью, и совокупностью связей и отношений между различными подразделениями организации. С другой стороны, под организационной структурой понимаются логические взаимоотношения управленческих уровней и функциональных областей.

Структура управления организацией представлена упорядоченной совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих устойчивые отношения, которые в свою очередь обеспечивают их функционирование и развитие в качестве единой системы. К элементам структуры можно отнести отдельных сотрудников организации, службы и иные звенья управленческого аппарата. Отношения элементов структуры поддерживаются посредством связей, которые подразделяют на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи отличаются характером согласования и являются одноуровневыми. Вертикальными связами называют связи подчинения при иерархическом управлении. Иерархическое управление предусматривает несколько уровней управления. Помимо этого, связи в структуре могут быть линейными и функциональными. Линейные связи призваны отражать движение управленческих решений и данных между линейными руководителями. Линейные руководители – лица, которые полностью отвечают за деятельность компании и ее структурных подразделений. Функциональными связами называют связи, которые имеют место по линии информации по определенным функциям управления.


Управленческий процесс, который представлен движением информации и принятием управленческих решений, протекает в рамках структуры управления. Между участниками данного процесса распределяются управленческие задачи и функции, предусматривая распределение ответственности за их реализацию. В связи с этим структура управления может быть рассмотрена в качестве формы разделения и кооперации управленческой деятельности. В рамках управленческой деятельности осуществляется процесс управления, основная цель которого заключается в достижении намеченных целей. Указанная трактовка определения наиболее соответствует проблематике, которая рассматривается в настоящей работе.

Стратегия предприятия должна изменяться при изменении внешних условий. Это ведет к необходимости изменения организационных характеристик, результатом которых будут являться преобразования в организационной структуре.

К основным структурам можно отнести следующие: технологическая, производственная, финансовая, социальная, информационная.

Характер материально-энергетических процессов, тип применяемого оборудования, специализация мощностей предприятия определяют характер технологической структуры.

Производственная структура представлена упорядоченной совокупностью производственных подразделений, включая элементы производственно-технической базы и их пространственное расположение.

Финансовая структура представлена упорядоченной совокупностью финансовых отношений, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности организации и обеспечивают эффективность ее функционирования и развития.

Социальная структура есть распределение сотрудников по предприятию, на основе следующих признаков: профессионально-квалификационный, половозрастной, национальный состав, уровень образования.

Информационная структура характеризуется совокупность правил, коммуникационных сетей, технических средств, которые определяют целенаправленное использование такого ресурса, как информация. Планирование, организация, координация и контроль информационных процессов обеспечивается посредством эффективной информационной структуры. При этом стоит отметить наличие трех основных фаз: поиск, обработка и распределение информации.

Одна и та же система может иметь разнообразные структурные срезы, между которыми необходимо устанавливать отношения. Организационная структура играет важную роль среди всех взаимосвязанных структур. Она призвана упорядочить процесс взаимодействия элементом в целях получения интегрального эффекта, а также создать организованное единое целое.


Термин «организационная структура» тесно связывают с более емким и содержательным понятием «организационная форма хозяйствования». Она представлена составом и степенью хозяйственной самостоятельности отдельных элементов компании. Прежде всего организационная форма хозяйствования отличается от организационной структуры учетом правовых, экономических и социальных аспектов взаимоотношений элементов, которые образуют субъект хозяйствования.

В довольно серьезном справочном пособии В. Д. Шапиро и И. И. Мазура под названием «Реструктуризация предприятий и компаний» дается следующая трактовка термину «организационная структура. «Внутреннее устройство управленческой системы, описывающееся совокупностью организационных единиц (структурные подразделения, должностные лица), их взаимоотношениями и объектом управления (управляемая деятельность)». Нельзя сказать, что указанное определение полностью отражает основную суть организационной структуры управления.

Если рассматривать организационную структуру в качестве упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, можно отметить наличие некоторого порядка соподчинения. Реализация данного порядка осуществляется посредством иерархического принципа построения, который обеспечивает многоступенчатый характер соподчинения.

Стратегическое управление можно рассматривать в качестве современной управленческой парадигмы, технологии эффективного управления в условиях неопределенности и нестабильности условий внешней среды. Стратегическое управление представлено деятельность по экономически эффективному достижению целей организации посредством удержания конкурентных преимуществ и правильного реагирования на изменяющиеся условия внешней среды.

Функция организации есть ее деятельность. Стратегия диктует основную функцию того или иного предприятия. Для облегчения реализации стратегии необходимо представить функцию в определенной форме и структуре. Структура организации оказывает влияние на некоторые параметры, к которым относят:

  • издержки производства. При производстве товаров или услуг, требующих большое количество операций и трудовых процессов, структура производства будет отличаться сложностью, а управление – дороговизной;
  • скорость выполнения работ. От сложности структуры во много зависит темп работы и скорость продвижения продукта внутри организации;
  • способ удовлетворения потребностей покупателей. Для защиты покупателей, зачастую, требуются сложные, контролируемые и крупные структуры;
  • характер поведения людей. Каждая структура в той или иной мере оказывает стимулирующее воздействие на элементы внутренней конкуренции: конкуренция за ресурсы, борьба за результаты работы. Структура влияет на политику предприятия, на поведение, мысли и чувства.