Файл: Особенности семейного воспитания (Особенности воспитания детей в семьях русских крестьян).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Особенности воспитания детей в семьях русских крестьян
1.2. Особенности семейного воспитания в СССР
1.3. Семейное воспитание в психолого-педагогических исследованиях
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Принципы и стили семейного воспитания
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Воспитание детей, формирование личности с момента их рождения – основная и самая главная обязанность родителей. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Поэтому именно семья – первый и значимый воспитательный институт в жизни каждого малыша. Кроме того, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Исходя из этого, педагоги считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества личности, которые больше нигде сформированы быть не могут.
Социальное, семейное и школьное воспитание, безусловно, осуществляется в единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Сравнительно недавно учёными была выделена ещё одна отрасль педагогики – семейная педагогика или наука о семейном воспитании. Она лишь со второй половины IX столетия стала выделяться из общей педагогики как самостоятельная область ведения о воспитании детей до школы. Эта отрасль педагогической науки сразу начала стремительно развиваться, анализировать, обобщать, вбирать в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен.
Несомненно, и до этого в стране было много педагогических сочинений о семейном воспитании детей. Но отечественных трудов среди них было немного, в основном это были иноземные труды, в переводе на русский или в оригинале.
Расцвет теории о семейном воспитании приходится на конец XIX начало XX столетия. Так как именно в это время стали востребованы новые способы воспитания детей в семье.
В развитие семейной педагогики как отрасли науки внесли вклад такие учёные как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Все они изучали особенности семенного воспитания.
Неоценимый вклад в изучение семейных отношений внес
А. С. Макаренко. Он не только изучал важнейшие вопросы семейного воспитания, но и написал несколько книг по этой теме. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Проблемы воспитания будущих поколений были и будут актуальны для любого общества в различные эпохи. В связи с тем, что ситуация в современном мире характеризуется экономической и социальной нестабильностью, общество находится в поисках новых ценностей, смыслов и идеалов. А поскольку начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки.
Именно в семье происходит формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т.д.
В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов. Исходя из выше сказанного, тема курсовой работы
«Особенности семейного воспитания» на сегодняшнее время является актуальной.
Объектом курсовой работы является: процесс семейного воспитания.
Предмет курсовой работы: особенности семейного воспитания в педагогике.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности семейного воспитания в разрезе исторических событий.
Основными задачами курсовой работы являются:
- ознакомиться с особенностями семейного воспитания в истории педагогики;
- ознакомиться с особенностями семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях;
- ознакомиться с особенностями семейной педагогики на современном этапе.
Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ, синтез, обобщение, теоретическое моделирование.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Особенности воспитания детей в семьях русских крестьян
Впервые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, встречаются уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтителен к старшим и др. Советы по вопросам семейной педагогики содержались и в фольклере, и в рукописях, и в летописях, появлявшихся на разных этапах развития человечества. Их смысл связывается с необходимостью и важностью системы воспитания, как института обеспечивающего всестороннее и гармоничное развитие молодого поколения. Ученые мужи уже в то время заметили, что только правильное семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.
Для того чтобы разглядеть самобытный характер русской народной педагогики, вернемся к жизни деревенской семьи конца XIX в. — 30-х годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации крестьянского хозяйства в Советском Союзе.
Для крестьянских семей, составлявших подавляющее большинство населения России того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Условия жизни крестьянской семьи были довольно суровые, чтобы выжить в таких условиях, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были постоянно трудиться. B процессе труда дети и отроки усваивали практически житейский опыт и получали трудовые навыки.
Семья обычно была довольно большая, по 5—10, а иногда и больше детей: в крестьянских семьях рожалось столько детей, сколько подарит природа; тем не менее, детская смертность тоже была невероятно высока. На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей русских народных традиций. Верной себе она оставалась и в вопросах воспитания. В семье бытовал налаженный, сложившийся в процессе вековой истории непрерывный процесс воспитания и обучения. Сначала дети воспитывались в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками. Воспитателями выступали не только родители, но и другие члены семьи, в том числе старшие дети.
Наши прадеды считали, что долг каждого мужчины перед людьми и Богом стать отцом, главное предназначение женщины — материнство. Односельчане выказывали особое уважение отцу и матери большого семейства.
По истечению многих веков в крестьянской семье сложился образ отца как человека, который олицетворял закон и долг, которой имел право определять жизнь своих детей, принимать решения, обеспечивающие их судьбу, счастье и благополучие, имел право выбирать наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — гласит старая русская пословица. При этом глава семейства, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, безоговорочно выступал на первый план в самые ответственные моменты жизни своих чад. Отцу всегда принадлежала роль судьи последней инстанции в спорах.
Согласно общественному мнению отец в воспитании детей должен быть непременно строгим. Глава семейства, проявлявший к своим отпрыскам «ласкоту», то есть заботу, нежность, мягкость, не мог быть хорошим воспитателем. Среди главных обязанностей отца называли наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Тем не менее, отцу непригоже было наказывать дочь или сына сгоряча, когда попадутся под руку.
Мать не просто должна произвести ребенка на свет, но вырастить его и достойно воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под опекой матери проходили первые 5 — 7 лет жизни ребенка. В ее обязанности входило: кормление детей, купание, укладывание спать, лечение, игра с малышами, пение им песенок, рассказывание сказок. По мере того как дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она должна была подготовить дочерей к будущей взрослой жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать готовила их не только к тяжелому крестьянскому труду, но и к выполнению обязанностей по дому: учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать прилагала много усилий для того, чтобы ее дочери считались завидными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.
Ha женщине лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней мира и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.
Наши прародители считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на всем их жизненном пути. Способность матери защитить своих, детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. В то время бытовало мнение, что особенно действенной силой обладает материнская молитва.
По русским традициям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет мальчика воспринималось как особенно радостное событие.
Считалось, что между отцом и сыном сразу же после рождения младенца устанавливается внутренняя связь: они начинают «понимать» друг друга. На самом же деле отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот минует стадию младенчества. Глава семейства начинал делать для наследника «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становился более тесным. Отец обязательно должен передать приемнику все то, что знал сам: как правильно пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.
Сын должен был обязательно перенять отцовское отношение к жизни, его стиль поведения. Взаимоотношения сына и матери строились иначе. Сын находился в полном распоряжении матери только до семи-восьми лет. Она его кормила, поила, купала, лечила, учила ходить, говорить, защищала от внешнего мира, предохраняла от порчи и сглаза. Как считали в народе, порче мальчик был более подвержен, чем девочка. После вхождения в отрочество сын непременно должен «отлепиться от матери», чтобы стать настоящим мужчиной. Если мальчик продолжал демонстрировать своим поведением предпочтение матери перед отцом, ему давали прозвища: «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».
В быту русской деревни отношения между братьями и сестрами, как правило, основывались на взаимопомощи и моральной и материальной поддержке. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. Старшие братья принимали непосредственное участие в полноценной социализации младших — служили посредниками в их знакомстве co взрослым миром.
Разновозрастные сестры в семье тоже занимали разное положение. Старшая сестра являлась ближайшей помощницей матери, как бы ее «заместителем». В бытовых делах она зачастую полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому немудрено, что отношение старшей сестры к младшим детям в крестьянской семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить. С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.
Старшая сестра была как бы посредником, проводником между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством именно старшей сестры, под ее присмотром младшие дети отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую — сестра».