Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Виды организационных конфликтов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях
1.1. Управление конфликтами в организации: понятие и структура
1.2. Виды организационных конфликтов
2. Управление поведением в конфликтных ситуациях в ООО «ЖилСервис»
2.1. Общая характеристика ООО «ЖилСервис»
2.2. Анализ системы управления конфликтами в ООО «ЖилСервис»
Итак, среди типов конфликтов в ООО «ЖилСервис» различаются:
а) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем;
б) конфликты между рядовыми сотрудниками;
в) конфликты на управленческом уровне, т.е. конфликты между руководителями одного ранга. Эти конфликты, как правило, теснейшим образом переплетены с личностными и кадровыми конфликтами, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее собственной структуре. Они могут быть также связаны с разработкой различных стратегий поведения в организации, с выработкой критериев эффективности ее совместной деятельности. Ежедневно им приходится решать массу вопросов, и, естественно, возникают конфликты, причины которых следующие:
1) различия во взглядах и мнениях сотрудников на ту или иную ситуацию;
2) несовпадение интересов;
3) стремление каждого работника выделиться на фоне остальных.
Разногласия между руководителем и его подчиненными возникают по нескольким причинам:
- работник не приходит вовремя на работу без уважительных причин;
- неуважительно относится к начальству и не прислушивается к советам и требованиям;
- из-за плохого настроения руководитель срывает зло на подчиненных, незаслуженно обвиняет, делает их крайними.
Как мы видим, исходя из причин - пути выхода из конфликтных ситуация различаются по уровням и причинам их возникновения. Для анализа конфликтов в компании, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено исследование, в котором принимал участие трудовой коллектив компании - менеджеры, руководители подразделений, рабочий состав. Методы исследования в организации:
1) Интервью (результаты представлены выше);
2) Наблюдение сотрудниками отдела персонала;
3) Психологическое тестирование сотрудников ООО «ЖилСервис» проводилось по трем методикам:
A) Тест описания поведения К. Томаса;
Б) Тест "Самоконтроль в общении"
B) Тест "Твоя конфликтность".
Таблица 8
Оценка личностных качеств персонала по результатам наблюдения
Испытуемые |
Личностные и поведенческие особенности |
1 |
Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек |
2 |
Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению |
3 |
Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора |
4 |
Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению |
5 |
Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок. |
6 |
"Себе на уме", общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание |
7 |
Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить |
8 |
Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный |
9 |
Резкий, необщительный, склонный к конфликтам |
10 |
Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный |
11 |
Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций |
12 |
Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный |
13 |
В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный |
14 |
Развязный, говорит с сарказмом, неуместно шутит, склонен к Конфликтам |
15 |
Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный |
2) Анкетирование.
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях.
Данные наблюдения свидетельствуют о том, что:
- 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций:
- 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации;
- 2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций;
- и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямство.
Таким образом, характеристики малой группы позволяет определить причины межличностных конфликтов.
Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить:
- 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью;
- 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием;
- 2 человека застенчивы, не уверены в себе, стремящиеся всем угодить.
Таблица 9
Характеристики малых групп
Типы групп |
Кол-во чел. |
Характеристики |
Конфликтная группа |
6 |
Склонны к конфликтам |
4 |
Провоцируют |
|
2 |
Упрямы |
|
Бесконфликтная группы |
4 |
Добродушие |
3 |
Уравновешенность |
|
2 |
Угождение |
Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60% бесконфликтные в общении.
С целью анализа технологии управления конфликтами было проведено исследование социально-психологических отношений в коллективе. Исследование проводилось методом анкетного опроса, в котором участвовало 10 человек. Была разработана специальная анкета.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
На вопрос «Нравится ли вам работать в данном коллективе?» были даны следующие ответы: 64% респондентов заявили, что им нравится работать в этом коллективе, 36% респондентов отказались отвечать на данный вопрос, и никто не заявил о негативном отношении к данному коллективу – см. таблицу 10.
Таблица 10
Нравится ли вам работать в вашем коллективе?
варианты ответов |
нравится работать |
не нравится работать |
затрудняются отвечать |
всего |
% |
64% |
0% |
36% |
100% |
Данные, полученные в ходе анкетирования, дополним результатами интервьюирования, которое показало, что уровень сплочённости коллектива по определенным критериям (межличностные отношения в деловой сфере, в досуговой сфере и кризисной ситуации) оказался средним, при этом уровень групповой разобщённости - очень низким, наиболее высокие показатели были выявлены в деловой сфере.
На вопрос «Есть ли в вашем коллективе неформальные группы?» были получены следующие данные (см. рис. 2):
73% - есть неформальные группы
9% - нет неформальных групп
18% - затрудняются отвечать
Рисунок 2 - Наличие неформальных групп
При этом дружеские отношения с коллегами сложились у 0% респондентов, товарищеские отношения - у 18% респондентов, нейтральные отношения - 82%, враждебных и конфликтных отношений с коллегами не сложилось ни у кого.
По результатам интервьюирования можно сделать следующие выводы: в коллективе нет больших постоянных неформальных групп и характер лидерства можно определить, как ситуативный. Только в двух случаях об одном члене коллектива были получены резко негативные отзывы, это может свидетельствовать о нейтральном социально-психологическом климате в коллективе.
На вопрос: «Какие факторы играли главную роль при формировании отношений в коллективе?» ответы работников распределились следующим образом (рис. 3):
3% - личные качества;
3,3% - совместимость характеров;
1% - условия организации труда;
0% - стиль управления;
0,7% - профессионализм сотрудников.
Рисунок 3 - Факторы, формирующие отношения в коллективе
На первое место выходят личные качества сотрудников, на второе - совместимость характеров, третье - условия организации труда, четвёртое - профессионализм сотрудников, вариант «стиль управления» никем не был выбран.
Таким образом, мнение коллектива следующее: главными факторами выделяют «личные качества сотрудников» и «совместимость характеров», т.е. преимущественно психологические характеристики отдельной личности влияют на формирование отношений в коллективе.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников компании.
Задачи тестирования:
1) выявить уровень общительности;
2) определить уровень коммуникативного самоконтроля;
3) определить стиль конфликтного поведения сотрудников компании.
Анализ полученных данных показал, что 4 респондента обладают высоким уровнем общительности - эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им недостает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности - они замкнуты, предпочитают одиночество.
Таблица 11
Показатели результатов тестирования
Показатели |
Общий вывод |
|||
Стиль конфликтного поведения |
Уровень общительности |
Самоконтроль в общении (коммуникативный контроль) |
Кол-во чел. |
|
Сотрудничество Компромисс |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях |
4 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении" |
7 |
Сотрудничество |
Нормальная коммуникабельность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
|
Избегание |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
4 |
Сотрудничество Компромисс |
Нормальная коммуникабельность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
3 |
Компромисс Избегание |
Средний уровень |
Средний уровень |
Весьма общителен, склонен к поиску компромисса или избегает конфликты, не всегда сдержан в эмоциональных проявлениях |
|
Приспособление |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Необщительный в конфликтной ситуации старается приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
1 |
Сотрудничество |
Нормальная коммуникабельность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации. |
1 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении" |
1 |
Компромисс Избегание |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
1 |
Компромисс Избегание |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержан в эмоциях |
1 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении" |
1 |
Сотрудничество |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной ситуации; не сдержан в эмоциональных проявлениях |
1 |
Соперничество |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, "неудобен в общении" |
1 |
Избегание компромисс |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Не общительный, избегает конфликтов или идет на компромисс; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
1 |
Рассматривая уровень самоконтроля в общении, приходим к выводу, что большинство сотрудников (7 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. Четыре человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У четырех руководителей выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их "неудобными в общении".
На основании результатов по тесту Томаса можно сделать следующие выводы:
Рисунок 4 - Выбор стилей поведения в конфликтах
Итак, по результатам можно сделать вывод, что большая часть сотрудников предпочитает стиль управления конфликтами – компромисс (41%) и сотрудничество (27%), характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон.
Соперничество в конфликте характерно для 6% сотрудников, и также 6% - предпочитают избегать конфликты.
Таким образом, для исследуемой группы характерен:
- средний уровень общительности,
- высокий коммуникативный самоконтроль,
- поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Последним этапом исследования было также интервью, но уже с разными категориями сотрудников, цель которого выявить причины возникновения конфликтных ситуаций в компании, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что:
- 45% конфликтных ситуаций в ООО «ЖилСервис» возникают в общении с коллегами по работе,
- 40% конфликтных ситуаций в компании возникают в общении с руководителями, и, соответственно,
- 15% конфликтных ситуаций возникают в общении с клиентами.
Для анализа конфликтов в организации, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено анкетирование персонала. Ответы распределились следующим образом (рис. 5).
Рисунок 5 - Соотношение категорий персонала
Таким образом, основной контингент персонала составляют рабочие (мастера, производственные рабочие), далее идут служащие - 78%. Руководство составляет наименьшую долю работников.