Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Необходимость и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный внутренний долг РФ долговое обязательство Правительства РФ, в валюте страны, юридическими и физическими Формами долговых обязательств кредиты, полученные Правительством РФ, займы, осуществленные посредством ценных бумаг от его другие долговые обязательства, Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это по непогашенным внешним и невыплаченным по ним

Обслуживание государственного долга в осуществлении операций по долговых обязательств, их и выплате по ним Эти функции осуществляет банк РФ. Затраты по государственного долга производятся за счет республиканского бюджета РФ. за состоянием государственного и внешнего долга и кредитных ресурсов возлагается на палату РФ.

2.4 Фонд страхования

Страхование – отношения по имущественных интересов физических и лиц при наступлении событий (страховых случаев) за счет фондов, формируемых из страховых взносов[5]. Фонд обеспечивает возмещение возможных от стихийных бедствий и случаев, а также их предупреждению.

До 1990 г. страхование в было построено на государственной монополии. Это что только государство совершать операции по и давать гарантированные по возмещению ущерба, организациями или гражданами в стихийного бедствия или случая. В настоящее наряду с государственными организациями страхование осуществляют страховые компании, получившие на проведение страховых

Страхование в условиях экономики все больше сферой коммерческой деятельности, но страховые компании не четкой специализации по страхования. Основная Фонда социального страхования (ФСС РФ) в обеспечении гарантированных пособий: по временной по беременности и единовременное пособие к отпуску в случае на учет в сроки беременности; при ребенка; по за ребенком до 1,5 лет; пособие на детей в до 18 лет; на и т.п.

Средства фонда образуются из хозяйствующих субъектов независимо от форм доходов от инвестирования временно свободных средств; из Федерального бюджета. отчислений в ФСС - 5,4% на все виды оплаты труда.

Существуют также Фонды медицинского страхования РФ . Для реализации в области медицинского в соответствии с РСФСР “Об обязательном страховании граждан РСФСР” от созданы: Федеральный фонд медицинского страхования; территориальные обязательного медицинского страхования.

Также на территории создаются страховые медицинские заключающие с медицинскими договора по оказанию в них гражданам объем медицинской помощи: помощь”, лечение острых услуги по обслуживанию помощь детям, пенсионерам, Всем гражданам выдается полис.


Средства фондов формируются за страховых взносов хозяйствующих независимо от форм ассигнований из федерального доходов от использования свободных финансовых средств и нормированного страхового финансовых средств; добровольных юридических и физических лиц и поступлений; ассигнований органов власти, осуществляющих платежи за граждан.

Кроме ОМС существует (с и добровольное медицинское за счет части предприятия, выводимой из

2.5 Фондовый рынок

Среди звеньев финансово-кредитной фондовый рынок занимает место. Его можно в звено, так как рынок представляет собой вид финансовых отношений, в результате купли-продажи финансовых активов - бумаг.

Задача фондового рынка - процесса перелив капитала в с высоким уровнем Фондовый рынок служит для и эффективного использования свободных денежных средств. Его заключается в том, что фондового рынка рассчитывают на более высокого довода по с вложением денег в Вместе с тем стороной повышенного дохода повышенный риск. Принципы финансовых ресурсов на рынке зависят от ценных бумаг, в они вложены, и от операций с ценными

2.6 Финансы предприятий

Финансы предприятий составляют финансовой системы страны. Это финансы. В сфере хозяйствующих субъектов выделяют коммерческих предприятий, финансы организаций и финансы

Финансы предприятий – перераспределительные отношения между и видами деятельности юридического лица, с целью или некоторым целей, в реальных функционирования, а также с бюджетами разных инвестиционная и эмиссионная юридических лиц»[6].

В условиях рынка субъектов хозяйствования представляют денежные отношения, связанные с и распределением ресурсов. Эти ресурсы за счет таких как собственные и к ним средства; мобилизуемые на финансовом в результате операций с бумагами; средства, поступающие в перераспределения.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

Особое значение в системе децентрализованных финансов имеют финансы посредников, под которыми понимаются фирмы, кредитные и страховые организации, частные пенсионные фонды. Под финансами посредников имеются в виду «средства фирм, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств и размещении их среди физических и юридических лиц»[7]. В этом звене в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, которые используются на различные инвестиционные цели и производственные нужды фирм, компаний и корпораций.


Глава 3. Финансовая политика России в современных условиях

3.1 Содержание и значение финансовой политики

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в финансовой сфере. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика».

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалези не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Содержание понятия «финансовая политика» у российских авторов также различается. По мнению В.В. Ковалева, «государственная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны». Назаров Н.Н. дает следующее определение: «финансовая политика – это совокупность методических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». В данных определениях авторы считают, что финансовая политика имеет сложное содержание и направлена на достижение определенной цели.

Содержание финансовой политики действительно достаточно сложное, так как она охватывает целый ряд мероприятий:

  • разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей и задач;
  • создание адекватного финансового механизма (системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений);
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Целью финансовой политики служит финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии госдолга, в твердой национальной валюте, в конечном счете, сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни населения.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести: финансовую устойчивость развития экономики; финансовую независимость государства; обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.

Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем: обеспечение макроэкономической сбалансированности; достижение бюджетного профицита; снижение госдолга; стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции; разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов; организация финансового контроля и др.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, инвестиционную, социальную, ценовую и таможенную политику.

Бюджетная политика РФ основывается на бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления госдолгом.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной финансовой системы. Налоговые системы в развитых странах характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. При реформировании налоговой системы следует помнить, что она должна быть открытой и «основой налоговой базы должны выступать прямые налоги».[8]


Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики – создание условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. К задачам ценовой политики относятся: регулирование и корректировка цен на товары и услуги предприятий-монополистов; формирование цен на реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов; управление ценами предпринимательских структур в базовых отраслях.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, поощряя или сдерживая экспорт товаров и услуг. Таможенная политика России сейчас во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, которые присущи финансам, с конкретными методами работы, организацией органов финансовых органов. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; методы стимулирования и ответственности; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. В результате действенной финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

3.2 Основные направления финансовой политики

Многие экономисты-финансисты, такие как О.Дж. Говтвань, А.Ю. Кубрак, А.В. Ишхаров, отмечают, что последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. После августовского кризиса 1998 г. правительство России добилось определенных результатов в снижении инфляции, наращивая одновременно профицит платежного баланса. Это позволило частично стерилизовать значительный приток иностранной валюты в условиях посткризисного увеличения спроса на денежные ресурсы. Положительная динамика финансового баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок.