Файл: Управление миграционными процессами(Понятие и сущность юридических отношений в сфере миграционных процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность настоящего исследования в современных условиях ни для кого не вызывает сомнений. Сегодня практически все страны мира являются одновременно странами назначения, происхождения и транзита для международных мигрантов. Однако особенно остро проблемы миграции сегодня ощущают страны Европейского Союза. Российская Федерация также столкнулась с проблемами миграции.

По оценкам экспертов ООН количество международных мигрантов увеличилось с 155 млн. человек в 1990 году до 214 млн. человек в 2010 году. За этот период количество международных мигрантов в наиболее развитых регионах, или в странах Севера, выросло на 46 млн. человек (на 56%), в то время как число мигрантов в странах Юга увеличилось на 13 млн. человек (18%). К 2010 году почти 60% всех международных мигрантов в мире проживали в наиболее развитых странах, в то время как в 1990 году они составляли 53%.

Опубликованные экспертные данные ООН за 2014-2015 г.г. показывают, что число мигрантов в мире за 15 лет выросло на 41% и в 2015 году достигло 244 млн. человек (характерно, что в это число входят почти 20 млн. беженцев).

Согласно данным ООН, рост числа международных мигрантов превышает темпы роста мирового населения. В результате доля мигрантов среди общего числа жителей планеты в 2015 году достигла 3,3% против 2,8% в 2000 году. При этом в странах Европы, Северной Америки и Океании доля международных мигрантов составляет по меньшей мере 10% от общей численности населения. В странах Африки, Азии, Латинской Америки этот показатель составляет менее 2%. В ноябре 2015 г. генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о подготовке плана реагирования на проблемы международных мигрантов и беженцев. С этой целью Генеральная Ассамблея приняла решение провести встречу высокого уровня по этой теме 19 сентября 2016 года.

Проблемы с которыми столкнулось мировое сообщество в вопросах перемещения значительных масс населения указывает, что миграция должна стать объектом международно-правового регулирования, поскольку одно государство сегодня не в состоянии решить данную проблему.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения в сфере миграционных процессов.

Предмет исследования – понятие и сущность юридического регулирования международной миграции.

Целью настоящего исследования является получение теоретических представлений о возможности регулирования международной миграции правовыми средствами.

В соответствии с заявленной целью, задачами исследования являются:


раскрыть понятие и сущность юридического регулирования международной миграции;

изучить соотношение международных актов и национального законодательства в сфере регулирования миграционных отношений;

рассмотреть вопросы межгосударственного сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией.

Методологическую основу дипломного исследования составляют методы научного познания: контент-анализ, социологические методы исследования, эмпирические методы исследования (наблюдение, синтез).

Теоретическую основу данного исследования составляют нормативно-правовые источники международного характера, регулирующие миграционные отношения, научные и учебники источники, статьи таких российских и зарубежных авторов, как Бутылин Н.В., Капранова Ю.В., Котляр В.С., Кудрявцев М.А., Липпман Н.

Глава 1. Принципы и нормы международного права в сфере миграции

1.1 Понятие и сущность юридических отношений в сфере миграционных процессов

Формирование законодательства, регулирующего миграционные процессы, начинается со второй половины XVIII в., когда государство начинает целенаправленно осваивать присоединенные территории. Существенно возросшая активность миграционных процессов определила подходы к государственному регулированию миграции, которые стали приоритетами миграционной политики в последующие исторические периоды. Миграционное законодательство в имперский период было направлено на достижение следующих целей: осуществление контроля за перемещением российского населения и иностранных подданных; определение правового статуса местного населения колонизируемых земель; колонизацию и освоение присоединенных окраин. Оно характеризовалось обусловленностью права на передвижение сословной и религиозной принадлежностью.[1] Основными задачами государства по реализации миграционной политики являлись: организация поэтапных переселений из сопредельных районов; подбор территорий выселения и заселения, схожих не только по природно-климатическим, но и по хозяйственным условиям; подбор состава переселенцев.

В современных условиях развития российской государственности миграция населения, как сложное, многоаспектное явление, оказывает существенное влияние на социально-экономическую и политическую сферу жизнедеятельности общества. Для Российской Федерации сложившаяся миграционная ситуация является следствием изменений, произошедших на постсоветском пространстве, порождает ряд экономических и социально- демографических проблем в стране; для стран Европейского Союза – следствием непродуманной политики в странах вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке.[2]


В.А. Шурухнов отмечает, что активные миграционные процессы на повестку дня поставили необходимость создания банка данных о нелегальных мигрантах и лицах, организующих нелегальную миграцию, а также об этнических преступных группировках, которые, в свою очередь, являются частью международных криминальных сообществ.

Уполномоченным по правам человека неоднократно обращалось внимание, что органам государственной власти необходимо принимать действенные и долговременные меры, направленные на реальное предотвращение угрозы межэтнических конфликтов и насилия. В целом эта проблема должна постоянно находиться в поле зрения исполнительной и законодательной власти всех уровней.

В свою очередь А.Б. Громов обращает внимание, что условиям для возникновения конфликтов, усиления национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма способствует неконтролируемая миграция2. Именно поэтому мы считаем, что правовое регулирование миграционных процессов является важным с позиции предупреждения всех указанных негативных социальных процессов.

На Всероссийском общественном симпозиуме «Национальная безопасность России: проблемы нелегальной миграции и этническая преступность. Реалии и тенденции. Роль институтов гражданского общества» председатель правительственной комиссии по миграционной политике В.Ю. Зорин подчеркнул: «Начиная с 1992 года за последние 10 лет внутри государства переместилось 27 млн. человек, или каждый четвертый житель».

Проблемы нелегальной миграции имеют отношение не только к России. Огромный и слабо контролируемый наплыв мигрантов из бывшей Югославии, стран Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки и Юго- Восточной Азии существенным образом осложняет социальную, криминогенную обстановку в ЕС, приводит к вспышкам экстремизма религиозно-этнического толка среди «коренного» населения европейских государств (реакция французов на волнения среди иммигрантов, рецидивы расизма в Германии, фобии в отношении иностранцев-мусульман в Великобритании и т.п.).

В целом научным сообществом признается, что миграция населения оказывает как позитивное, так и негативное влияние на социальный, демографический, расово-этнический, конфессиональный состав принимающих и отдающих стран, становится специфической движущей силой общественного развития или источником социальных конфликтов и противоречий.

В среде специалистов-практиков преобладают сторонники селективного отбора потенциальных мигрантов, использования административных ограничителей незаконной миграции, мотивируя свою позицию возможными угрозами превращения страны в «отстойник» мигрантов из стран третьего мира, неспособных адаптироваться к местным условиям.


По мнению Савченко А.А., многогранность миграции как явления, обуславливает сложность системы принципов правового воздействия на отношения в сфере миграции. В систему принципов правового воздействия можно включить:[3]

принцип избирательности. Данный принцип основан на государственном отборе мигрантов по признаку квалификации;

принцип социальной справедливости. Реализация данного принципа означает равное соблюдение прав мигрантов и граждан принимающей страны;

принцип равноправия. Проявление этого принципа можно увидеть в исключении каких-либо привилегий в вопросах проживания на территории административно-территориального образования (в принимающем государстве) (Прим. авт.: именно нарушение данного принципа мы видим в странах Европейского Союза в период 2015 – начала 2016 гг., когда ущемляются права «коренного» населения Франции, Германии, Швеции в ущерб беженцам из стран Ближнего Востока – зоны военных конфликтов);

принцип безопасности. Реализацию настоящего принципа можно проследить в вопросах реализуется внутренней (национальной) политики безопасности государства;

принцип научности. Правовая политика каждого государства должна включать научною основу в изучении мирового положительного опыта в вопросах регулирования миграции и выработку научных концепций для разработки и принятия правовых актов;

принцип достоверности и гласности. Реализация данных принципов подразумевает под собой открытость в вопросах миграционной политики: доведение точных данных о численности мигрантов, целях их пребывания, мест размещения и т.п. При этом, однако, должны быть установлены пределы информации о каждом мигранте, чтобы не ущемлять права прибывающих лиц;[4]

принцип законности. Это основной принцип в правовом регулировании миграционных процессов, так как вся деятельность в данном вопросе должна быть построена на точном соблюдении принятых законов, как государством (принимающей стороной), так и мигрантом, соответствовать Конституции государства, внутренним нормативными актами и международным договорам.

Важным с практической точки зрения является закрепление точного определения – «миграция населения».

Ионцев В.А. в своем исследовании «Международная миграция населения: закономерности проблемы перспективы» приводит 36 определений «миграции населения» в отечественной и 27 определений в зарубежной литературе. И сегодня большинство этих определений не отвечают требованиям современной действительности. На наш взгляд наиболее точное определение дает Л.Л. Рыбаковский – под миграцией в широком значении этого слова понимается «любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности».


Определение миграции было дано в Федеральной миграционной программе на 1998-2000 гг.: «Миграция – это перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства».

Сегодня вопросы обеспечения миграционной безопасности тесно связаны с правовой политикой в сфере борьбы с преступностью. Неконтролируемая миграция называется в числе одной из причин современной преступности. Определение миграции как вызова безопасности особенно справедливо по отношению к незаконной миграции. С проблемами, связанными с высокой миграцией и этнической преступностью, сталкиваются и другие страны (США, ФРГ, Италия, КНР и др.), вследствие роста этнической преступности все европейские страны ужесточили миграционное законодательство, правила по приему, размещению мигрантов, выдаче гражданства.[5]

В международном праве существует множество вопросов, касающихся населения, которые регулируются на основе международных договоров: о гражданстве; о правовом положении бипатридов (лиц с двойным гражданством) и апатридов (лиц без гражданства); о правовом положении иностранцев; о праве убежища; о нелегальных мигрантах; о статусе вынужденных мигрантов и др.

Правовое положение трудящихся-мигрантов в настоящее время регулируется Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся- мигрантам 1975 г. (не ратифицирована Россией). Пока не вступила в силу Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.).[6]

Основой формирования международного института меньшинств стали нормы о защите родного языка, национальной культуры и образа жизни, религиозных вероисповеданий, а также гарантии суверенных прав, обеспечивающих определенную степень автономии и самоуправления (во многом эти нормы определили содержание последующего принципа самоопределения народов). Ряд правовых норм включает положения о признание международно-правовых обязательств государств в отношении соответствующих национальных и этнических образований.

Сейчас возникла необходимость по-новому организовать совместную жизнь народов. Вопрос о ее принципах и целях уже поставлен. К сожалению, ответы на него часто носят утопический характер. Участились региональные конфликты, связанные с национализмом и стремлением к суверенитету. К ним добавляются религиозные и этнические страсти, социальные различия и культурные противоречия, территориальные притязания и стремление к политической и экономической власти.