Файл: Управление миграционными процессами(Понятие и сущность юридических отношений в сфере миграционных процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно создать конструктивную многостороннюю базу международного сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного сосуществования, стабилизировать их, сделать контролируемыми и жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов. Приоритетными направлениями в этой области являются: полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь разработанных международным сообществом в последние годы концепций.

Заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам юстиции, основных прав и гражданства В.Рединг заявила, что ЕК приняла меры по приведению национального законодательства 27 стран ЕС в соответствие с директивой 2004 г. о праве свободного передвижения и проживания граждан ЕС и членов их семей на территории стран-членов, отметив при этом, что уже 16 стран успешно выполнили указания Еврокомиссии. Однако по состоянию на конец августа 2011г. 11 стран (Австрия, Кипр, Чехия, Германия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Испания, Швеция и Великобритания) еще не внесли необходимые изменения в свое законодательство, и дела в отношении них могут быть переданы в Евросуд. Это относится к 75 положениям национального законодательства стран ЕС, касающимся права въезда и постоянного проживания для членов семей, вида на жительство для граждан третьих стран, предоставления гарантий, защищающих от высылки.[7]

Сигналы о дискриминации по этническому признаку при трудоустройстве чаще всего поступают из Бельгии, Франции, Германии, Нидерландов, Литвы и Румынии. В сфере труда в 2009 г. больше всех дискриминации подверглись: североафриканцы в Италии (30%), цыгане в Греции (29%), цыгане в Чехии (27%), африканцы на Мальте (27%), африканцы в Ирландии (26%), цыгане в Венгрии (25%), бразильцы в Португалии (24%), турки в Дании (22%), цыгане в Польше (22%).

В 2010 г. в Великобритании безработица среди представителей этнических меньшинств была в 2 раза выше, чем среди англичан. Констатировано заметное неравенство между мигрантами/меньшинствами и основным населением. Это характерно для мигрантов в Италии и этнических русских в Эстонии.

Совет ООН по правам человека в 2011 г. обратил внимание шведских властей на необходимость принятия мер по борьбе с расизмом и ксенофобией, преступлениями на почве ненависти, дискриминацией мигрантов, этнических меньшинств и коренных народов, а также по искоренению насилия в отношении женщин.


Достаточно высоко количество исков и жалоб против Швеции в ЕСПЧ, в основном по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод граждан (в среднем за год более 400 исков и десяток обвинительных приговоров).[8]

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации неоднократно критиковал шведскую политику в отношении нацменьшинств и иммигрантов, указывая на то, что миграционное ведомство страны зачастую отказывает в выдаче вида на жительство людям, действительно нуждающимся в убежище.

Дискриминационная политика латвийских властей в отношении нацменьшинств ведет к усилению межэтнического противостояния в латвийском обществе и развязывает руки национал-радикалам.

В заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) по докладам Грузии о правозащитной ситуации в стране в августе 2011 г. указывается на отсутствие законодательства по защите меньшинств.

Таким образом, первым законодательным актом в сфере регулирования миграционных процессов в любом государстве специалисты называют Закон о гражданстве.[9]

Дальнейшее пребывание мигранта на территории принимающей стороны регулируется административными нормами, предусматривающими юридическую ответственность за правонарушения в сфере миграционных отношений; уголовно-правовыми нормами предусматривающими ответственность за деяния так или иначе связанные с миграционными отношениями: торговля людьми, организация незаконной миграции и др.

​​​​​​​1.2 Источники правового регулирования международной миграции

Правовая система Российской Федерации, регулирующая правоотношения в сфере миграции, представляет собой комплекс нормативных правовых актов, а также норм отдельных отраслей права, которые по степени значимости условно можно разделить на две составляющие:

Международные акты (договоры, соглашения, конвенции и другие виды обязательств, участником которых является Российская Федерация);

Нормативные правовые акты федерального значения (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные подзаконные акты);

Конституция Российской Федерации, как нормативный правовой акт, как основной закон нашего государства, имеющий высшую юридическую силу, определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).[10]


В течение последних 10-15 лет Российская Федерация ведет активную деятельность на международной арене, направленную на оптимизацию и урегулирование вопросов, связанных с активизацией миграционных процессов в современном мире.

В зависимости от вида миграции в системе международного права отдельно можно выделить непосредственно акты и нормы, составляющие «международное беженское право»; международные правовые акты, направленные на регулирование трудовой миграции населения; наконец, существенная группа международных правовых актов и норм посвящена предотвращению и пресечению незаконной миграции.

Главным документом, регулирующим правовое положение мигрантов (вынужденных переселенцев – беженцев), является Конвенция ООН О статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокола, касающимся беженцев, от 31 января 1967 года.

Исходя из указанных международно-правовых документов под понятием «беженец» подразумевается лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает ею пользоваться вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Конвенции).[11]

Российская Федерация присоединилось к названным международным актам 1992 году, а в силу они вступили с февраля 1993 г.

Международное сотрудничество играет важную роль в упорядочивании системы трудовой миграции, имеющей транснациональный характер.

Международная Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей», принятая Резолюцией № 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года (вступила в силу в 2003 году, и в настоящее время ратифицирована 30 государствами), устанавливает, что термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является (ст. 2).

Международно-правовые акты, действующие в сфере трудовой миграции, закрепляют основные принципы обеспечения и защиты прав трудящихся мигрантов.

Права, предоставленные трудящимся-мигрантам, в основном, являются фундаментальными гражданскими и политическими правами, но данной категории лиц могут предоставляться и некоторые экономические, социальные и культурные права (например, право на срочную медицинскую помощь, право на образование для детей трудящихся-мигрантов). В ряде случаев Конвенция ООН 1990 года расширяет уже закреплявшиеся ранее права, в их числе: право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей, а также против государства и заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении.[12]


Значение Конвенции ООН 1990 г. состоит в том, что она объединяет в единый текст те права, которые содержатся в других основных документах.

В международном праве сохраняются отдельные социальные права, которые не нашли прямого закрепления в российском законодательстве. В Российской Федерации праве на воссоединение семей пока в должной мере не урегулировано. Также отсутствует правовое закрепление в законодательстве РФ право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей, а также право заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении. Это указывает на необходимость закрепления во внутреннем законодательстве Российской Федерации правовых основ по защите прав трудящихся-мигрантов в социальной, экономической и культурной сферах.

К правовым основам в сфере регулирования миграционных процессов следует отнести и Конвенцию ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности, и дополняющие ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее являются в настоящее время основными документами на уровне ООН, в которых затрагиваются некоторые аспекты незаконного ввоза мигрантов и другие, связанные с этим, вопросы.

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, определяет ряд понятий, связанных с незаконной миграцией.

Регулирование миграционных отношений осуществляется также в рамках СНГ.[13]

В 1992 г. в Бишкеке было заключено Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. Оно реализовало право на свободу въезда-выезда и передвижения по территории стран СНГ без виз при наличии документов, удостоверяющих личность или гражданство. Однако, в 2000г. Российская Федерация вышла из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников.

Особое значение имеет Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. Соглашение регулирует отношения по вопросам въезда (выезда), пребывания трудящихся-мигрантов, а также признания документов, необходимых для трудовой деятельности мигрантов, обеспечения их прав и законных интересов.


Особое значение на территории государств-членов СНГ уделяется определению статуса вынужденных мигрантов. Государствами – участниками Содружества 24 сентября 1993 г. было принято Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Закрепленное в Соглашении понятие «беженцы» во многом близко тому определению, которое установлено Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951г. и российским законодательством.

Среди основных документов, регулирующих вопросы борьбы с нелегальной миграцией, следует указать Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с нелегальной миграцией от 6 марта 1998 г.1; Концепцию сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции, одобренную Советом глав государств 16 сентября 2004 г.[14]

Из вышесказанного следует вывод о том, что международные нормы в сфере регулирования миграции регулируют право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства; запрет высылки; недопустимость дискриминации; содействие воссоединению семей; право на судебную защиту.

Эти нормы закреплены в универсальных международных актах о правах человека, например, во всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.)

К специальным нормам, регулирующим непосредственно права мигрантов, относятся Конвенция МОТ № 97 о правах мигрантов (1949 г.)3; Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975 г.)4; Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.).

Глава 2. Международно-правовое регулирование миграции

2.1. Соотношение международных актов и национального законодательства в сфере регулирования миграционных отношений

Правоотношения в сфере миграции в России регулируются целым комплексом нормативно-правовых актов, которые включают нормы двух групп: