Файл: Управление миграционными процессами(Понятие и сущность юридических отношений в сфере миграционных процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международные акты (договоры, соглашения, конвенции и другие виды обязательств, участником которых является Российская Федерация);

Нормативные правовые акты федерального значения (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные подзаконные акты);

Конституция Российской Федерации – нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).[15]

Как справедливо отмечает проф. Б.С. Эбзеев, «В данном случае речь идет не об отказе от государственного суверенитета. Данные принципы вошли в российскую конституционную систему и составляют ее содержательную характеристику. В согласии с этими принципами должны толковаться Конституционным Судом и нормы Конституции, закрепляющие конкретные права и свободы человека и гражданина».

В зависимости от вида миграции в системе международного права отдельно можно выделить непосредственно акты и нормы, составляющие «международное право беженцев»; международные правовые акты, направленные на регулирование трудовой миграции населения; наконец, существенная группа международных правовых актов и норм посвящена предотвращению и пресечению незаконной миграции.

Что касается международно-правовой защиты беженцев, то главным документом, регулирующим правовое положение этих лиц, является Конвенция ООН О статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокола, касающимся беженцев, от 31 января 1967 года.

Под «беженцем» понимается лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает ею пользоваться вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Конвенции).[16]

Российская Федерация присоединилось к указанным международным актам 1992 году, а в силу они вступили с февраля 1993 г.


Сопоставляя понятия «беженец» закрепленное в Конвенции с понятием, которое закреплено в Законе о беженцах мы видим полном сходств, как по тексту так и по смыслу. Это подтверждает, что Российская Федерация выполняет взятые на себя международные обязательства в области защиты прав беженцев в своих законах.

Международное сотрудничество – важный элемент упорядочивания системы трудовой миграции.

Международная Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей», принятая Резолюцией № 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года (вступила в силу в 2003 году, и в настоящее время ратифицирована 30 государствами), устанавливает, что термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является (ст. 2).

Положения Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляют термин – «трудовая деятельность иностранного гражданина». Так, решая вопрос о наличии либо об отсутствии состава административного правонарушения следует руководствоваться положениями Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 25.07.2002 № 115- ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 02.10.2013):

«Трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); Иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Международно-правовые акты, действующие в сфере трудовой миграции, закрепляют основные принципы обеспечения и защиты прав трудящихся мигрантов.[17]

Права трудящихся-мигрантов, являются фундаментальными гражданскими и политическими правами.

Конвенция ООН 1990 года расширяет закрепленные: право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей, а также против государства и заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении. Значение Конвенции ООН 1990 г. состоит в том, что она объединяет в единый текст те права, которые содержатся в других основных документах.

В международном праве сохранены отдельные социальные права, которые не нашли прямого закрепления в российском законодательстве. Например, право на воссоединение семей. В российском праве данный вопрос не урегулирован.


Не находит закрепление в законодательстве РФ и право трудящихся- мигрантов действовать против своих предпринимателей; право заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении. Это указывает на необходимость внесения изменений в законодательство России.

Проблема незаконной миграции порождает проблему транснациональной организованной преступности, указывает на необходимость выработки и принятия межгосударственных мер по предотвращения и пресечения этого явления.[18]

Конвенция ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности в настоящее время являются основными документами ООН, затрагивающими аспекты незаконного ввоза мигрантов.

Согласно Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, под незаконным ввозом мигрантов понимается обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории (ст. 1).

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, женщинами и детьми, и наказании за нее – еще один документ, который дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Протокол также устанавливает виды деяний, которые должны признаваться в качестве уголовно наказуемых в законодательстве государств.

Указанные требования Протоколов еще не в полной мере реализованы в законодательстве и практике его применения в Российской Федерации. Например, если Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции раскрывает понятие «коррупция», то уголовный кодекс не закрепляет такого понятия.

Отсюда сложно признать наличие единых механизмов противодействия незаконной миграции на международном уровне, в части выявления лиц, организующих незаконную миграцию оказывающих содействие незаконной миграции.[19]

Миграционные отношения регулируются также в рамках СНГ. Принятые акты касаются порядка пограничного въезда и выезда, защиты прав вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев), обеспечения трудовой и пресечения незаконной миграции. Не урегулированными остаются вопросы политических мигрантов, миграции для воссоединения семей, предпринимательской деятельности.


В 1992 г. в Бишкеке было заключено Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. Оно реализовало право на свободу въезда-выезда и передвижения по территории стран СНГ без виз при наличии документов, удостоверяющих личность или гражданство.

Отдельно необходимо отметить Соглашение о порядке въезда граждан государств – участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и выезда из них 1997 г. Соглашение регулирует порядок выезда-въезда граждан государств-участников Содружества в государства, не входящие в СНГ.

В межгосударственных документах СНГ широко регулируются вопросы трудовой миграции.

Конфликты 90-х годов на территории постсоветского пространства заставили государства-участники СНГ обратить внимание на проблему определения статуса вынужденных мигрантов. В этих целях 24 сентября 1993 г. принято Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Понятие «беженцы», закрепленное в указанном Соглашении схоже с определением, установленным Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 г. и российским законодательством.[20]

Среди основных документов, регулирующих вопросы борьбы с нелегальной миграцией, следует указать Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с нелегальной миграцией от 6 марта 1998 г.2; Концепцию сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции, одобренную Советом глав государств 16 сентября 2004 г.

Под незаконными мигрантами согласно Соглашения от 1998 г. понимаются граждане третьих государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территорию Сторон, а также граждане Сторон, нарушившие правила пребывания на территории одной из Сторон, установленные ее национальным законодательством.

Соглашение определяет направления борьбы с незаконной миграцией: миграционный контроль; учет граждан третьих государств, лиц без гражданства, а также граждан государств – участников Соглашения, незаконно пересекающих границы государств, незаконно пребывающих на их территориях, а также тех лиц, которым запрещен въезд на территорию одной из сторон Соглашения; выработка механизма депортации незаконных мигрантов; гармонизация национального законодательства государств – участников Соглашения в области ответственности для незаконных мигрантов, а также тех лиц, которые оказывают им содействие; обмен информацией о незаконной миграции; подготовка и повышение квалификации сотрудников соответствующих органов, занимающихся борьбой с незаконной миграцией.


В государствах-участниках СНГ отмечается единая политика в регулировании миграционных отношений. Напротив, в странах Европейского Союза, несмотря на имеющуюся правовую базу, сегодня отсутствует единая миграционная политика.

До 2009 г. как отмечает А.А. Солоненко, государственная миграционная политика стран – членов Евросоюза реализовывалась на различных уровнях: в виде межгосударственного взаимодействия, на национальном уровне в виде внутренней миграционной политики, на наднациональном уровне с частичным ослаблением государственного суверенитета и делегированием ряда полномочий институционализированным субъектам миграционной политики ЕС. Государственная миграционная политика в рамках ЕС реализуется так же при влиянии транснациональных процессов, не предполагающих нарушения государственного суверенитета.[21]

В государствах Европейского Союза в сегодняшних политических и социальных условиях отсутствует политическая и правовая координация между структурами управления ЕС, государствами входящими в ЕС и странами, не входящими в него, в вопросах управления миграционными потоками. Следствием этого явился неконтролируемый наплыв беженцев в страны Европейского Союза из государств зоны военного конфликта из стран Ближнего Востока.

Согласно докладу ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) нынешний миграционный кризис является крупнейшим в Европе со времен со Второй мировой войны, так с января по сентябрь 2015 года в государствах – членах ЕС было зарегистрировано более 700 тысяч человек, которые ищут убежище1. Большинство беженцев стремятся попасть в такие страны как Германия – 31%, Венгрия – 13%, Франция – 6%, Италия – 6%, и т.д. В связи с увеличением числа беженцев, фиксируется все большее число нарушений прав беженцев. С начала вооруженного конфликта в Украине по состоянию на июнь 2015 года в России получили убежище более 300 тысяч человек, однако по неофициальным данным на территории находится около двух миллионов украинцев.

М.Н. Маренич и В.М.Абдрашитов отмечают массовые случаи нарушения прав беженцев в странах ЕС3: право искать убежища от преследования в других странах (ст.14 Всеобщей декларации прав человека) (отдельные страны ЕС препятствуют въезду в страну, так чтобы не пустить на свою территорию беженцев; отдельные страны вводят жесткие процедуры контроля на границы, либо укрепляют свои границы, чтоб вообще не допустить на свою территорию беженцев. Примером может служить Венгрия, которая вложила около 100 млн. евро на установление ограждения на границе из колючей проволоки на границе с Сербией; Чешское правительство решило направить на границу с Австрией 200 полицейских, которые должны предотвратить попадание незаконных эмигрантов на территорию страны, ведь пока они не попадут в страну, они не могут подать прошение о признании их беженцами).[22]