Файл: Управление миграционными процессами(Понятие и сущность юридических отношений в сфере миграционных процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в действиях стран ЕС явно прослеживаются отдельные нарушения ст.26 конвенции о правах беженцев, которая закрепляет обязанность государств предоставлять места пребывания беженцам. Напротив, страны ЕС, в нарушение требований конвенции приняли решение о расселении в течение двух лет по территории 23 стран-членов ЕС 120 тысяч беженцев. Согласно документу, подающий заявление об убежище не имеет права выбирать страну-член, ответственную за рассмотрение его заявления.

Таким образом, приведенные примеры позволяют нам увидеть, что национальные законы принимаются в нарушение уже принятых международных норм, что приводит к массовым нарушениям прав мигрантов-беженцев.

2.2. Межгосударственное сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией

Наиболее эффективным способом противодействия незаконной миграции считается международное сотрудничество. Значительная роль в этой области отводится Федеральной миграционной службе Российской Федерации, которая активно занимается расширением географии международных договоров, в том числе и на постсоветском пространстве.

В настоящее время такие документы подписаны с Европейским Союзом, Норвегией, Вьетнамом, Литвой, Украиной, Узбекистаном и другими государствами. В конце прошлого года в этот список вошла Республика Армения.[23]

У России есть союзнические обязательства в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В договоре перечислены все возможности, которыми располагают страны ОДКБ в случае нападения на одну из них.

Россия, выстраивает взаимоотношения на межгосударственном уровне, с полной ответственностью относится к своим обязательствам.

Изучение международных норм в области миграционных процессов показывает, что первоначальная задача стояла в формирование правовых основ защиты прав беженцев и мигрантов.

В связи с изменениями в социальной, а в первую очередь в политической сферах, мировыми конфликтами, вынуждающими значительное число граждан покидать свои страны, а также учитывая, что под видом мигрантов-беженцев в страны Европы стали проникать нелегально лица, включенные в криминальные процессы, на первое место вышла необходимость защиты от нелегальной миграции.


В.Ф. Червоненко указывает, что в настоящее время мировое сообщество включает незаконную миграцию в число основных вызовов и угроз международной безопасности наряду с терроризмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков.

Еще в 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены и систему ООН укреплять международное сотрудничество в области международной миграции и развития государств в целях содействия устранению коренных причин миграции.

Основой международно-правового регулирования борьбы с незаконной миграцией являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).[24]

Источниками международного права в области борьбы с незаконной миграцией являются три группы норм:

универсальные конвенции, договоры и соглашения, в которых участвуют или могут участвовать все государства;

региональные договоры, действующие для государств какого-то определенного региона;

двусторонние договоры и соглашения государств по вопросам борьбы с незаконной миграцией.

Особенностью международно-правового регулирования является то, что государства руководствуются нормами, которые сами и создают. Главным является согласовать позиции государств для того, чтобы это нашло отражение в межгосударственных отношений в рассматриваемой сфере.

При этом, как отмечает Ващук А.С. сотрудничество в миграционной сфере встроено в более широкий контекст создания единого социального пространства, где трудовые мигранты уравнены в правах с гражданами стран пребывания. И хотя каждая страна имеет право на свою миграционную политику и национальное законодательство, их проблемное поле уходит корнями в политическую и экономическую сферу сотрудничества между страной-реципиентом и страной-донором. Регулирование миграционных потоков так или иначе становится частью межгосударственных отношений.

Задача противодействия незаконной миграции является одной из важнейших в деятельности Управлений ФМС. В целях выполнения данной задачи органами УФМС осуществляется постоянный контроль и надзор за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением работодателями и нанимателями правил привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, а также недопущение нелегальной миграции.[25]


В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также жизненных интересов населения, осуществляются различные мероприятия, направленные на противодействие нелегальной миграции, в частности, усиление иммиграционного контроля за соблюдением режима пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, привлечение виновных в нарушении миграционного законодательства к установленной законом ответственности, усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями для предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

В международно-правовой сфере, по мнению В.Е. Подшивалова наиболее эффективными являются меры, основанные на скоординированной политике группы государств. Например, одной из главных целей заключения Соглашения о постепенной отмене контроля на общих границах (Шенгенского соглашения) 1985 г. в рамках Европейского Союза стала необходимость облегчить движение рабочей силы и товаров на территории Европейского Союза и в то же время сохранить тщательный контроль за ним в отношениях с другими регионами мира.[26]

Право государств заботиться о своей национальной безопасности и предотвращать с соблюдением требований международного права угрозы этой безопасности является неотъемлемой составляющей государственного суверенитета. Но необходимо помнить, что ограничительные меры в отношении мигрантов могут заставить их искать полу- и нелегальные пути для проникновения на территорию государства или обхода ограничений на занятие определенными видами деятельности.

Как отмечается в одном из рабочих документов Десятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, «следует дополнительно подумать о последствиях жесткой иммиграционной политики, которая, возможно, в большей степени ведет к снижению уровня ожиданий мигрантов, чем к ограничению их количества».

Пересекая границу между государствами без соблюдения установленного порядка мигранты фактически приобретают статус «незаконных мигрантов», так как совершают деяние в нарушение действующей системы правовых норм. При этом они могут нарушать нормы сразу нескольких государств. При этом меры, принимаемые государствами и рассчитанные на пресечение и предупреждение незаконной миграции, не должны препятствовать исполнению ими своих международно-правовых обязательств в отношении защиты беженцев. В связи с этим, например, п. 1 ст. 31 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. освобождает беженцев от взысканий за нелегальный въезд и пребывание, если они без промедления явятся в уполномоченный орган государства и предоставят удовлетворительные объяснения.


Подводя итог, можно сказать, что осуществление государствами мер по регулированию, пресечению и предупреждению незаконной миграции, должно происходить с соблюдением ряда принципов:

действия международного сообщества и суверенных государств должны соответствовать принципам и нормам, сформулированным в Уставе ООН и других международных документах; Должны учитываться суверенное право государства на самостоятельную политику при решении его внутренних проблем. Вопросы миграционной политики – это внутреннии вопросы государства. Международному праву отводится роль закрепления обязанности государства принять меры, согласованные с международными институтами и другими государствами в миграционной сфере. Субъектами международного права в рассматриваемой сфере выступает государство – участник, а не индивид (мигрант).[27]

Принимаемые меры должны учитывать необходимость защиты прав и интересов коренного населения, с соблюдением интересов мигрантов. Решение вопросов в сфере миграции, как имеющих общественной (или общенациональное в политологическом смысле) значение должно проводится открыто (или гласно), при широком участии государственных институтов и всего общества, с соблюдением международных норм.

Заключение

Проблемы, с которыми столкнулось мировое сообщество в вопросах перемещения значительных масс населения указывает, что миграция должна стать объектом международно-правового регулирования, поскольку одно государство сегодня не в состоянии решить данную проблему.

Правоотношения в сфере миграции в России регулируются целым комплексом нормативно-правовых актов, которые включают нормы двух групп:

Международные акты (договоры, соглашения, конвенции и другие виды обязательств, участником которых является Российская Федерация);

Нормативные правовые акты федерального значения (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные подзаконные акты);

Главным документом международно-правовой защиты беженцев является Конвенция ООН О статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокола, касающегося беженцев, от 31 января 1967 года, Международная Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», принятая Резолюцией № 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года (вступила в силу в 2003 году, и в настоящее время ратифицирована 30 государствами).


Конвенция ООН 1990 года расширяет закрепленные: право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей, а также против государства и заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении.

Значение Конвенции ООН 1990 г. состоит в том, что она объединяет в единый текст те права, которые содержатся в других основных документах.

В международном праве сохранены отдельные социальные права, которые не нашли прямого закрепления в российском законодательстве. Например, право на воссоединение семей. В российском праве данный вопрос не урегулирован.

Не находит закрепление в законодательстве РФ и право трудящихся- мигрантов действовать против своих предпринимателей; право заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении. Это указывает на необходимость внесения изменений в законодательство России.

Проблема незаконной миграции порождает проблему транснациональной организованной преступности, указывает на необходимость выработки и принятия межгосударственных мер по предотвращения и пресечения этого явления.

Конвенция ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности в настоящее время являются основными документами ООН, затрагивающими аспекты незаконного ввоза мигрантов.

Согласно Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющему Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, под незаконным ввозом мигрантов понимается обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории (ст. 1).

Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, женщинами и детьми, и наказании за нее – еще один документ, который дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Протокол также устанавливает виды деяний, которые должны признаваться в качестве уголовно наказуемых в законодательстве государств.

Указанные требования Протоколов еще не в полной мере реализованы в законодательстве и практике его применения в Российской Федерации. Например, если Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. От 28.11.2015) «О противодействии коррупции раскрывает понятие «коррупция», то уголовный кодекс не закрепляет такого понятия.