Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности (теоретические аспекты).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты маркетинговой деятельности в различных сферах экономической деятельности.
2.Маркетинговое исследование торгового предприятия
2.1. Общая характеристика объекта исследования
2.2. Анализ рыночной среды организации
2.3. Анализ комплекса маркетинга организации
2.4.1. Анализ потребности в продукции предприятия на рынке
2.4.2. Анализ товарной единицы
2.4.3. АВС-анализ ассортимента
2.6. Анализ коммуникационной политики.
3. Проектные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности организации
Социальный аспект окружения информирует об уровне жизни населения, информирует об отношении населения к качеству жизни, тенденции направленности в приоритетах и потребностях.
Анализ научно-технического развития общества позволит применить основные и полезные достижения общества в современной науке и технике, в области рекламы, информационного обеспечения.
Анализ ближайшего окружения фирмы определяет анализ ее конкурентов, анализ конкурентной среды.
В соответствии с моделью М. Портера о пяти силах, на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:
1.Конкуренция внутри отрасли.
2.Вероятность появления услуг-субститутов.
3.Влияние условий, продиктованных поставщиками.
4.Вероятность появления новых конкурентов.
5.Способность покупателей ставить свои условия.
В данное время на территории России существуют организации, которые занимаются аналогичной деятельностью. Данные организации представляют аналогичную продукцию на рынке.
Способность покупателей выдвигать свои условия выражается в компании следующим образом:
1.Осуществление анализа одного из показателей.
2.Рамки временные проведения обучения.
В данном случае, изучая внутреннюю среду, особое внимание будет уделено организационной культуре.
В компании права и обязанности сотрудников возложены на сотрудников непосредственно несущих ответственность за исполнение обязательств. Следует отметить, что наблюдается недостаток в деятельности информационных потоков, которые видны в недостатках взаимодействия между различными подразделениями.
В данной организации персонал не участвует в принятии или формировании какого-либо решения. Эта обязанность возложена на директора или руководителя.
Особое внимание в компании уделено уровню и квалификации сотрудников, поэтому найму сотрудников уделено особое значение. Организация достаточно обеспечивает сотрудников уровнем зарплат, сотрудники участвуют в комиссиях по аттестации. Сильные и слабые стороны организации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сильные и слабые стороны организации
№ |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
Качественный мониторинг рынка предоставляемых услуг. |
Своевременное информирование сотрудников находится не на достаточном уровне. |
2 |
Сформировавшийся круг постоянных клиентов |
Недостатки в рекламной политике |
3 |
Широкий выбор предоставляемых услуг |
Недостаточное оборудование рабочих мест |
4 |
Усиленный контроль качества предоставляемых услуг |
Слабо развита система обучения сотрудников |
5 |
Крупное международное объединение |
Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
6 |
Поддержка международных партнеров |
Контроль над исполнением и приказов не достаточно осуществляется |
7 |
Высокая квалификация персонала |
|
8 |
Деятельность по мотивации персонала |
|
9 |
Узнаваемая марка |
Источник: данные организации
Таким образом, можно сказать, что основные недостатки внутрикорпоративных коммуникаций представлены следующим образом: своевременное информирование сотрудников находится не на достаточном уровне, недостаточное оборудование рабочих мест, слабо развита система обучения сотрудников, неучастие персонала в принятии управленческих решений, контроль над исполнением и приказов не достаточно осуществляется.
2.2.2. Анализ микросреды
Оценка уровня угрозы со стороны товаров-заменителей представлена в таблице 3.
Таблица 3
Оценка уровня угрозы со стороны товаров-заменителей
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Товары-заменители |
Существуют и занимают высокую долю |
Существуют но их доля мала |
Не существуют |
3 |
|||
Итоговый балл |
3 |
||
1 |
Низкий уровень угрозы |
||
2 |
Средний уровень |
||
3 |
Высокий уровень угрозы |
Источник: данные организации
Таким образом, предприятие характеризуется высоким уровнем угрозы.
Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции представлена в таблице 4.
Таблица 4
Оценка уровня внутриотраслевой конкуренции
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Количество игроков |
Высокий уровень |
средний |
Небольшое количество игроков |
2 |
|||
Темп роста рынка |
Стагнация или снижение |
Замедляющийся, но растущий |
высокий |
1 |
|||
Уровень дифференциации продукта |
Компании продают стандартизированный товар |
Товар стандартизирован, но отличается преимуществами |
Продукты значимо отличаются |
2 |
|||
Ограничение в повышении цен |
Жесткая ценовая конкуренция, отсутствуют возможности повышения цен |
Возможность повышения в рамках покрытия роста затрат |
Всегда есть возможность к повышению |
2 |
|||
Итоговый балл |
7 |
Источник: данные организации
Средний уровень внутриотраслевой конкуренции.
Угроза входа на рынок новых игроков с помощью оценки высоты входных барьеров (таблица 5):
Таблица 5
Оценка уровня угрозы входа новых игроков
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Экономия на масштабе |
отсутствует |
Существует у некоторых |
значимая |
2 |
|||
Сильные марки с высоким уровнем знания и лояльности |
Отсутствуют крупные игроки |
2-3 крупных игрока держат 50% рынка |
2-3 крупных игрока держат 80% рынка |
1 |
|||
Уровень дифференциации продукта |
Низкий уровень разнообразия |
Существуют микро-ниши |
Все возможные ниши заняты |
2 |
|||
Инвестиции и затраты для входа в отрасль |
низкий |
средний |
высокий |
2 |
|||
Доступ к каналам распределения |
Доступ к каналам распределения открыт |
Доступ к каналам распределения требует инвестиций |
Доступ к каналам распределения ограничен |
2 |
|||
Политика правительства |
Нет ограничивающих актов со стороны государства |
Государство вмешивается на низком уровне |
Государство полностью регламентирует отрасль |
2 |
|||
Готовность игроков к снижению цен |
Игроки не пойдут на снижение |
Крупные игроки не пойдут на снижение |
При любой попытке дешевого предложения игроки снижают цены |
2 |
|||
Темп роста отрасли |
Высокий и растущий |
замедляющийся |
Стагнация или падение |
3 |
|||
итог |
16 |
Источник: данные организации
Таким образом, предприятие характеризуется средним уровнем угрозы выхода новых игроков на рынок.
Оценка угрозы потери потребителей, проанализировав следующие показатели (таблица 6):
Таблица 6
Оценка уровня угрозы потери текущих клиентов
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Доля покупателей с большим объемом продаж |
Более 80% продаж приходится на нескольких клиентов |
Незначительная часть клиентов держит 50% продаж |
Продажи равномерно распределены |
2 |
|||
Склонность к переключению на товары-субституты |
Товар компании не уникален, существуют аналоги |
Товар компании частично уникален |
Товар компании уникален, аналогов нет |
3 |
|||
Чувствительность к цене |
Покупатель будет переключаться на товар с более низкой ценой |
Покупатель будет переключаться на товар с более низкой ценой при значимой разнице в цене |
Покупатель не чувствителен к цене |
2 |
|||
Потребители не удовлетворены существующим на рынке товаром |
Неудовлетворенность характеристиками |
Неудовлетворенность второстепенными характеристиками |
Полная удовлетворенность |
2 |
|||
итог |
9 |
Источник: данные организации
Таким образом, в результате анализа был выявлен высокий уровень потери клиентов.
Угрозы для данного бизнеса со стороны поставщиков (таблица 7).
Таблица 7
Оценка уровня зависимости от поставщиков
Параметр оценки |
Оценка параметра |
|
2 |
1 |
|
Количество поставщиков |
Незначительное или монополия |
Широкий выбор |
1 |
||
Ограниченность ресурсов поставщиков |
Ограниченность в объемах |
неограниченность |
1 |
||
Издержки переключения |
Высокие |
низкие |
1 |
||
Приоритетность направления для поставщика |
Низкая приоритетность отрасли для поставщика |
Высокая приоритетность отрасли для поставщика |
1 |
||
итог |
4 |
Источник: данные организации
Таким образом, компания имеет низкий уровень влияния поставщиков.
Объединенные результаты анализа в сводном виде (таблица 8).
Таблица 8
Сводная таблица оценки пяти сил конкуренции по М. Портеру
параметр |
значение |
описание |
Направления работ |
Угроза со стороны товаров - заменителей |
Высокий уровень угрозы |
Компания обладает распространенным предложением на рынке |
Совершенствовать уникальность товара |
Угроза внутриотраслевой конкуренции |
Средний уровень |
Рынок компании является высококонкурентным и перспективным. Есть ограничения в повышении цен. |
Проводить постоянный мониторинг предложений конкурентов. Развивать уникальность продукта. |
Угроза со стороны новых игроков |
Средний уровень |
Не достаточно высок риск входа новых игроков |
Проводить постоянный мониторинг появления новых компаний. Проведение акций, направленных на длительность отношений потребителя с компанией |
Угроза потери клиентов |
высокий уровень потери клиентов |
Портфель клиентов обладает высокими рисками (при уходе ключевых клиентов – значимое падение продаж). |
Диверсифицировать портфель клиентов. |
Угроза нестабильности поставщиков |
низкий уровень влияния поставщиков |
Стабильность со стороны поставщиков. |
Проведение переговоров о снижении цен, установлении долгосрочных отношений, развитии маркетинга отношений. |
Источник: данные организации
Таким образом, анализ рыночной среды характеризуется высоким уровнем товаров-заменителей и низким уровнем нестабильности поставщиков.
2.3. Анализ комплекса маркетинга организации
Далее в работе буде представлен краткий анализ комплекса маркетинга объекта исследования (таблица 9).
Таблица 9
Краткий анализ комплекса маркетинга объекта исследования
Элемент комплекса маркетинга |
Характеристика элемента комплекса маркетинга в организации |
Товар |
Товар представлен продуктами гостиничной отрасли. |
Цена |
Цена определяется общей ценовой политикой предприятия. |
Каналы сбыта |
Фронт-офис, бэк-офис, приоритетные каналы |
Продвижение |
Узнаваемость марки, коммуникации. |
Персонал |
Большой упор в организации делается на персонал, поскольку именно он взаимодействует с потенциальным клиентом: обучение развитие персонала. |
Источник: данные организации
Также организация характеризуется прямым взаимодействием с государственными структурами и проведением открытой политики по отношению к потребителю.
2.4. Анализ товарной политики
2.4.1. Анализ потребности в продукции предприятия на рынке
В данном разделе будет проведен анализ потребностей в соответствии с матрицей потребностей.
1.Место в иерархии потребностей. Базовая потребность состоит в физиологической потребности. Безопасность – данная потребность характеризуется возможностью приобретения товара как необходимого товара для обеспечения жизнедеятельности.
2.Что влияет на потребность. На потребность в первую очередь влияет возраст. Только после 18 лет гражданин имеет возможность приобретения продукта. А также социальное положение: для разных категорий граждан товары и услуги в соответствии с потребностями данной социальной группы.