Файл: Корпоративная культура в организации (Понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная культура является одним из источников конкурентных преимуществ фирмы, что указывает на актуальность выбранной темы. Для фирм наряду с успешной стратегии не менее другой аспект – и развитие культуры. Как , Корпоративная культура собой относительно область знаний, определение и выбранному типу будущее всей . Легко повысить сотрудников в высоких результатов, понятны основы позитивного имиджа , формирования комфортного психологического климата, а также подбора методов, способствующих повышению эффективности труда каждого.

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития корпоративной культуры и ее влияние на эффективность деятельности фирмы.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры организации;
  • рассмотреть особенности функционирования рассматриваемой организации ПАО «Лукойл»;
  • провести анализ корпоративной культуры ПАО «Лукойл» и предложить пути ее совершенствования.

Объект исследования курсовой работы ⎯ Публичное акционерное общество «Лукойл». Предмет исследования ⎯ корпоративная культура.

При написании курсовой работы предполагается использовать информацию электронных ресурсов и литературу: нормативно-справочную, учебно-методическую, информационно-справочную, а так же применять при анализе методы системного количественного и качественного анализа и другие методы исследования.

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОЧНИК КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ

    1. Понятие и сущность корпоративной культуры

В современной литературе существует довольно много определений понятия «корпоративная культура». Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет универсального определения. Возможны лишь разнообразные функциональные описания культурной области, которые всякий раз формулируются в зависимости от конкретных целей исследования, но целостного - сущностного - определения культуры, получившего общепризнанное распространение, нет. [1]

Несмотря на очевидное разнообразие определений и толкований корпоративной культуры, в них есть общие моменты.


Так в большинстве определений авторы ссылаются на образцы базовых предположений, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с видением окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих её переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т.д.). Нередко бывает трудно сформулировать это видение применительно к организации. [2]

Ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение корпоративной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что “клиент всегда прав”, поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других - может быть всё наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации. [3]

И, наконец, третьим общим атрибутом понятия корпоративной культуры считается «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации. Многие фирмы имеют специальные, предназначенные для всех документы, в которых они детально описывают свои ценностные ориентации. Однако содержание и значение последних наиболее полно раскрываются работникам через «ходячие» истории, легенды и мифы. Их рассказывают, пересказывают, толкуют. В результате этого они иногда оказывают большее влияние на индивидов, чем те ценности, которые записаны в рекламном буклете компании. [4]

Используя то общее, что присуще многим определениям, можно понимать корпоративную культуру следующим образом. [5]

Корпоративная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. [6]

Во многочисленных источниках, посвященных рассмотрению данной темы, обычно используются два понятия: корпоративная и организационная культура. Причем в одних этим терминам придается различное значение, в других – практически идентичное. Перед рассмотрением этих понятий следует уточнить, что конкретно подразумевается по каждым из них. Таким образом, становясь камнем преткновения, организационная культура остается еще мало изученной. В литературе, посвященной проблеме организационной культуры, мы находим попытки построения схемы анализа этого феномена. В современной литературе мы находим довольно много определений понятий организационной культуры и корпоративной культуры. Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной или корпоративной культуры не имеет единственно «верного» толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются как очень узкие, так и очень широкие толкования того, что же представляет собой культура организации. На сегодняшний день достаточно много публикаций, в которых тем или иным образом освещается проблема корпоративной культуры, однако до настоящего времени нет работ, в которых бы специально разрабатывались достаточно надежные методы диагностики корпоративной культуры и обобщались результаты их эмпирической апробации. [7]


Можно констатировать, что до настоящего момента в большинстве работ посвященных этой теме четко не разводятся такие понятия как корпоративная культура и организационная культура, хотя само существование этих определений предполагает различение феноменологии, стоящей за каждым из них. [8]

Одна из попыток предпринимается известным отечественным консультантом Т.Ю. Базаровым. Он квалифицирует корпоративную культуру как ценностно-нормативное пространство, в котором существует корпорация во взаимодействии с другими организационными структурами, а вот организационная культура - это «интегральная характеристика организации (ее ценностей, паттернов поведения, способов оценки результатов деятельности), данная в языке определенной типологии».

На рисунке 1 можно увидеть структуру корпоративной культуры.

Рис.1. Структура корпоративной культуры[9]

Таким образом, корпоративная культура представляет одно из эффективных сре привлечения мотивации сотрудников. только человек потребности первого , у него потребность в : положении в , общности ценностей, мотивации. И на первый выходит Корпоративная .

    1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры

На формирование корпоративной культуры оказывают влияние различные факторы, ряд из которых представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Факторы, влияющие на корпоративную культуру

Кроме того, на корпоративную культуру влияет внешнее окружение:

• конкретные политические и экономические условия;

• национальные особенности, традиции, культура;

• классовые, этнические, расовые различия;

• деловая среда. [10]

Специалист в области корпоративной культуры Э. Шайн считает, что ее формирование обусловлено влиянием пяти первичных и пяти вторичных факторов. К первичным факторам он относит следующие.

1. Точки концентрации внимания высшего руководства. Объект, о котором постоянно говорят, обсуждают руководители, постепенно превращается в предмет внимания большинства сотрудников организации и включается в число норм, на основе которых формируется поведение членов организации.

2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. От того, как руководители подходят к разрешению проблем и кризисных ситуаций, во многом зависит формирование системы ценностей организации. [11]


3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей. Руководители занимают особое положение в организации, на них обращено повышенное внимание сотрудников, следовательно стиль их поведения, отношение к работе приобретают характер эталона для поведения в организации.

4. Критерии оценки деятельности, учитываемые при поощрении сотрудников. Сотрудники организации осознают, за что они получают вознаграждение либо наказание, формируют для себя представление о системе приоритетов и ценностей.

Группа вторичных факторов:

1. Организационная структура управления. В зависимости от типа структуры распределения работ между подразделениями, отдельными сотрудниками, делегирования полномочий у работников формируется впечатление о доверии руководства.

2. Система передачи информации и информационные процедуры. В любой организации поведение сотрудников регламентируется различными процедурами и нормами.

3. Внешний и внутренний дизайн, оформление помещения, в котором располагается организация, способы размещения сотрудников создают определенное представление о ценностях и ориентирах данной организации.

4. «Мифы» и истории о важнейших событиях и отдельных лицах, сыгравших ранее или играющих главную роль на определенном отрезке жизни организации.

5. Формализованные положения о философии, смысле существования организации, сформулированные в виде принципов, кредо и должным образом доведенные до каждого члена организации, способствуют формированию корпоративной культуры, адекватной миссии организации.

Каждый из указанных факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры, требует определенной настройки в конкретных случаях. [12]

На рисунке 3 представлены источники формирования корпоративной культуры.

Рис.3. Источники формирования корпоративной культуры

Современное состояние российской корпоративной культуры анализируют отечественные специалисты. А. Ильин, директор издательства «Альпина Паблишер», считает, что в настоящее время в России сосуществуют два принципиально разных типа культур: «византийская», когда бизнес строится на неформальных связях, деловые решения принимаются в неформальной обстановке; и «западная», в которой приняты финансовая прозрачность, четкое юридическое оформление сделок, неэмоциональное принятие деловых решений, использование современных концепций менеджмента. Большинство российских организаций в различных пропорциях сочетают в себе как «византийскую», так и «западную» культуры, но общая тенденция состоит в том, что бизнес медленно, но уверенно движется в сторону западных деловых традиций. [13]


На рисунке 4 представлен механизм формирования корпоративной культуры предприятия.

Рис.4. Механизм формирования корпоративной культуры предприятия[14]

Из всего вышесказанного следует, что корпоративная культура занимает важное место, поскольку является эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать подразделения организации достижение общей , стимулировать инициативу, так же лояльность и между всеми организации.

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И корпоративной культуры ПАО «ЛУКОЙЛ»

    1. Общие сведения ПАО «Лукойл»

ПАО «Лукойл» действует с 22 апреля 1993 г., ОГРН присвоен 17 июля 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве. Руководитель организации: президент Алекперов Вагит Юсуфович.

ПАО «Лукойл» учреждено в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», другими нормативно-правовыми актами, регулирующими создание и деятельность обществ как на территории России, так и за рубежом.[1][15]

В таблице 1 представлены реквизиты ПАО «Лукойл».

Таблица 1––Реквизиты ПАО «Лукойл»

Наименование реквизита

Содержание реквизита

Полное наименование

Публичное акционерное общество «Лукойл»

Краткое наименование

ПАО «Лукойл»

ИНН

7708004767

КПП

770801001

ОГРН

1027700035769

ОКПО

00044434

ОКОГУ

4100615

ОКОФС

Частная собственность

ОКТМО

45378000000

За время своего 25-летнего существования ЛУКОЙЛ стал мировым лидером в основных сферах своей деятельности. Занимаясь добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, Компания поставляет продукты, энергию и тепло миллионам потребителей по всему миру.

1991 — Создание нефтяного концерна «ЛУКОЙЛ».

1992 — Формирование уставного капитала образуемого акционерного общества «ЛУКОЙЛ». Компания вошла в тройку мировых лидеров нефтедобычи.