Файл: Понятие и признаки государства (Характеристика признаков государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Характеристика признаков государства

У современного государства признаками являются:

  • публичная власть,
  • государственная территория,
  • население государства,
  • государственный суверенитет,
  • налоги.

Государственную власть или аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение власти.

В науке отмечается не одинаковое понимание и не однознач­ное толкование публичной власти. Как правило, ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства. Иногда - как синоним государства.

При этом, несмотря на расхождения в понимании, все авторы сходятся в том, что наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее отпервобытнообщинной организации.

Общественная власть, возникшая в условиях перво­бытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его членов, не могла успешно продолжать функционировать в условиях разделенного общества по материальному и другим призна­кам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. На фоне преобразований общест­венная власть неизбежно переходила в публичную власть, которая опиралась на политический по своему характеру аппарат на­силия и принуждения.

Это власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения.

Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений.

В аппарат государства входят законодательная, исполнительная и судебная власть, особый слой людей, занятых на профессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, исправительных учреждений.

Государственная территория — это часть земной поверхности с его недрами и воздушным пространством над ней, находящаяся под суверенитетом государства; она состоит из сухопутного (с недрами) водного и воздушного пространства.

Территория государства - своего рода материальная база, без которой государство не может существовать. Это естественное условие существования и функционирования государства.


Территориальный признак обусловлен характером формирования и деятельности аппарата государства с учетом его деления по пространству. Возникают центральные и местные органы государства.

Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.

Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям.

Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций.Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств.

Население государства - это люди, которые находятся на территории определённого государства, и которые подчиняются юрисдикции данного государства. В понятие населения любого государства входят:

  • граждане государства, как основной состав населения;
  • иностранные граждане;
  • лица, не имеющие гражданства (апатриды);
  • лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

Правовое положение населения каждой страны регулируется внутренним законодательством - конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. В основном этот признак рассматривается через институт гражданства.

Гражданство - устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Оно определяет правовое положение личности как внутри государства, так и за его пределами в международном общении. Гражданство является основанием права на получение защиты со стороны своего государства, с другой - оно выступает в качестве инструмента защиты прав и интересов государства.

Родившись, человек в большинстве случаев обретает статус гражданства, при этом от самого человека не зависит, на какой государственной территории он родился и гражданами какого государства являются его родители.

Термин "гражданство" был провозглашен и юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной принадлежности.


Между тем основной целью установления понятия гражданства является, формулирование признаков, которые позволяют отделить его правообладателей от иных лиц, проживающих на территории этого государства. Одним из таких признаков законодатель видит правовую связь человека с государством, которая выражена в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданство является составным элементом современной государственной организации общества. Государство со своими гражданами связано общей территории. В таком обществе должен быть установлен факт того, что большинство граждан государства проживает на его территории. Это и есть самый распространенный вид фактической связи человека с государством, которая закрепляется посредством института гражданства. Исторически возникновение гражданства связано со способом построения отношений между государством и лицами при республиканской форме правления, а также с французской революцией (XVIII в.). В противовес теории подданства как личной зависимости от монарха, которая имела распространение в том столетии, были выдвинуты теории активно участвующего в политической деятельности страны гражданина, и народа как общности равноправных граждан.В некоторых странах принято определение гражданства как «подданства», что не совсем верно, так как «гражданство» означает в первую очередь связь человека и государства, обремененную взаимными обязанностями и правами, а второй термин обозначает непосредственную связь лица с главой государства, иными словами он присягает на верность конкретному человеку.Обладание гражданством это не только наличие двусторонних обязанностей, но и распространение на человека прав и свобод, признаваемых законом, защиты его государством не только внутри страны, но и за ее пределами. Помимо этого оно дает возможность гражданину активно участвовать в политической жизни страны, так как институт гражданства наделяет его избирательными и другими политическими правами. Исходя из этого, можно сказать, что неважно проживает ли человек в стране или за границей, главным связующим звеном тут является юридически установленный факт наличия правовой связи с государством.

С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагающая ответственность лица перед государством.

Важным признаком государства, отличающим его от иных политических образований общества, являетсясуверенитет.

Понятие государственного суверенитета сложилось в конце средних веков. Оно возникло в борьбе за освобождение светской государственной власти из подчинения церкви. Суверенитет с латинского означает «независимость», а с французского «верховная власть».


Государственный суверенитет – означает независимость власти данного государства от всякой иной власти.

Политические эксперты различают два понятия: внешний суверенитет и внутренний суверенитет.

Внутренняя сторона государственного суверенитета состоит в том, что государство самостоятельно учреждает и формирует систему своих органов, наделяет их определенными властными полномочиями, устанавливает в обществе правопорядок путем принятия законов, системой своих органов поддерживает, охраняет этот правопорядок, независимо от других государств осуществляет юрисдикционную деятельность по рассмотрению и разрешению различного рода юридических дел.

Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что государство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам, по своей воле и в интересах общества, которое оно представляет: вступает в международные организации, союзы, общества, заключает договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий.

Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет на­рода и суверенитет нации.

Суверенитет является важной силой в стране. Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем являются народ, нация, государство. Суверенитет либо он есть в полном объёме, либо его нет совсем.

Однако процессы глобализации имеют также отрицательный эффект, приводящий к зависимости суверенных государств от тенденций в мировой политике, экономике, идеологии и т.д., приводя к нивелированию национального самосознания, традиций и культуры. Особенно подвержены этим процессам малые народы и государства.

История налогов уходит своими корнями глубоко в древность. Налоги появились вместе с первыми предпосылками возникновения государства и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны.

У представителей власти были популярны чрезвычайные (например, на случай войны) и целевые налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формировалась финансовая система государства.

К современному объяснению существования налогов человечество пришло не сразу. Сначала преобладало понимание дара, когда человек делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов.

Далее появилась идея предложения правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Затем идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами.


Следующей ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Далее появилась теория о долге гражданина перед государством.

Следующий уровень развития идеи облагать налогами возник в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. В конце концов на очередной стадии развития налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

Налоги – это платежи обязательные для граждан государства и организаций, осуществляющих свою деятельность его территории, в пользу государства. От количества поступающих налоговых сборов в государственную казну зависит сила, мощь государства, его суверенитет.

Каждое государство, стремясь быть сильным и независимым, а также эффективно действующим, придает сбору налогов первостепенное значение.

Вместе с налогами современные государства для пополнения своей казны используют и другие виды поступлений и платежей (сборы). Сборы – это обязательные взносы, которые взимаются с организаций и отдельных лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[10]

По значимости и объему налоги находятся на первом месте.

В настоящее время налоги являются основным источником бюджетных доходов всех уровней в Российской Федерации.

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Государственное регулирование банковской деятельности (деятельности кредитных организаций) – воздействие на кредитные организации со стороны центрального банка и/или иных государственных органов в целях поддержания стабильности и эффективности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и клиентов. В целом система регулирования банковской деятельности в РФ представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих указанную деятельность, и применяемых ими инструментов или способов воздействия. Таким образом, государственное регулирование банковской деятельности должно быть производной от главных целей и приоритетов экономического развития страны. Все направления регулирования тесно взаимосвязаны. В зависимости от поставленных целей и экономической ситуации государство может усиливать влияние отдельных направлений.