Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Взгляды на понятие менеджмента).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты содержания, предмета и принципов менеджмента
1.1.Взгляды на понятие менеджмента
1.2 Целевое направление в менеджменте
1.3 Достоинства и недостатки управления по целям
2. Анализ предприятия текстильного производства ООО «ООО «Ромашка»»
2.1. Общая характеристика ООО «Ромашка»
2.2.Древо целей ООО «Ромашка» направленное на «выход на новые рынки сбыта»
Система имеет все три составляющие, необходимые для успешной мотивации работника: ясные и измеримые цели, участие в постановке которых самого работника позволяет учесть его потребности; знание системы вознаграждения и параметров оценки до начала трудового процесса; уверенность в объективности оценки результатов.
Целевое управление ориентировано на конечный результат. Цель и результат взаимосвязаны и неразделимы, также управляя работой по достижению цели, необходимо отслеживать достигнутые промежуточные результаты.
Кроме основных принципов, характерных для любой системы планирования и отчетности, а именно дерево целей (стратегический план развития компании на 3-5 лет), цикличность и замкнутость, обратная связь, конкретность и измеримость (наличие в планах и отчетах целей, критериев и сроков достижимости), регулярность и постоянство (периодичность для планов и отчетов), единый стандарт, система MBO включает принципы участия и холизма.
Принцип участия подразумевает вовлечение или участие персонала в управление делами фирмы. Это «присвоение» программы действий компании, «принятие» ответственности сотрудниками, повышение уровня активности и «опережающей инициативы», рост удовлетворенности работой. Это становится возможным благодаря вовлечению сотрудников в процессы обсуждения, планирования, принятия решений.
Принцип холизма состоит из двух частей: принципа координации и принципа интеграции. Координация охватывает взаимодействие единиц одного уровня, т. е. по горизонтали, интеграция — между единицами разных уровней, т. е. по вертикали. Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма, согласно которому, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимосвязи. Если данный принцип не задействован, то каждое подразделение в лучшем случае будет работать на благо только своего отдела, в худшем — приведет к убыткам, выраженным в конкретных цифрах, из-за отсутствия взаимодействия с другими подразделениями, «перекрывания кислорода», сокрытия важной информации.
Несмотря на простоту применения метода, успех полностью зависит от того, насколько грамотно и четко прописан механизм самого управления по целям для конкретной организации, а также как он преподнесен до сотрудников. Более того, необходимо тщательно продумать систему мотивации и поощрения для сотрудников, которые справились с поставленными задачами.
Основными элементами и этапами управления по целям являются:
планирование деятельности и постановка индивидуальных целей;
текущий контроль за результатами деятельности и обмен информацией (обратная связь);
промежуточная и итоговая оценка результатов деятельности персонала.
Вспомогательными и обязательными инструментами являются система мотивации и информационная система.
Целевое управление эффективно тогда, когда сам руководитель отчетливо понимает поставленные цели и показывает своим примером эффективную работу. Данный метод соединяет стратегию компанию с целями каждого отдела и сотрудника. Ответственность за исполнение и работы переходит на самих работников, тем самым мотивируя их на более продуктивную работу. Система мотивации при MBO предполагает установление четких целей, сроков, ответственности и желаемых результатов, а также критерии оценки работы. Информационная система выполняет сбор, обработку и первичный анализ информации, необходимый для дальнейшего принятия решений.
Можно выделить следующие преимущества «Управления по целям»:
разработка иерархии целей компании и согласованность их на всех уровнях (от стратегических целей компании до целей сотрудников);
построение объективных критериев оценки достигнутых результатов;
постоянная обратная связь и возможность оперативной оценки и корректировки деятельности сотрудников, подразделений, компании;
повышение эффективности деятельности компании;
усиление мотивации персонала;
благоприятный климат в коллективе, налаженные коммуникации между отделами, руководителями и сотрудниками
К слабым сторонам можно отнести затраты на его разработку, т.к. внедрение системы требует много времени, усилий и ресурсов. Однако этот инструмент предполагает участие многих, время и усилия разделяются; разработка, внедрение и налаживание системы требуют больше времени, чем поддержание ее работы в дальнейшем. Могут возникать трудности в использовании при плохо разработанной системе мотивации. Также стоит отметить, что использование концепции без учитывания всех нужных условий может подавлять творчество и инициативу .
Подводя итог, система МВО обеспечивает значительный выигрыш как компании в целом, так и ее сотрудникам .
Менеджер четко знает свои приоритеты, а организация, в свою очередь, гарантирует ему профессиональный рост и адекватную оплату труда за выполненную работу независимо от возможных изменений. Компания же получает преимущества от внедрения системы МВО за счет возможности планировать и достигать более высоких результатов.
2. Анализ предприятия текстильного производства ООО «ООО «Ромашка»»
2.1. Общая характеристика ООО «Ромашка»
Предприятие ООО «Ромашка» - общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в едином государственном реестре в 2002 году, на основании решения учредителей. Учредителями являются два физических лица. Форма собственности – частная, основной вид деятельности – производство текстильных изделий.
Предприятие имеет в собственности пошивочные мастерские площадью 200м², складские помещения и арендное помещение под салон-магазин площадью 100м².
На предприятии осуществляется пошив и продажа ортопедических матрасов. Пошивочно-производственный процесс, применяемый в ООО «Ромашка» имеет тип конвейерного производства, характеризуется не широким ассортиментом представленных моделей и небольшим объемом выпуска.
При этом пошивочный процесс осуществляется на современном оборудовании с применением доли ручного труда.
Комплектация для производственного процесса в ООО «Ромашка» на сегодняшний день обеспечена необходимым минимумом:
-автомат для изготовления независимых пружин;
-цифровая машинка для скрепления пружин;
-промышленная швейная машинка;
-окантовочная машинка;
-оверлок.
На рисунке 1 представлена производственная структура ООО «Ромашка»
ООО «Ромашка»
Транспортная
служба
Органы управления
Производственная структура
Заготовительный цех
Обрабатывающий цех
Сборочно-упаковочный цех
Рис 1. Производственная схема ООО «Ромашка»
ООО «Ромашка» имеет линейно-функциональную организационную структуру. Это один из наиболее распространенных вариантов организационной системы управления. Ее особенностью является использование в управлении как линейных, так и функциональных подразделений. [2]
Линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством. Они наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений.
Органы управления ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия, разрабатывают мероприятия по совершенствованию деятельности. На основании их рекомендаций линейный аппарат принимает решения и отдает распоряжение для выполнения соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб не подчинен друг другу, но имеет взаимные обязательства по решению общих задач.
В производственной структуре работают швеи, раскройщики, сборщики и упаковщики, инженер-наладчик, грузчики.
В административном секторе: директор, администратор, бухгалтер, финансист, менеджер.
Заработная плата администратора, финансиста, бухгалтера, инженера-наладчика и директора – фиксированные величины. Менеджера – сдельно-премиальная, зависящая от объемов реализуемого товара.
Заработная плата швей и раскройщиков, сборщика и упаковщика, а так же грузчиков – сдельно-премиальная, зависящая от объема выпуска производства.
Предприятие расположено в промышленной зоне города, салон-магазин в черте города.
Обзор конкурирующей среды показывает, что в городе ведут подобную деятельность 8 предприятий.
Предприятие создавалось без учета возможностей гибко приспосабливаться к меняющемуся спросу и покупательной способности населения.
В настоящее время проблемы предприятия характеризуются следующим:
-устаревшие технологии, не позволяют выпускать конкурентоспособную продукцию;
-громоздкая и энергоемкая производственная инфраструктура ведет к неоправданно высоким затратам на производство продукции;
-отсутствие опыта работы в рыночных условиях сводит на нет все попытки по улучшению конкурентной способности.
Также препятствием для развития конкурентоспособности является небольшой ассортимент выпускаемой продукции.
Ассортиментный перечень матрасов, производимой на ООО «Ромашка» представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Ассортиментный перечень матрасов, производимой на ООО «Ромашка»
Наименование |
позиций |
Матрас пружинами |
2 |
Матрас с кокосовой стружкой |
1 |
Матрас ватный |
1 |
Матрас беспружинный |
2 |
Как видно из таблицы, ассортимент состоит всего из 4-х наименований и 6 позиций, что не может удовлетворить спрос современного покупателя.
Осложняется все тем, что пока гораздо рентабельнее использовать дешевую рабочую силу в Китае и Турции, а затем поставлять готовую продукцию в Россию, чем производить продукцию в России. Рост цен на ввозимое сырье и сырье собственного производства привел к резкому повышению цен на готовую продукцию, что также сужает платежеспособный спрос населения и промышленных потребителей и делает отечественные товары менее конкурентоспособными.
Проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Ромашка» за 2017-2018 год
В таблице 2 показана динамика имущества ООО «Ромашка»
Таблица 2 - Динамика имущества ООО «Ромашка»
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Изм. +/- 2017 - 2018 |
Темпы роста, (%) 2018/2017г |
Нематериальные активы |
40 |
68 |
28 |
170 |
Основные средства |
3200 |
2700 |
-500 |
79, 4 |
Отложенные налоговые активы |
98 |
76 |
-22 |
77,5 |
Итого по разделу I |
3338 |
2804 |
-494 |
326,9 |
Запасы |
302 |
287 |
-15 |
95, 0 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
45 |
32 |
-13 |
71, 1 |
Дебиторская задолженность |
2218 |
1561 |
-657 |
70, 3 |
Денежные средства |
650 |
147 |
-503 |
22, 6 |
Итого по разделу II |
3175 |
2027 |
-1148 |
59, 6 |
БАЛАНС |
6485 |
4871 |
-1614 |
75, 1 |
Сокращение валюты баланса говорит о сокращении деятельности ООО «Ромашка». Темпы снижения баланса равны 75, 1%. Увеличилось только значение показателя нематериальных активов на 28 тыс. руб. На 500 тыс. руб. уменьшилась балансовая стоимость основных средств организации.
Величина запасов ООО «Ромашка» уменьшилась на 15 тыс. руб. в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Снизилась задолженность дебиторов и величина дебиторской задолженности составила в 2018 году 1561 тыс. руб.
Проанализируем структуру пассивов в таблице 3
Таблица 3 –Структура пассивов
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Уд. вес, (%) |
Уд. вес, (%) |
Уставный капитал |
10 |
10 |
0, 2 |
0, 2 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1259 |
342 |
19, 4 |
7 |
Итого по разделу III |
1269 |
352 |
19, 6 |
7, 2 |
Заемные средства |
1091 |
876 |
29, 3 |
17, 9 |
Кредиторская задолженность |
4125 |
3643 |
51, 1 |
74, 9 |
Итого по разделу V |
5216 |
4519 |
80, 4 |
92, 8 |
БАЛАНС |
6485 |
4871 |
100 |
100 |