Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Взгляды на понятие менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, термин «методология», мы рассматриваем не в общефилософском смысле, а в более узком значении, как инструмент решения научных и практических проблем организации. Методология управления обеспечивает управленческому персоналу взаимосвязанное правильное понимание целей и ориентиров организации, а так же средств и способов их достижения. Отправным компонентом методологии является подсистема целей и целеполагания.

Методология управления обеспечивает управленческому персоналу взаимосвязанное правильное понимание целей и ориентиров организации, а так же средств и способов их достижения. Отправным компонентом методологии является подсистема целей и целеполагания. Концепция управления по целям, выдвинутая П. Друкером в 50-х годах ХХ в., явилась революционным начинанием для времени, когда менеджмент был ориентирован на функции и процессы управления.

Идея П. Друкера заключается в том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию процесса достижения цели на основании определения круга полномочий и обязанностей руководителей всех уровней, разработки и согласования целей и задач управления в рамках установленных обязанностей, составления реальных планов достижения целей, контроля и оценки результатов, полученных каждым руководителем по установленным критериям и корректировки планов.

Ценовой учет обеспечивает единый вектор в деятельности системы управления организацией, эффективное использование ресурсов на пути достижения поставленных целей, улучшает психологический климат в коллективе. Это позволяет подходить к решению управленческих ситуаций исходя из целей по уровням управления, обеспечить эффективность действий менеджмента по критериям необходимости и достаточности.

Концепция управления по целям уменьшает разрывы в целевых ориентирах менеджеров разных уровней управления, способствует процессам централизации и организации. Таким образом, любая управленческая деятельность начинается с целеполагания и переходит к определению путей достижения целей. Вся деятельность системы управления организации, ее структурных подразделений и отдельных лиц, должна способствовать достижению целей. Чаще всего в научной литературе выделяют самые общие характеристики целей управления как компонента теоретической структуры управления.

Вот ряд таких примеров: «Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идей»


«Целеполагание – первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач»

«Цели управления – это конкретизация миссии экономической структуры и перспектив ее развития в форме доступной для управления процессом их реализации».

Термин «целеполагание» в современном управлении также характеризует и тренинги, популярные у бизнесменов, которые изучают эффективный план-менеджмент, тайм-менеджмент. В результате приобретаются такие умения:

планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;

правильная постановка цели и определение методов их достижения;

определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.

Целеполагание — это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.

Чаще всего целеполагание связано с решением проблем в управлении. Проблема в управлении – это существующие противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение ситуации в направлении принятой цели. Разрешение проблем в управлении вообще и в целополагании в частности требует правильного выделение приоритетов и учета их при определении направления и характера движения организации к определенным целям.

Приоритеты – (от лат. prior – первый, старший) как правило характеризуют в управлении акцент на те или иные сферы, с которыми могут быть соотнесены результаты управляемой деятельности – сферы экономики или социальной жизни. Приоритеты могут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания и ресурсов на тех или иных объектах управления, благополучие и преобразования которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспективного развития управляемой организации в целом.

Методологически правильно целеполагание увязывать не только с приоритетами, но и ориентирами. Ориентиры в управлении определяются в тех или иных сферах (прежде всего приоритетных) как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, позволяющие определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотношения с перспективой, т.е. как стратегические или оперативные.


Сущность целей управления и целеполагания раскрывается через различные варианты их дифференциации, предлагаемые в работах отечественных и зарубежных авторов. Так, по Р. Акоффу, общими для любой организации и для предприятия, и для государства в целом является три уровня целей:

1. Задачи – результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода.

2. Цели – результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым предполагается приблизиться в пределах планового периода.

3. Миссия (идеалы) – результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым – возможно

При этом, многие экономисты, рассматривают миссию организации как философию и смысл существование организации, как ее предназначение в системе социально-экономических связей. Нам представляется, что четких границ между этими уровнями целеполагания, чаще всего, провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели – достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их реализации. Важным условием реализации намеченного является предварительная работа по отбору и формулировке результатов, к которым должна стремиться организация в процессе бизнеса, насколько они удовлетворяют заданному уровню управления.

Цели должны удовлетворять следующим требованиям:

− вызывать у исполнителей решимость и настойчивость в их достижении;

− быть твердым, но изменяемыми при необходимости;

− быть реальными, справедливыми и достижимыми;

− соответствовать фактической интенсивности труда работающих;

− предусматривать вознаграждение или название по результатам их выполнения.

Важная подсистема методологии, представлена функциями управления – это специфический вид управленческой деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений. В соответствии с функциональным подходом, используемом в российской практике, распространены разные классификации и определения, отражающие взгляды научных школ и отдельных теоретиков на функции управления.

Целеполагание в ТОП-менеджменте — процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.


Виды:

Внешние — учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.

Простые и сложные.

Стратегические и тактические.

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Производственные и маркетинговые, административные и так далее.

В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, — то тактических.

Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные — это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.

Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

точное конкретное обоснование;

указание даты, на которую цель должна быть исполнена;

формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;

необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.


лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута

Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:

диагностика текущей ситуации;

формулировка нескольких основных целей,

формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;

разбивка цели по этапам.

В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.

1.3 Достоинства и недостатки управления по целям

Управление по целям (МВО — Management by Objectives) — термин и концепция управления, введенные в бизнес Питером Друкером в 1954 г в книге «The Practice of Management». Это система, в основе которой лежат четко сформулированные цели компании и каждого ее сотрудника. Концепция оказалась столь успешной, что уже в 1986 г. Джордж С. Одиорне писал, что «большинство компаний в рейтинге Fortune 500 управляют своими главными подразделениями по целям»

Система управления по целям является принципиальным подходом к управлению всей компанией, когда общеорганизационные цели декомпозируются до целей подразделений и личных целей работников. Таким образом, в данной модели оценка является контрольной точкой достижения и основой корректирующих воздействий на методы достижения цели и отношения работника к ее достижению. Данная модель хорошо применима в компаниях с культурой, ориентированной на рынок и инновации

Систему менеджмента МВО делает популярной концентрация на результатах работы каждого сотрудника. Опережающий стиль управления MBO атрагивает не только структуру взаимоотношений между менеджером и руководителем, но и систему оплаты труда менеджера.

Выработка миссии и постановка целей в организации являются важными аспектами в процессе управления. Цели лежат в основе принятия любого решения, а также служат ориентиром для дальнейшего планирования действий. Компания показывает свое доверие к результатам деятельности ответственных работников и вознаграждает их после оценки за результаты проделанной работы. Чем выше позиция менеджера, тем соответственно больше ответственность и вознаграждение за его достижения.