Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Взгляды на понятие менеджмента).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты содержания, предмета и принципов менеджмента
1.1.Взгляды на понятие менеджмента
1.2 Целевое направление в менеджменте
1.3 Достоинства и недостатки управления по целям
2. Анализ предприятия текстильного производства ООО «ООО «Ромашка»»
2.1. Общая характеристика ООО «Ромашка»
2.2.Древо целей ООО «Ромашка» направленное на «выход на новые рынки сбыта»
Таким образом, термин «методология», мы рассматриваем не в общефилософском смысле, а в более узком значении, как инструмент решения научных и практических проблем организации. Методология управления обеспечивает управленческому персоналу взаимосвязанное правильное понимание целей и ориентиров организации, а так же средств и способов их достижения. Отправным компонентом методологии является подсистема целей и целеполагания.
Методология управления обеспечивает управленческому персоналу взаимосвязанное правильное понимание целей и ориентиров организации, а так же средств и способов их достижения. Отправным компонентом методологии является подсистема целей и целеполагания. Концепция управления по целям, выдвинутая П. Друкером в 50-х годах ХХ в., явилась революционным начинанием для времени, когда менеджмент был ориентирован на функции и процессы управления.
Идея П. Друкера заключается в том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию процесса достижения цели на основании определения круга полномочий и обязанностей руководителей всех уровней, разработки и согласования целей и задач управления в рамках установленных обязанностей, составления реальных планов достижения целей, контроля и оценки результатов, полученных каждым руководителем по установленным критериям и корректировки планов.
Ценовой учет обеспечивает единый вектор в деятельности системы управления организацией, эффективное использование ресурсов на пути достижения поставленных целей, улучшает психологический климат в коллективе. Это позволяет подходить к решению управленческих ситуаций исходя из целей по уровням управления, обеспечить эффективность действий менеджмента по критериям необходимости и достаточности.
Концепция управления по целям уменьшает разрывы в целевых ориентирах менеджеров разных уровней управления, способствует процессам централизации и организации. Таким образом, любая управленческая деятельность начинается с целеполагания и переходит к определению путей достижения целей. Вся деятельность системы управления организации, ее структурных подразделений и отдельных лиц, должна способствовать достижению целей. Чаще всего в научной литературе выделяют самые общие характеристики целей управления как компонента теоретической структуры управления.
Вот ряд таких примеров: «Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идей»
«Целеполагание – первичная фаза управления, предусматривающая постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач»
«Цели управления – это конкретизация миссии экономической структуры и перспектив ее развития в форме доступной для управления процессом их реализации».
Термин «целеполагание» в современном управлении также характеризует и тренинги, популярные у бизнесменов, которые изучают эффективный план-менеджмент, тайм-менеджмент. В результате приобретаются такие умения:
планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;
правильная постановка цели и определение методов их достижения;
определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.
Целеполагание — это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.
Чаще всего целеполагание связано с решением проблем в управлении. Проблема в управлении – это существующие противоречие цели и ситуации, разрешение которого обусловит изменение ситуации в направлении принятой цели. Разрешение проблем в управлении вообще и в целополагании в частности требует правильного выделение приоритетов и учета их при определении направления и характера движения организации к определенным целям.
Приоритеты – (от лат. prior – первый, старший) как правило характеризуют в управлении акцент на те или иные сферы, с которыми могут быть соотнесены результаты управляемой деятельности – сферы экономики или социальной жизни. Приоритеты могут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания и ресурсов на тех или иных объектах управления, благополучие и преобразования которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспективного развития управляемой организации в целом.
Методологически правильно целеполагание увязывать не только с приоритетами, но и ориентирами. Ориентиры в управлении определяются в тех или иных сферах (прежде всего приоритетных) как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, позволяющие определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотношения с перспективой, т.е. как стратегические или оперативные.
Сущность целей управления и целеполагания раскрывается через различные варианты их дифференциации, предлагаемые в работах отечественных и зарубежных авторов. Так, по Р. Акоффу, общими для любой организации и для предприятия, и для государства в целом является три уровня целей:
1. Задачи – результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода.
2. Цели – результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым предполагается приблизиться в пределах планового периода.
3. Миссия (идеалы) – результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым – возможно
При этом, многие экономисты, рассматривают миссию организации как философию и смысл существование организации, как ее предназначение в системе социально-экономических связей. Нам представляется, что четких границ между этими уровнями целеполагания, чаще всего, провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели – достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их реализации. Важным условием реализации намеченного является предварительная работа по отбору и формулировке результатов, к которым должна стремиться организация в процессе бизнеса, насколько они удовлетворяют заданному уровню управления.
Цели должны удовлетворять следующим требованиям:
− вызывать у исполнителей решимость и настойчивость в их достижении;
− быть твердым, но изменяемыми при необходимости;
− быть реальными, справедливыми и достижимыми;
− соответствовать фактической интенсивности труда работающих;
− предусматривать вознаграждение или название по результатам их выполнения.
Важная подсистема методологии, представлена функциями управления – это специфический вид управленческой деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений. В соответствии с функциональным подходом, используемом в российской практике, распространены разные классификации и определения, отражающие взгляды научных школ и отдельных теоретиков на функции управления.
Целеполагание в ТОП-менеджменте — процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.
Виды:
Внешние — учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
Простые и сложные.
Стратегические и тактические.
Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Производственные и маркетинговые, административные и так далее.
В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, — то тактических.
Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные — это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.
Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.
Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:
точное конкретное обоснование;
указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута
Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:
диагностика текущей ситуации;
формулировка нескольких основных целей,
формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;
разбивка цели по этапам.
В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.
1.3 Достоинства и недостатки управления по целям
Управление по целям (МВО — Management by Objectives) — термин и концепция управления, введенные в бизнес Питером Друкером в 1954 г в книге «The Practice of Management». Это система, в основе которой лежат четко сформулированные цели компании и каждого ее сотрудника. Концепция оказалась столь успешной, что уже в 1986 г. Джордж С. Одиорне писал, что «большинство компаний в рейтинге Fortune 500 управляют своими главными подразделениями по целям»
Система управления по целям является принципиальным подходом к управлению всей компанией, когда общеорганизационные цели декомпозируются до целей подразделений и личных целей работников. Таким образом, в данной модели оценка является контрольной точкой достижения и основой корректирующих воздействий на методы достижения цели и отношения работника к ее достижению. Данная модель хорошо применима в компаниях с культурой, ориентированной на рынок и инновации
Систему менеджмента МВО делает популярной концентрация на результатах работы каждого сотрудника. Опережающий стиль управления MBO атрагивает не только структуру взаимоотношений между менеджером и руководителем, но и систему оплаты труда менеджера.
Выработка миссии и постановка целей в организации являются важными аспектами в процессе управления. Цели лежат в основе принятия любого решения, а также служат ориентиром для дальнейшего планирования действий. Компания показывает свое доверие к результатам деятельности ответственных работников и вознаграждает их после оценки за результаты проделанной работы. Чем выше позиция менеджера, тем соответственно больше ответственность и вознаграждение за его достижения.