Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Взгляды на понятие менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире как крупные, так и малые предприятия ведут бизнес в условиях неопределенности, постоянно изменяющейся среды, сталкиваются с проблемой определения рисков и поиска решений для устранения этих рисков. Выживают среди них лишь те, кто умеет определять направление развития компании, ставить долгосрочные цели, разрабатывать планы их достижения и, как следствие, предсказывать риски. Именно это является предметом изучения стратегического менеджмента.

Как правило, постановка долгосрочных целей является залогом успешного управления компанией. Одним из факторов, отрицательно влияющих на процесс управления, является неопределенность. От высокой степени неопределенности, когда компания в реальном времени не отслеживает направление развития, рождаются огромное количество рисков и проблемы в планировании. Главная задача выживающей на рынке с высокой конкуренцией компании – уменьшить степень неопределенности, чему способствует анализ рынка, конкурентов, потребителей и определение целей компании – целеполагание.

 Актуальность менеджмента обусловлена объективным усложнением процессов управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности компании. В настоящее время менеджмент предприятия занимает важное место в успешном его функционировании.

Оно направлено на обеспечение адаптивности организации к изменяющимся условиям рынка. Сейчас рынок развивается: фирмы предоставляют новую продукцию и услуги, улучшают качество старых товаров. Бизнес универсален и быстро адаптируется к условиям рынка. Это во многом зависит от грамотного и компетентного привлечения денежных средств или других необходимых ресурсов к деятельности организации. В связи с этим возрастает роль менеджмента.

Для того чтобы компания могла продвинуться вперед, стала популярной и зарекомендовала себя на рынке руководители используют менеджмент. Тем не менее, в настоящее время менеджерская работа не всегда ведется должным образом, есть предприятия, которые не достаточно эффективно используют менеджмент для создания и поддержания продуктивных отношений с целевой аудиторией.

Менеджмент помогает показать выгодность компании для целевой аудитории и для общества в целом. Правильное управление позволяет создать конкурентное преимущество для него. Грамотная реализация деятельности дает возможность повысить общественный статус, имидж и уровень продаж. Менеджмент имеет долгосрочную перспективу, то есть позволяет узнать будущее организации через ее прошлое и настоящее. Он помогает определить проблемы, которые тормозят успех организации или указывают на возможности, позволяющие ей повысить эффективность.


Актуальность данной темы обусловлена востребованностью менеджмента практически во всех областях деятельности.

Целью курсовой работы является изучение менеджмента в теоретическом аспекте и его практическое применение.

Объект – древо целей «Выход на новые рынки сбыта»

Предмет – ООО «Ромашка»

Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

-рассмотрим понятие менеджмент, его сущность и категории

-изучим важнейшие принципы менеджмента

-дадим экономическую характеристику ООО «Ромашка» и проведем анализ ее хозяйственной деятельности

-построим дерево целей направленное на выход на новые рынки сбыта.

1.Теоретические аспекты содержания, предмета и принципов менеджмента

1.1.Взгляды на понятие менеджмента

Управление как вид деятельности имеет давнюю историю. Его не придумали философы или социологи. Их работы лишь способствовали формированию термина «управление». Управление обусловлено самой жизнью людей и необходимостью их взаимодействия с природой.

До сих пор не существует единого подхода к пониманию сущности управления, неоднозначна его систематизация по отдельным признакам. Об этом свидетельствует произведенное нами исследование разных взглядов на сущность данного явления. Обзор литературных источников позволил нам выделить группы ученых, которые сущность управления раскрыли как:

− функцию;

− процесс;

− науку;

− аппарат управления.

Выделение представленных подходов обусловлено разным пониманием важности отдельных характеристик управления. Большая группа ученых рассматривает управление как функцию – целенаправленное воздействие на людей и экономические объекты, осуществленное с целью направить их действие и получить желаемые результаты. Этой позиции придерживались в своих работах Е. Даль, Е. Дейл, Б. Евграфов, В.П. Иваницкий, А.А. Казак, Б. Карлов, Ж. Желямур, А.В. Зырянов, Дж. Клир, Г. Минцберт, Д. Морисс, Дж. Обер-Крие, В.Ц. Раппопорт, К. Рише, Ф. Роджерс, Ф. Тейлор, А.Д. Шеремет, А. Файоль, Д. Хей, Р.Н. Холт и др

А З.П. Румянцева, А.Г. Поршнев, Н.А. Саломатин убеждены, что управление – функция организованных систем, различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей В теории управления распространена позиция, трактующая управление как процесс – как совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе». Такой точки зрения придерживаются Л.А. Горшкова и М.В. Горбунова, О.С. Виханский, Т.И. Наумов и др


Однозначно выражают свое мнение по данному вопросу Б.Г. Литвак, утверждающий, что «Управление – процесс организации деятельности объекта управления субъектом управления для достижения поставленных целей». Д.А. Новиков четко определяет свою позицию: «управление – воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого поведения».

В разное время в своих трудах представили свои определения сущности управления И.А. Баев, С. Бир, Т.И. Бухтиярова, А.А. Голиков, Л.Г. Евланов, Г.Е. Ершова, В.В. Ковалев, О.Л. Леонова, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин, Р. Манн, А.Н. Митин, А.Н. Попов, А.А. Радугин, О.Д. Рубаева, Ф.М. Русинов, А.В. Райченко, В.Н. Смагин, З.Б. Хмельницкая и др.

Они рассматривали управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных или экономических систем, для достижения целей. Все больше современных отечественных ученых рассматривают управление как науку, как систему упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Из сказанного следует, что в теории одновременно присутствуют множество определений понятия «управление», причем, иногда противоречивых и взаимоисключающих, что отражает сложность, многогранность и запутанность рассматриваемого явления. В процессе проработки теории, мы столкнулись с определенными сложностями. В многочисленных литературных источниках нет четкого разграничения понятий «управление» и «менеджмент». Это присутствует как в тех работах, которые посвящены этапам развития теории управления, так и в тех, где исследуется сущностные характеристики этой категории. Чаще всего «менеджмент», «руководство» и «управление» в специальной литературе трактуются практически с одних и тех же позиций, а иногда и подменяют друг друга.

Например, в учебнике «Управление организацией» под редакцией чл. корр. РАН д.э.н. профессора А.Г. Горшнева, д.э.н. профессора З.П. Румянцевой, д.э.н. профессора Н.А. Саломатина при рассмотрении подходов к определению сущности и роли управления и менеджмента подчеркивается совпадение позиций и трактовок

На основе подобного совпадения, признаваемого объективным, названные авторы полагают возможным использовать термин «менеджмент» и «управление» как тождественные Действительно, понятия «менеджмент» и «управление» очень близки и иногда отождествляются. С технической точки зрения это не вызывает никаких возражений, ибо в дословном переводе на русский язык менеджмент обозначает управление. В то же время, знакомство с этимологией слова «менеджмент» создает предпосылки для его более осмысленного и профессионального употребления и позволяет нам развести понятия «менеджмент» и «управление». Термин «менеджмент», как считают некоторые ученые, появился в конце XIX в., когда Джозеф Виртон (США) в 1881 г. прочитал первый систематический курс по этому предмету.


Современное понимание менеджмента является многозначным, оно отражает явление в разных ипостасях. Проведенный нами анализ научных источников выявил следующие варианты трактовок:

1. Менеджмент как совокупность процессов управления, регулирования, контроля, тренировки, настройки, рассматривает М.В. Сорокин, Т.И. Николаева А.Н. Орлов, Б.В. Прыкина, Т.П. Варламова, Н.А. Васильева и др. Менеджмент как положительный результат, успех, удача, преуспевание трактуют Б.А. Ройзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.

3. Менеджмент – особого рода искусство, умелость, навыки – так рассматривают эту категорию В. Галенко, А. Рахманов, О. Стракова А.В. Горбунов, Г.В. Кисляков, М.А. Коргова

Менеджмент в широком смысле слова – это область знаний и профессиональной деятельности, которые способствуют формированию и достижению целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Менеджмент означает управление людьми, организуя и контролируя их действия. В отличии от управления, менеджмент – это успешное управление, это деятельность, которая удается, получается.

Менеджмент всегда направлен на человека и его дела и не может, в отличие от управления быть нацелен на вещественные факторы производства. Таким образом, менеджмент – значительно более узкое понятие, чем управление, одна из его разновидностей, связанная с управлением хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и предпринимательской свободы.

Широко представлен такой подход и в современной научной и учебной литературе. Например, А.В. Барышева утверждает, что предпринимательский стиль управления обеспечивает наивысшую экономическую эффективность хозяйственной деятельности. При этом управление рассматривается как важнейшая предпринимательская функция, позволяющая эффективно реализовать все остальное .

А З.П. Румянцева, А.Г. Поршнев, Н.А. Саломатин убеждены, что управление – функция организованных систем, различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

В теории управления распространена позиция, трактующая управление как процесс – как совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе»

Однозначно выражают свое мнение по данному вопросу Б.Г. Литвак, утверждающий, что «Управление – процесс организации деятельности объекта управления субъектом управления для достижения поставленных целей» [1]


Д.А. Новиков четко определяет свою позицию: «управление – воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого поведения»

Менеджмент в широком смысле слова – это область знаний и профессиональной деятельности, которые способствуют формированию и достижению целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Менеджмент означает управление людьми, организуя и контролируя их действия.

В отличии от управления, менеджмент – это успешное управление, это деятельность, которая удается, получается. Менеджмент всегда направлен на человека и его дела и не может, в отличие от управления быть нацелен на вещественные факторы производства. Таким образом, менеджмент – значительно более узкое понятие, чем управление, одна из его разновидностей, связанная с управлением хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и предпринимательской свободы.

1.2 Целевое направление в менеджменте

Идеи теории управления находят свое воплощение в методологии управления. Успех управления организацией любого типа во многом определяется тем, насколько адекватно в ее управлении используются положения методологии. Методология – есть учение о методах познания. Ее можно определить как систему, реализующую три функции:

1) получение, создание нового знания;

2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура, искусство, быт и т. д.)

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям (например, в сфере управления промышленной организацией). В этой связи практический интерес представляет изучение методологии управления и ее составляющих. Методология представляет собой учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует предмет методологии – организация деятельности.

При этом деятельность следует рассматривать как целенаправленную активность человека. Взяв за основу выше приведенные понятия и ряд других, можно уточнить определение методологии управления и предложить собственную редакцию. Методология управления организацией – это логическая схема управленческой деятельности, направленная на получение знаний и организацию их использования как инструмента решения научных и практических проблем организации.