Файл: История развития товароведения.Содержательные контуры товароведения как науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проектировании разработчики на основе исходных требо­ваний заказчика, изучения спроса, условий применения, научно-технического опыта проводят научные исследования, опытно-конструкторские и технологические работы, включая патентные исследования, функционально-стоимостный анализ, моделирова­ние, художественное конструирование, а также применяют другие прогрессивные методы создания продукции. [1 ,c. 68]

 Рис. 1. Зависимость прибыли и затрат от стадии жизненного цикла товара

Разработка и постановка производства продукции в общем случае предусматривает:

  • разработку технического задания и технической и нормативной документации; изготовление и испыта­ния образцов продукции;
  • приемку результатов раз­работки;
  • подготовку и освоение производства.

Первая стадия жизненного цикла включает начало производства товара, его рекламно-информационное представление на рынке и поступление в продажу.

В процессе производства продукта проект материализуется в конкретную модель с заданными потребительскими свойствами. Конкурентоспособность товара достигается, если соблюдаются следующие условия:

  • качественное выполнение технологического процесса, соблю­дение регламента выполнения технологических операций, под­держание технологической дисциплины, проведение контроля ка­чества по технологическим операциям производства;
  • проведение экспертизы с использованием инструментальных методов определения физико-химических, деформационно-проч­ностных и других показателей качества сырья, комплектующих и готовой продукции;
  • контроль качества используемого сырья и конструкционных материалов, поступающих от смежных предприятий;
  • контроль качества готовой продукции;
  • ведение статистического учета дефектов продукции, причин их возникновения;
  • ведение статистического учета скрытых дефектов производ­ственного характера, проявляющихся в процессе эксплуатации и потребления. [14]

При поступлении на рынок новых товаров им необхо­дима рекламно-информационная поддержка.

Первыми покупателями новых товаров являются, как правило, люди с высоким уровнем доходов, поскольку они мате­риально наиболее подготовлены к совершению покупки. Эта группа потребителей наиболее притязательна к качеству, в первое время повышенная цена положительно влияет на спрос покупате­лей с высоким уровнем достатка.


Данная стадия жизненного цикла товаров, как правило, характеризуется ростом объемов продаж, развитием и расширени­ем их производства. На этой стадии товары пользуются возрастающим спросом, возникает конкуренция между произво­дителями однородных товаров и услуг.

Конкурентоспособность продукции повышается за счет рек­ламно-информационных мероприятий, демонстра­ции на выставках, стимулирования сбыта.

Вторая стадия – стадия зрелости. В этот период существует группа потенциальных потребителей, стабильный спрос. Пред­приятие повышает конкурентоспособность рекламно-информа­ционными мероприятиями, понижением розничных цен на това­ры и услуги, продажей товаров в кредит. Стадия зрелости завершается насыщением рынка товарами и услугами, снижением объемов продаж. Начинается научный экспериментальный поиск путей повышения конкурентоспособности за счет улучшения по­требительских свойств товаров, качества услуг. [5, c. 57]

Конструкторы совершенствуют товары, повышая их универ­сальность, безопасность, экономичность, комфортабельность, ди­зайн, привлекательность. Разработчики услуг придают им комп­лексный характер, в их состав включают дополнительные бесплат­ные услуги.

В результате борьбы за сохранение покупателей изготовители повышают качество товаров и услуг за счет новых потребительс­ких свойств.

Третья стадия жизненного цикла характеризуется падением объемов продаж товаров и услуг в результате насыщения рынка, изменения моды, возникновения новых потребностей, морально­го старения. Конкурентоспособность повышается предложением мероприятий по утилизации или обмену использованного, уста­ревшего товара. Потребителей привлекают к покупке новых моди­фикаций товаров предоставлением скидок на их приобретение при сдаче старых моделей товаров, выполнением бесплатного сер­виса. Эти мероприятия позволяют сохранить потенциальных покупателей и ориентировать их на приобретение и потребление но­вых модификаций товаров. [5, c. 58]

1.3. Методика оценки конкурентоспособности товара

Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования: [13]

  • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей. [15]

Вышеизложенное подразумевает «комплексное исследование рынка». Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование его развития. На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке.

При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

Анализ конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом. [2, c. 81]

Результаты оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.


Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

Глава 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ВЫРАБАТЫВАЕМЫХ НА предприятии ООО «Русский мясопродукт»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Русский мясопродукт»

Общество с ограниченной ответственностью «Русский мясопродукт» организованно в 2000 году. Предприятие оснащено современнейшим оборудованием производства Швейцарии, Германии, Италии.

Технология производства построена по принципу традиционно-русских вкусов, основываясь на технологические приемы 1956 года, разработчиком которых являлся г-н Конников - основоположник Российской мясной индустрии.

В настоящее время ООО «Русский мясопродукт» производит более 50 наименований, для производства которых используем 70% охлажденного отечественного мясосырья: беконную свинину элитной породы, выращенной по французской технологии закупаем в Белгородской области, говядину -  в Воронежской и Тамбовских областях.

Общество с ограниченной ответственностью «Русский мясопродукт» (далее ООО «Русский мясопродукт») создано для осуществления производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его участниками максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной, научно-технической и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации. Общество ведет свою деятельность на основании Устава.


Место нахождения: г. Москва, м. Кунцевская, ул. Дорогобужская,  д.14

Учредителями общества являются: Степаненко Дмитрий Николаевич и Скворчукк Эдуард Владимирович.

Общество является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и создано без ограничения рока действия.

В своей деятельности Общество руководствуется гражданским кодексом РФ, законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иным действующим законодательством Российской Федерации и обязательными для исполнения актами исполнительных органов власти.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • оптовая торговля мясом включая субпродукты;
  • оптовая торговля мясом птицы включая субпродукты;
  • оптовая торговля продуктами из мяса и мяса птицы;
  • оптовая торговля консервами из мяса и мяса птицы;
  • розничная торговля мясом включая субпродукты;
  • розничная торговля мясом птицы включая субпродукты;
  • розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы;
  • производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота
  • производство мяса и пищевых субпродуктов птицы;
  • производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов;
  • деятельность по изучению общественного мнения;
  • консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
  • исследование конъюнктуры рынка.
  • иные виды деятельности, не запрещенные законом.

Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на балансе и являющиеся собственностью общества. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Постепенно, решая задачи повышения качества и расширения ассортимента, ООО «Русский мясопродукт» стал расти. Вслед за увеличением объемов продаж увеличивались и объёмы производства. Устойчивость финансового состояния предприятия характеризуется постоянным ростом. Коэффициент финансовой зависимости достаточно низкий. Что свидетельствует о минимальности требований внешних кредиторов.

Коэффициент автономии собственных средств характеризует достаточно высокий уровень собственного капитала в активах и свидетельствует о достаточно высокой независимости от кредиторов.

В 2015-2016 гг. коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами высок (это частное от деления собственных оборотных средств на величину материальных запасов - если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов - то есть показатель будет меньше единицы).