Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Профилактика профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервно-психическим и физическим напряжением, сопровождается специфичными стресс-факторами и различными реакциями, зависящими от индивидуальной резистентности к стрессу. Вместе с тем, стрессовое состояние управленца имеет определенные проявления, дающие возможность его диагностики и профилактики.

1.3. Профилактика профессионального стресса

Процесс профилактики синдрома профессионального стресса имеет три основных аспекта [25]:

  • социальный (создание средовых общественных условий, которые предотвращают психический травматизм сотрудников);
  • медицинский (психогигиенические просвещение, саморегуляция, дыхательная гимнастика и т.д.);
  • психологический (постановка значимых целей, психологическая готовность к стрессам и т.д.).

Методы профилактики профессионального стресса принято делить на групповые (на уровне организации) и методы профилактики на уровне личности [23].

Можно выделить следующие методы управления профессиональным стрессом на уровне организации:

  • социальная поддержка;
  • психологические тренинги;
  • программы оздоровления;
  • методики релаксации;
  • методики отреагирования;
  • психологическое консультирование.

Осуществление профилактики профессионального выгорания специалистов может осуществляться при выполнении следующих условий [6]:

  • не оставаться долгое время один на один со своей профессиональной или личной проблемой, обращаться за помощью, советом к коллегам, психологу, психотерапевту;
  • создавать общую дружескую атмосферу поддержки и взаимопонимания в коллективе;
  • постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом, общаться в профессиональной сфере;
  • осознавать процесс работы, своё участие в нем, наращивать профессиональные качества, осуществлять рефлексию своего опыта переживаний, обусловленных профессиональной деятельностью;
  • посещать обучающие проекты по преодолению выгорания и развивающие программы, направленные на осознание и раскрытие своего творческого потенциала, повышения ощущения самоэффективности.

Профилактика профессионального стресса и выгорания на уровне личности представляют собой психологическую гигиену, которая является обязательной для любого сотрудника организации.


При этом профилактика профессионального стресса осуществляется по четырем основным направлениям [25]:

  • освобождения от иррациональных установок и суждений;
  • выработка позитивного мышления;
  • опора на принципы психологической саморегуляции;
  • овладение способами психологической защиты от стрессов.

Иррациональные установки (установки долженствования, оценочные установки и т.д.) приводят к нарушениям в эмоциональной сфере.

Под позитивным мышлением понимают мышление, приводящее к радости. Для его формирования необходимо чаще концентрировать внимание на внешних объектах, а не собственных ошибках и неудачах, сменить негативную цель на позитивную и т.д. [11].

К основным принципам саморегуляции относятся [11]:

  • отвлечение от стрессовой ситуации;
  • умение расслабляться (релаксация, ауторегуляция дыхания и т.д.);

Кроме того, принято выделять первичную (удаление или уменьшение стрессоров, действующих на рабочем месте) и вторичную (меры, ослабляющие влияние проявлений симптомов стресса у работников) профилактику проявлений профессионального стресса и выгорания [23].

Таким образом, профилактика развития профессионального стресса и выгорания личности позволяет сохранить профессиональное здоровье сотрудников, т.е. свойство работника сохранять требуемые психофизиологические качества, обеспечивающие высокую работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности и восстанавливать утраченные функциональные резервы в заданном лимите времени существующего режима труда и отдыха.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:

  1. Профессиональный стресс – это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
  2. Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервно-психическим и физическим напряжением, сопровождается специфичными стресс-факторами и различными реакциями, зависящими от индивидуальной резистентности к стрессу.
  3. Процесс профилактики синдрома профессионального стресса имеет три основных аспекта: социальный, медицинский и психологический.

ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1. Описание выборки исследования

Согласно данным литературы, профессиональная деятельность руководителей сопряжена со стрессами, длительное течение которых может приводить к крайне негативным последствиям как для самого работника, так и для организации в целом [22].

В ходе беседы с респондентами было выявлено, что они предъявляют жалобы на повышенную раздражительность (35 %), беспокойный сон (24 %), утомляемость (24 %).

2.2. Методы исследования

Эмпирическое исследование в данной курсовой работе было направлено на выявление взаимосвязи выраженности профессионального стресса и уровня нервно-психического напряжения руководителей лечебных подразделений медицинской клиники.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. подбор адекватных методик для решения поставленных задач и выбор контингента для проведения исследования;
  2. проведение исследования по выбранным методикам;
  3. анализ полученных результатов и формулирование выводов.

Определение выраженности профессионального стресса у заведующих, принявших участие в эмпирическом исследовании, осуществлялось при помощи методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) [14].

Определение уровня нервно-психического напряжения осуществлялось согласно шкале нервно-психического напряжения Т. А. Немчина [10].

2.3. Процедура исследования

Проведение эмпирического исследования осуществлялось в отдельном кабинете. Руководителям отделений объяснялась цель исследования и особенности применяемых экспериментально-психологических методик.

Полученные результаты использовались при написании данной курсовой с добровольного согласия респондентов, принимавших участие в эмпирическом исследовании.

Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) предназначена для диагностики профессионального стресса руководителей отделений. Опросник состоит из 15 вопросов, на которые предложено 5 типов ответов [14]:

  • никогда (1 балл);
  • редко (2 балла);
  • иногда (3 балла);
  • часто (4 балла);
  • практически всегда (5 баллов).

Бланк опросника представлен в Приложении А.

Обработка полученных результатов заключается в подсчете количества набранных баллов. При этом минимальное количество набранных баллов – 15, максимальное – 75. Чем выше полученный балл, тем выше уровень профессионального стресса менеджеров, принявших участие в экспериментальном исследовании.


Шкала нервно-психического напряжения Т. А. Немчина предназначена для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений [10].

Заведующим отделений, принявшим участие в исследовании, предлагалось оценить свое состояние, для чего необходимо отметить один из признаков, имевший место быть в последнее время. Бланк теста представлен в Приложении Б.

Оценка полученных результатов заключалась в начислении баллов в соответствии со следующей схемой: за отмеченный 1-й пункт – 1 балл, 2-й пункт – 2 балла, 3-й пункт – 3 балла. Минимальное количество баллов, которой может набрать респондент, принявший участие в исследовании, равняется 30, максимальное – 90.

Интерпретация полученных результатов заключалась в определении степени нервно-психического напряжения респондента, принявшего участие в эмпирическом исследовании:

  • слабое (30-50 баллов);
  • умеренное (51-70 баллов);
  • чрезмерное (71-90 баллов).

2.4. Математико-статистические методы обработки данных

При проведении математико-статистической обработки полученных данных учитывался малый объем участников эмпирического исследования в данной курсовой работе, что соответствует правилам непараметрической статистики (статистики малых выборок).

Математико-статистическая обработка полученных данных проводилась при помощи MS Excel 2013 (блок построения круговых и столбчатых диаграмм) и пакета программ STATISTICA 12.0 (блок непараметрической статистики – определение коэффициента корреляции Спирмена для анализа зависимостей).

Метод ранговой корреляции Спирмена применяется для изучения тесноты (силы) и направления корреляционной связи между двумя признаками [18].

.

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Анализ результатов методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)

Как уже упоминалось, причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые [5]. На рисунке 1 представлены результаты, полученные по методике «Оценка профессионального стресса» у заведующих подразделений, принявших участие в эмпирическом исследовании.


Рисунок 1 – Результаты методики «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) у руководителей лечебных отделений, принявших участие в исследовании (в %)

Как видно из рисунка 1, у большинства респондентов (47 %) уровень набранных баллов находится в диапазоне 56-65 баллов. При этом средний набранный респондентами балл по методике «Оценка профессионального стресса» равняется 63,7±5,3.

Таким образом, результаты методики «Оценка профессионального стресса» у заведующих подразделений медицинской клиники, показали, что у 82 % (14 человек) респондентов количество набранных баллов выше среднего (38 баллов), что свидетельствует о высокой выраженности профессионального стресса у руководителей отделений.

3.2. Анализ результатов методики «Шкала нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина

Длительные психоэмоциональные перегрузки руководителей лечебных подразделений приводят к нервно-психическому перенапряжению [5]. На рисунке 2 представлены результаты по методике «Шкала нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина.

Рисунок 2 – Результаты по шкале нервно-психического напряжения Т. А. Немчина у руководителей лечебных отделений, принявших участие в исследовании (в %)

Как видно из представленного рисунка, большинство принявших в эмпирическом исследовании заведующих отделениями (65 %) имеют чрезмерный уровень нервно-психического напряжения, что может сопровождаться явлениями психического и физического дискомфорта, а также многочисленными и разнообразными жалобами на нарушение физических и психических функций. У 29 % (5 человек) отмечен умеренный уровень и у 6 % (1 человек) – слабый уровень нервно-психического перенапряжения.

Таким образом, анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных выявил у руководителей лечебных подразделений медицинской клиники в целом высокий (чрезмерный) уровень нервно-психического перенапряжения.

3.3. Обсуждение полученных результатов

Результаты многих исследований показывают, что в развитии профессионального стресса специалистов большое значение имеют личностные, ситуативные и профессиональные факторы [4]. Среди них можно выделить степень нервно-психического напряжения руководителя, которое оказывает непосредственное влияние на подверженность воздействию профессиональных стрессоров.