Файл: Построение организационных структур (Понятие организационной структуры и ее значение для компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Структурное взаимодействие в организациях является объектом пристального внимания многих исследователей бизнес-процессов и руководителей компаний. Для наиболее эффективного решения поставленных задач, руководству организации необходимо чёткое понимание структуры производственного процесса, задействованных подразделений и их функциональных элементов. Структурный подход к управлению организацией позволяет обеспечить координацию элементов деятельности и взаимодействие между ними. Он предполагает применение децентрализации, разделения труда, охвата контролем и других средств повышения эффективности производственного процесса [25].

Анализ организационной структуры с точки зрения процесса реализации стратегии направлен на получение ответа на два ключевых вопроса. Первый – в какой мере действующая организационная структура может способствовать либо же препятствовать реализации выбранной стратегии? Второй – на каких уровнях в организационной структуре должно выполняться решение определенных задач в процессе реализации стратегии?

К сожалению, нет алгоритмизированных схем, позволяющих четко и однозначно подойти к поиску ответа на эти вопросы. Однако полезно иметь в виду, какие типовые организационные структуры могут применяться в управлении компанией, какие факторы определяют использование той или иной структуры, и, наконец, какими преимуществами и недостатками обладает та или иная организационная структура [14].

Кроме того, не стоит забывать, что одним из ключевых факторов успешности компании является эффективно выбранная стратегия развития. Таким образом, именно соответствие стратегии и организационной структуры предприятия способно привести компанию к успешному достижению намеченных целей, а также повысить уровень конкурентоспособности в условиях постоянной изменчивости внешней экономической и политической среды компании.

Как осуществлять организационное совершенствование структуры – постоянно и последовательно проводить изменения по принципу «шаг за шагом» или редко, но кардинально – зависит от характеристик окружения, в котором находится организация. В турбулентной среде постоянно и оперативно должна меняться и организационная структура, пытаясь соответствовать стратегии. В условиях же стабильной среды, где изменения происходят медленно, организационная структура может достаточно длительное время оставаться практически неизменной, подвергаясь лишь незначительным модификациям. Следовательно, структура является важнейшим инструментом достижения стратегических целей, а успех стратегии зачастую определяется ее соответствием организационной структуре.


Целью организационного совершенствования структуры управления предприятием является ее упорядочение, то есть приведение организационной структуры в соответствие с целями управления – стратегией. Многочисленные исследования, тем не менее, свидетельствуют, что не существует стандартных организационных решений. Проектирование адекватной организационной структуры всегда будет индивидуальной задачей конкретной организации [1].

Актуальность данной темы состоит в том, что разработка стратегически эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной предприятием стратегии функционирования и процветания.

Объектом работы является ООО Лизинговая компания «Дельта».

Предмет – процесс совершенствования организационной структуры ООО Лизинговая компания «Дельта».

Целью работы является описание построения организационных структур на основе современной научной экономической теории и рекомендаций по оценке эффективности их использования и оптимизации на предприятиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные теоретические аспекты организационной структуры;

- раскрыть понятие организационной структуры и ее значение для компании;

- рассмотреть типовые организационные структуры и их характеристики;

- рассмотреть принципы и методы построения организационной структуры;

- ознакомиться с общей характеристикой, деятельностью и организационной структурой ООО Лизинговая компания «Дельта»;

- проанализировать внутреннюю и внешнюю среды компании;

- предложить рекомендации по совершенствованию организационной структуры компании.

Методологической основой работы является метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы.

Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.

Структурно работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические аспекты организационной структуры


1.1. Понятие организационной структуры и ее значение для компании

Современное высокоэффективное общество уже невозможно представить без четко разграниченной организационной структуры, так как обратное действие может привести к хаосу, а, как известно, в хаосе позитивного развития добиться крайне сложно [35].

Рассмотрим определения организационной структуры, данных различными авторами.

Таблица 1

Различные точки зрения на понятие «Организационная структура» [34]

Определение

Автор(ы)

Структура есть форма распределения задач и полномочий на принятие решения между лицами и группами лиц (структурными подразделениями), которые составляют данный административный ансамбль.

Б. Гурней

Главным содержанием организационной структуры является распределение задач и полномочий. Организационная структура – это весь пакет взаимных договоренностей о распределении задач и полномочий внутри предприятия

К.А. Волкова,

И.П. Дежкина,

Ф.К., Казакова,

И.А. Сергеева

В структуре организации выделяются управляемая и управляющая подсистемы. Под управляемой системой понимается совокупность производственного оборудования, производственных операций, подсистемы организации производства, которая обеспечивает рациональное использование рабочей силы, оборудования и предметов труда, подсистемы общественного труда и экономической подсистемы

К. Качир

Организационная структура управления – это внутреннее строение любой производственно–хозяйственной системы

А.А. Томпсон,

А. Дж. Стрикленд

Организационная структура – это логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

М. Мескон,

М. Альберт,

Ф. Хедоури

Структура управления отражает состав и соподчиненность элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели

Т. Щекин

Рассмотрев определения организационной структуры, представленных зарубежными и отечественными авторами, можно сделать вывод, что предлагаются практически идентичные определения, только даются они разным объектам: структуре аппарата управления и структуре управления. То есть, когда речь идет об организационной структуре управления, авторы рассматривают об установленном распределение полномочий и ответственности между организационными центрами компетенций управлении структурными подразделениями организации, а организационная структура понимается как иерархически упорядоченный набор подразделений и должностей и там отражена вся штатная численность организации.


В основе формирования организационной структуры лежит выделение функций управления, необходимых для поддержания нормальной деятельности объекта управления и организации. Стоит отметить, что все остальные элементы системы управления являются средством, необходимым для своевременной реализации функций [18].

Через конкретные, специфические функции выражается содержание основных функций на каждом уровне, а уровни, концентрирующие в себе часть функций менеджмента, определяют иерархию управления.

Отношения, имеющие многоаспектное и многогранное содержание, являются определяющим звеном структуры.

Выделяют следующие связи, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Виды связи в структуре звеньев [15]

Виды связи

Характеристика

функциональные

включает в себя вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи носят характер подчинения, и необходимость в них возникает при наличии двух и более уровней менеджмента, то есть при иерархичности управления. Горизонтальные связи – это связи согласования и они, как правило, являются одноуровневыми. Основная идея заключается в том, чтобы обеспечить эффективную взаимосвязь между вертикальными и горизонтальными связями;

линейные

отношения руководства и подчинения, показывает движение информации и управленческих решений между линейными руководителями (лицами, отвечающими за деятельность структурных подразделений или организации в полной мере)

регламентированные

(формальные)

закреплен официально

доверительные

(неформальные)

не закреплен официально

Функция организации – то, что она делает, – диктуется ее стратегией. Ее форма, структура должны быть такими, чтобы обеспечивать и облегчать осуществление стратегии. Структура организации влияет на ряд параметров [6]:

– издержки производства. Если производство товара или услуги требует множества операций или трудовых процессов, то структура производства, скорее всего будет сложной, а управление – дорогостоящим. Это особенно заметно, когда процессы производства значительно отличаются по характеру и уровню сложности навыков на различных стадиях производства;

– скорость выполнения работ. Чем сложнее структура, тем, как правило, медленнее темпы работ, и тем медленнее продвигается продукт внутри компании;


– способ удовлетворения потребностей покупателей. Для того чтобы надежно защитить покупателей, иногда необходимы крупные, сложные, тщательно контролируемые структуры;

– характер поведения людей. Все структуры, как правило, стимулируют элемент внутренней конкуренции, которыми могут быть конкуренция за ресурсы или соперничество вокруг результатов работы. Структуры влияют на политику организации, на мысли, чувства и поведение [13].

Влияние оргструктуры на эти параметры раскрывает ее значение для предприятия и общества.

Таким образом, организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого [20].

Как стратегия развития предприятия влияет на его организационную структуру, так и структура влияет на то, сможет ли предприятие реализовать свою стратегию. Около 70% неудач компаний, согласно исследованию журнала Fortune, вызваны не ошибками при разработке стратегий, а неспособностью эффективно реализовать разработанные стратегические планы [26].

Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам [9].

Организационная структура управления оказывает огромное влияние на все стороны работы предприятия. В частности, структура определяет эффективность сотрудничества подразделений, эффективность контроля их деятельности, гибкость, адаптивность предприятия к изменяющимся внешним условиям. Другими словами, структура управления представляет собой фундамент организации, в котором изначально закладываются способности предприятия к саморазвитию [21].

Таким образом, была рассмотрена сущность и значение организационной структуры для развития компании. Далее в работе будут рассмотрены основные типы организационных структур с выявлением их ключевых достоинств и недостатков с целью получения более точного представления об оптимальном выборе типа организационной структуры для той или иной организации.