Файл: Построение организационных структур (Понятие организационной структуры и ее значение для компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует выделить несколько типов структур, подверженных построению.

Таблица 3

Основные типы организационных структур предприятий [33]

Тип структуры

Характеристика

Производственная

Определяется формой упорядоченности предприятий, производственных цехов, передаточных устройств, складов и иных элементов производственно–технического назначения.

Технологическая

Определяется строением материально–энергетических процессов внутри, составом и соотношением используемых производственных ОФ, наличием взаимосвязей между основным и вспомогательным производствами, специализацией, загрузкой мощностей в производстве.

Экономическая

Отношение элементов основных и производственных фондов предприятия, определяется в формах затрат на продукцию,

отношениях самофинансирования.

Социальная

Отношение между формами предпринимательства, степень дифференциации работников по различным классификационным признакам: пол, возраст, образование и т. д.

Информационная

Определяется относительным расположением источников и получателей сообщений на предприятии, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и коммуникационными

сетями и т.п.

Организационная

Взаимосвязанные элементы системы управления, их состав, расположение относительно друг дуга, степень устойчивости отношений, что функционирование и развитие предприятия как единого целого.

Согласно данным таблицы 3, организационная структура объединяет производственную структуру и структуру системы управления, которые формируются под действием общих принципов теории организации и специфических принципов, отражающих особенности построения организационных структур.

Принципы построения организационных структур. Эффективное распределение функций управления должно отвечать ряду обязательных требований [4]:

1. Круг одних и тех же (типологически одинаковых или схожих) вопросов и их решение не может находиться в ведении различных подразделений.

2. Все функции управления необходимо включать в круг обязанностей управляющих подразделений.

3. На подразделение не следует возлагать решение тех проблем, которые эффективнее и целесообразнее решать в ином подразделении.


Сама структура управления представляет собой систему оптимального распределения прав, ответственности, обязанностей, формы и порядка взаимодействия между элементами структуры – органами управления, входящими в состав организации, и её сотрудниками (рисунок 2). Соответственно, такие отношения могут иметь горизонтальную и вертикальную направленность, то есть, быть либо одноуровневыми, либо иерархическими с отношениями подчинения.

Рис. 2. Принципы построения организационных структур [5]

Сама структура управления представляет собой систему оптимального распределения прав, ответственности, обязанностей, формы и порядка взаимодействия между элементами структуры – органами управления, входящими в состав организации, и её сотрудниками [7].

Соответственно, такие отношения могут иметь горизонтальную и вертикальную направленность, то есть, быть либо одноуровневыми, либо иерархическими с отношениями подчинения.

Требования, которые предъявляются к структуре управления, отражаются в следующих принципах:

1. Организационная структура подчиняется потребностям организации.

2. В организационном проектировании предусматривается оптимальное и целесообразное разделение труда, которое обеспечивало бы нормальную, регламентированную специализацией, нагрузку и творческий характер работы.

3. Формирование структуры обязательно коррелирует с полномочиями каждого элемента, его ответственностью, с местом в системе вертикальных и горизонтальных связей.

4. Должен поддерживаться баланс с одной стороны – функций и обязанностей, с другой стороны – полномочий и ответственности субъектов системы.

5. Структура должна быть адекватна культурной и социальной среде организации, поскольку такая среда всегда оказывает существенное влияние на все вопросы, касающиеся уровня детализации и централизации, степени самостоятельности–контролируемости, распределения полномочий и/или ответственности и др. [19].

Среди особенностей построения организационных структур называют невозможность адекватного представления проблематики в виде вопроса формального выбора единственного варианта структуры по математически чёткому и однозначному критерию оптимальности. Выбор всегда носит алгоритмический вариабельный характер и осуществляется с помощью нескольких взаимодополняющий методов [34].

Метод аналогий. В рамках метода организационные формы и механизмы управления применяются к проектируемой организации. В результате вырабатываются типовые структуры управления со своими границами и условиями применения. Реализация метода происходит путём применения к разным типам организаций соответствующих им значений и организационных механизмов управления.


Экспертно–аналитический метод. В рамках этого метода привлекаются эксперты, которые производят аналитическое изучение специфики работы аппарата управления с целью выработки рациональных рекомендаций по реорганизации. К оценке привлекаются любые сотрудники компании (включая руководство). В расчёт берутся количественные данные деятельности организации, результативность предыдущих принципов управления, обобщённые передовые тенденции и т. д. Аналитическое мнение выносится не только на основе субъективных оценок экспертов, но и на основе итогов статистико–математической обработки.

Метод структуризации. Здесь вырабатывается система целей организации, что предполагает разработку «дерева целей» и экспертный анализ различных вариантов оргструктуры с точки зрения целевой ориентации и возможности достижения целей. В рамках метода соблюдается принцип однородности целей для каждого подразделения и кооперации элементов на базе взаимосвязи целей. Составленные карты прав и ответственности (захватывающей, в том числе, и межфункциональные виды деятельности) также производится с ориентацией на целевые факторы.

Метод организационного моделирования. Метод сводится к формализации графических, математических и прочих отображений распределения ответственности и полномочий в организации. На основе взаимосвязи переменных анализируются и оцениваются варианты организационных структур [24].

Организационная структура позволяет решить важную задачу выстраивания эффективного взаимодействия и координации всех структурных подразделений, работающих в соответствующих функциональных областях; разделения полномочий и ответственности между функциональными управленцами и подчиненными им структурными подразделениями. В то же время качество организационной системы предопределяет способность к адаптации и способы реагирования на внешние изменения.

2. Характеристика и анализ деятельности ООО Лизинговая компания «Дельта»

2.1. Краткая характеристика ООО Лизинговая компания «Дельта»


ООО Лизинговая компания «Дельта» создано в 2002 году.

Основным видом деятельности компании ООО Лизинговая компания «Дельта» являются услуги по лизингу автотранспорта, специализированной строительно–дорожной техники, производственного оборудования.

Деятельность компании ориентирована на сегмент микро-, малого и среднего бизнеса. Основными клиентами являются строительные, транспортные, лесозаготовительные, сервисные компании и частные предприниматели.

Компания является членом Объединенной лизинговой ассоциации.

В рэнкинге крупнейших российских лизинговых компаний рейтингового агентства «Эксперт РА» по результатам исследований за 2018 год Лизинговая компания «Дельта» занимала 32-е место по размеру портфеля и 28-е место по объему нового бизнеса [36].

Сегодня ЛК «Дельта» – универсальная лизинговая компания, занимающая прочные конкурентные позиции в большинстве сегментов рынка лизинговых услуг СФО и за его пределами.

2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО Лизинговая компания «Дельта»

Анализ внешней среды ООО Лизинговая компания «Дельта» следует начать с анализа её макроокружения, к которому относятся следующие факторы: экономические, политические, социально–демографические и технологические.

1. Экономические факторы. Безработица по–прежнему высока, но постепенно уменьшается, уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения.

Также следует отметить высокое влияние такого фактора, как уровень доходов населения, т.к. именно от этого показателя зависит уровень спроса на продукцию компании.

2. Социально–демографические факторы. Демографические изменения положительно влияют на отрасль, поскольку при росте численности населения повышается численность потенциальных клиентов компании.

3. Политические факторы. В целом, политическая ситуация в стране стабильная, а значит, не высока вероятность возникновения риска несения убытков из–за нестабильной политической ситуации. Однако, внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти, на территории которых функционирует каждое отдельное предприятие.


4. Технологические факторы. С появлением новых технологий, в компании улучшилось качество обслуживания. Появление call–центров и ведение электронной базы клиентов значительно ускорило процесс обслуживания клиентов.

ООО Лизинговая компания «Дельта»» имеет достаточно высокую конкурентную позицию на региональном рынке. Рассматривая компанию по матрице McKinsey было выявлено, что компания занимает центральное положение среди своих основных конкурентов (таблица 4).

Таблица 4

Положение компании в сфере лизинговых услуг

Привлекательность отрасли

Конкурентная позиция

сильная

средняя

слабая

Высокая

Лизинговая компания «Дельта»

Средняя

Низкая

Таким образом, можно наблюдать, что ООО Лизинговая компания «Дельта» находится в квадранте «Победитель 2», которому соответствует следующая стратегия сохранения и упрочения позиции на рынке путем:

1. Увеличение количества сделок за счет собственных средств.

2. Поддержание на высоком уровне сильных сторон бизнеса и развитие слабых.

Выбранную стратегию компании можно считать эффективной, конкурентная позиция на рынке, также как привлекательность отрасли, находятся на высоком уровне для данного типа предприятий.

Компания гордится своими клиентами, она помогает им развиваться и всегда радуется, когда использование лизингового финансирования увеличивает объемы производства, обеспечивает достижение и укрепление их лидирующих позиций на рынке.

ООО Лизинговая компания «Дельта» активно развивает партнерские отношения с ведущими поставщиками транспортных средств (легковой и грузовой транспорт) и оборудования, банками.

Анализ внутренней среды ООО Лизинговая компания «Дельта» следует начать с таких элементов, как миссия, цели и задачи компании.

ООО Лизинговая компания «Дельта» четко следует своей основной миссии: привлечение приемлемых и доступных источников финансирования для развития бизнеса. Компания выражает благодарность своим клиентам за оказанное доверие и надеется на эффективное сотрудничество с бизнес–сообществом.

Основной целью деятельности компании, как коммерческой организации, является получение прибыли.

Задачи ООО Лизинговая компания «Дельта» заключаются в следующем: поиск необходимого клиенту оборудования, его закупка, обеспечение гарантийного ремонта предмета лизинга и сервисный контроль.