Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
Введение
Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог, имя которого навсегда вошло в историю науки. Его многочисленные труды по проблемам воспитания, основанные на колоссальном опыте работы в школе, были изданы во всем мире и продолжают привлекать внимание все более широкого круга научной педагогической общественности.
Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. на Украине в семье крестьянина. Все четверо детей в семье Сухомлинских стали учителями, преподавателями родного украинского языка и литературы. Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность уже в 1935 г., в 17-летнем возрасте, обучая младших школьников. В то же время он учился заочно в Полтавском педагогическом институте.
С 1941 г. В.А. Сухомлинский ушел на фронт Великой Отечественной войны, где получил тяжелое ранение. Однако в 1947 г. он вновь вернулся в школу, где с 1948 г. был назначен директором и проработал в этой должности 22 года, до конца своей жизни.
Павлышская средняя школа, которой Василий Александрович посвятил весь послевоенный период своей жизни, была обычной школой. Сухомлинский внедрил в педагогическую практику данной школы разработанную им воспитательную систему и таким образом сделал ее знаменитой.
Многолетний педагогический труд В.А. Сухомлинского был оценен современниками по достоинству: В.А Сухомлинский был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР, званиями Заслуженного учителя УССР и Героя Социалистического труда.
Воспитательная система В.А. Сухомлинского, анализу которой посвящена данная работа, является одной из наиболее гуманных, многогранных и в то же время целостных концепций мировой педагогики.
1. Воспитательная система В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский является создателем знаменитой системы воспитания, основанной на многолетнем опыте работы с детьми. Педагогическая концепция В.А. Сухомлинского отличается чрезвычайной гуманностью, разносторонностью и внутренней смысловой целостностью.
1.1. Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского
Одним из наиболее значимых аспектов новаторства воспитательной системы В.А. Сухомлинского является гуманность предлагаемых им методов воспитания: воспитание без наказаний. При этом гуманность педагогической концепции связана не только с моральными принципами автора, но и с целесообразностью ее применения в процессе обучения и воспитания ребенка.
С точки зрения В.А. Сухомлинского, наказание как метод воспитания не приводит к желаемым результатам: «Причина бессилия воспитателя и даже коллектива перед трудным ребенком кроется не в том, что этот воспитанник неисправим, а в том, что самый процесс воспитания идет по ложному пути: воспитатель стремится только искоренять пороки, в лучшем случае предотвращает их возникновение. Опыт (во многих случаях горький опыт) убедил, что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений. С первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять, развивать в ребенке все лучшее… Пороки искореняются сами по себе, уходят незаметно для ребенка и уничтожение их не сопровождается никакими болезненными явлениями, если их вытесняет бурная поросль достоинств» [4, стр. 27-28].
Неприемлемость наказания в процессе воспитательной работы детьми обусловлена тем, что результаты наказания противоречат целям воспитания, нарушая гармонию развития духовного мира ребенка. Дети не склонны осмыслять, исправлять и не повторять ошибки, повлекшие за собой наказание; наказание воспринимается ими как удар по чувству собственного достоинства, парализует стремление к дальнейшим успехам и, самое важное, уничтожает их веру в себя. Психологическая связь между ребенком и воспитателем обрывается, ребенок чувствует себя одиноким. Ответной реакцией на наказание становится озлобление: «Наказание, тем более если справедливость его сомнительна (именно так бывает в подавляющем большинстве семейных конфликтов), огрубляет человеческую душу и ожесточает ее» [4, стр. 37].
Кроме того, наказание порождает страх. Страх имеет свойство закрепляться и возникать повторно в аналогичных условиях. Поэтому эмоциональное состояние страха может приводить к негативным последствиям, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. «Скованный, угнетенный страхом ребенок не может нормально мыслить. В его голове – лишь обрывки процесса мышления. Страх сковывает его речь, и учителю ребенок кажется косноязычным… В подавляющем большинстве случаев ребенок в конце концов избавляется от страха. Но под влиянием страха он в течение нескольких лет не может нормально развиваться. Самые драгоценные годы оказываются утраченными» [4, стр. 42].
Основным видом поощрения и наказания в школе является оценка. Для большинства школьников оценка результатов их работы имеет огромное значение: положительная оценка означает успех, отрицательная – неудачу. Поэтому, согласно собственной педагогической концепции, В.А. Сухомлинский был противником неудовлетворительных оценок как видов наказания. «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично – ой как трудно!); ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей» [5, стр. 142].
В качестве альтернативы наказанию В.А. Сухомлинский предлагает методы обучения и воспитания, окрашенные положительными эмоциями ребенка: поощрение желания ребенка «быть хорошим» (получать одобрение воспитателя), стремления быть первым, любознательности. Именно эти качества являются движущими силами обучения и воспитания.
Каждому ребенку присуща жажда заслужить одобрение воспитателя, выглядеть в глазах взрослого в положительном свете. Ради достижения такой цели ребенок готов приложить максимум усилий. В.А. Сухомлинский строит свою воспитательную систему на основании этого позитивного стремления детей: «Гуманное отношение к ребенку означает понимание учителем той простой и мудрой истины, что без внутренних духовных усилий ребенка, без его желания быть хорошим немыслима школа, немыслимо воспитание» [4, стр. 26].
Желания ребенка «быть хорошим» выражается в том числе в его желании быть самым лучшим, стремлении к первенству. На основании многолетнего опыта В.А. Сухомлинский пришел к выводу, что все дети своеобразно талантливы и любой из них способен достичь лучших результатов в том или ином виде деятельности. Поэтому поощрение стремление ребенка к первенству является одним из условий гармоничного воспитания и развития уникальных талантов каждого ребенка: «Желание быть первым в учении, в творческом труде – это благородная человеческая черта, которую воспитателю необходимо всячески развивать у питомцев. Наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы каждый воспитанник на определенном этапе его духовного развития пережил ни с чем не сравнимую радость первенства. Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе нет ни одной посредственности, а значит, в жизни не будет ни одного несчастливого человека, если мудрость воспитателя «докопается» до «творческой жилки» в каждом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей» [4, стр. 29-30].
Важное значение в процессе воспитания и особенно обучения имеет естественная потребность детей в познании окружающего мира. К сожалению, во многих случаях педагогические ошибки приводят к угасанию этой потребности, обучение превращается в неприятную обязанность ребенка вместо того, чтобы соответствовать его природным стремлениям. Подобные ошибки чаще всего связаны с излишними наказаниями и недостаточными поощрениями в виде оценок. В.А. Сухомлинский пишет: «Я советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» [5, стр. 153].
Потребность в познании может угаснуть не только вследствие недостаточно бережного оперирования педагогов оценками, но и в результате излишне исчерпывающих объяснений учебного материала. С точки зрения В.А. Сухомлинского, учитель должен излагать изучаемый предмет так, чтобы зажечь детский интерес, чтобы заработало мышление детей, чтобы дети сами перед собой ставили вопросы и отвечали на них: «не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» [5, стр. 33].
Однако воспитательная система В.А. Сухомлинского строится не только на поддержании и развитии позитивных потребностей ребенка и ненасении ему психологического ущерба наказаниями. Автор является сторонником такого метода воспитания, как запрещение.
Желания ребенка могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Воспитание достигнет своей цели только в том случае, если не только поощряется реализация конструктивных потребностей ребенка, но и накладывается запрет на удовлетворение его деструктивных желаний. «Запрещение – это один из очень нужных и эффективных приемов воспитания, если он умело применяется. Запрещением, – если за ним стоит необходимый моральный авторитет запрещающего, – предотвращаются многие беды – «прожигание» жизни, необоснованные претензии юнцов на жизненные блага, не заслуженные личным трудом… Если старшие стремятся удовлетворить любые желания ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая, филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного» [4, стр. 37-38].
Таким образом, методы воспитания в концепции В.А. Сухомлинского отличаются высокой гуманностью и результативностью. Отсутствие наказаний, вознаграждение и развитие положительных качеств ребенка, мудрое наложение запрета на удовлетворение деструктивных потребностей – все это способствует эффективному и безболезненному формированию активной, позитивной и зрелой личности.
1.2. Средства воспитания в концепции В.А. Сухомлинского
Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского реализуются путем применения соответствующих им по смыслу и сочетающихся с ними по направленности средств.
Главным средством воспитания В.А. Сухомлинский считал слово. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» [4, стр. 34]. Однако слово может воспитывать только при определенных условиях, а именно тогда, когда ребенок доверяет слову.
Во-первых, дети крайне чувствительны к эмоциональным оттенкам и глубоко ощущают искренность либо неискренность речи взрослого. Поэтому фальшивое слово никогда не сможет достичь своей цели и наложить отпечаток на душу ребенка: «Главное, что определяет эффективность слова учителя, – его честность. Ученики очень тонко чувствуют правдивость слова учителя, чутко откликаются на правдивое слово. Еще тоньше чувствуют дети неправдивое, лицемерное слово» [4, стр. 34].
Во-вторых, большое влияние на эффективность воспитания словом оказывает авторитет говорящего. Чтобы обладать должным авторитетом в глазах детей, воспитатель должен быть не только искренним, но и сильным человеком. «Без разумного проявления воли воспитателя, требований коллектива, общества, воспитание превратилось бы в розовую водичку, сладенький сироп абстрактного добра… Подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни. Это золотые истины и золотые правила нашей системы воспитания» [4, стр. 35].
В-третьих, для того, чтобы оказать влияние на ребенка, воспитатель должен знать и понимать его индивидуальность: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» [5, стр. 83]. Индивидуальный подход к каждому ребенку – в высшей степени значимый аспект воспитания и обучения, т.к. гуманность и необходмая справедливость отношения к ребенку невозможны без понимания и чувствования его внутреннего мира.