Файл: Использование наглядного метода в начальной школе (Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Мир претерпел немало изменений в разных областях науки, деятельности в целом. Прогресс не останавливается, а набирает обороты. При современных темпах жизни, необходима модернизация образования, подготавливающая новых компаньонов развития государства.

Образование поменяло свой подход к обучению нового поколения. Началась стандартизация по всей стране. За последние 20 лет изменились не только требования к ученикам, но и результат, к которому мы должны их привести. Как следствие, модернизировались методы обучения, появились новые приемы. Цель современного образования –воспитание и развитие компетентного гражданина России.

Данная цель образования помогает обеспечивать достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности, при помощи сформировавшихся ЗУН.

Стандартизация была необходима.

Во-первых, создание единого педагогического пространства обеспечит в стране единый уровень метапредметных и предметных ЗУН, благодаря которым все одинаково будут компетентны.

Во-вторых, это позволит России воспитать новых граждан, за которыми стоит будущее страны. (Согласно Стратегии развития государства до 2020 года, главная цель которой обеспечить новое качество жизни для всех жителей России).

Наряду с «Законом об образовании», ФГОС является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности.

В начале XXI века школы сильно поменялись. В основу обучения встал системно-деятельностный подход. Стало интересно, какие методы необходимы для развития и воспитания современного человека? Какое место занимает наглядный метод в процессе обучения? Именно наглядный метод подвергся наибольшим изменениям, т.к. наступивший век технологий намного расширил возможности педагогов в использовании компьютера для обучения школьников, в том числе и начальных классов.

Проблемой данной работы является вопрос: почему наглядный метод используют в начальной школе?

Объект исследования: обучение детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование наглядного метода в начальной школе.

Цель работы: изучение теоретического материала по теме исследования, определение значимости использования наглядного метода в начальной школе.


Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников.
  3. Определить, когда наглядный метод будет наиболее актуален при обучении младших школьников.
  4. Проанализировать полученные результаты. Сделать выводы.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение теоретического материала.
  2. Эмпирические: наблюдение; изучение продуктов деятельности учащихся.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

Начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства[1].

В Российской Федерации начальное общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю. (Сейчас за каждой школой закреплены области, нахождение в которых, позволяет детям, достигшим школьного возраста, быть зачисленными в них).


Учет возрастных особенностей психического развития младших школьников является одним из условий для успешного усвоения учебного материала. Успешный ученик должен быть замотивирован в получении новых знаний, готов к выполнению требований, предлагаемые школой.

Начальная школа – база, на которой строится дальнейшее обучение каждого человека. Именно поэтому на учителя начальных классов возлагается большая ответственность. Методы обучения нужно соотносить с возрастом.

Ребенок развивается, набираясь опыта. За такое развитие отвечает обучение. Ему необходимо учитывать уровень ЗУН ученика, оно должно «подстраиваться» под него, показывать дальнейший путь. психическое развитие наступает позже обучения. Как же это проявляется?

Во время того, как ребенок начинает осваивать новые действия, взрослые контролируют и корректируют его деятельность, затем он пробует это выполнить самостоятельно, таким образом наступает психическое развитие. Разница между несамостоятельной и самостоятельной деятельностью называется зоной ближайшего развития ребенка. Ее величина — один из наиболее важных показателей обучаемости ребенка, показывающий его потенциал [3].

Мышление ребенка младшего школьного возраста начинает переходить от эмоционально - образного к абстрактно – логическому мышлению. Играя, младший школьник экспериментирует, представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления. Поэтому важно, при обучении, создать образ как можно более детальным и подробным [4].

В.С. Мухина отмечала [14], что восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит что-то делать с ним, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника.

Для восприятия характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. Отсюда и особенность восприятия младшего школьника – наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем символическое и схематическое изображение [14]. Но восприятие наглядного изображения может затормозить, а в некоторых случаях и исказить восприятие символического изображения.


Е.Е. Вяземский говорил [15], что восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников имеют свои особенности, которые необходимо учитывать, знакомя учащихся со сведениями из естествознания, истории, географии. Восприятие младшими школьниками времени и пространства находится в тесной связи с их жизненным опытом, который в этом плане очень ограничен и беден. А на уроках «Окружающего мира» они вынуждены оперировать понятиями “век”, “тысячелетие”, “эра”, “эпоха”, а также оценивать величины стран, континентов, морей и океанов, длину рек и т.д. Все это выходит за пределы непосредственного опыта и воспринимается как “давно” и “далеко” [15].

В связи с возрастом относительным преобладанием деятельности с первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая [5]. Младших школьники (особенно в первом и втором классах) склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Это явление носит временный характер [4]. Как правило, к концу младшего школьного возраста (к 10-11 годам) продуктивность определенной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной [5].

Одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является его наглядность и конкретность. Р.С. Немов отмечал [5], что все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. У детей 1-2 классов чтение и рассказывание требуют опоры на картинку, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.

При развивающемся вербально-мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное. На первое место выступает рассказ, вымысел, осуществляемый лишь в словах. Образы воображения приобретают уже более обобщенный характер [5].

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. [15]


Таким образом, если исходить из того, что результатом представления как динамического психического образования является целостный образ о предмете или явлении, то применительно к обучению младших школьников, результатом должна стать сформированность целостного образа изучаемых объектов. Этого результата можно достигнуть, учитывая особенности интеллектуального и психического развития ребенка младшего школьного возраста (характерные черты и особенности протекания психических процессов, взаимодействие двух сигнальных систем и др.), используя адекватные возрасту развивающие методы и приемы обучения.

1.2 Методы обучения

Метод – это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи. Приемом обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач. В более простой форме можно сказать, что из совокупности приемов складывается метод обучения. Или, в свою очередь, метод обучения можно расчленить на множество конкретных приемов обучения [8].

Приемы обучения - это составные части метода обучения.

Выбор методов обучения зависит от:

  • от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);
  • от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны);
  • от возрастных особенностей и возможностей учащихся;
  • от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;
  • от учебно-материальной оснащенности учебного заведения - наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ);
  • от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.

Савенков А.И. отмечает [7], что метод обучения имеет много сторон. И его надо рассматривать как многомерное образование. По каждой из сторон методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Обучение — чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.