Файл: Взгляды В. А. Сухомлинского на обучение и воспитание детей.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В. А. СУХОМЛИНСКОГО
1.1. Формирование педагогической системы В. А. Сухомлинского
1.2. Характеристика системы воспитания и обучения В. А. Сухомлинского
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ В. А. СУХОМЛИНСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.2. Отношение В. А. Сухомлинского к наказанию детей
2.3. Произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств детей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Педагогические взгляды знакового педагога XX столетия В. А. Сухомлинского (1918–1970) охватывают все без исключения проблемы школьного обучения и воспитания. Об актуальности и повышенном внимании к педагогическим трудам В. А. Сухомлинского свидетельствуют диссертационные и публицистические работы, в которых освещены самые разные аспекты его педагогического и социально-нравственного наследия.
Кардинальные социально - экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают и всю систему образования. Появилась потребность в массовом «производстве» творческих личностей. Культура мышления, безусловно, должна формироваться в процессе обучения. Для этого необходим переход на личностно – ориентированную систему образования, активно способствующую саморазвитию личности.
Модернизация образовательного пространства обуславливает непрерывный рост научного и практического интереса к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят новые открытия научного наследства Василия Александровича Сухомлинского и новое осмысление отдельных сторон его педагогического творчества.
Педагогическое наследие Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Педагогическая система, разработанная им, обогатила отечественную педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад в теорию и практику образования и воспитания.
Главной составляющей новейшего педагогического мышления является – гуманизация. Ключевым значением образования в данном случае делается становление личности, что приводит к изменению главных вопросов, которые возникают перед преподавателем. Гуманизация показывает, как содействовать любыми вероятными методами развитию личности ребенка. А это значит перемена проблем, важных для преподавателя. Гуманизация образования подразумевает единое согласие между культурным, нравственным и профессиональным развитием. Этот рассматриваемый принцип просит рассмотрения нового содержания вопросов, идей, технологий образования. Почти все преподаватели в собственной деятельности сталкиваются с задачей необходимости гуманизации педагогической деятельности, увидев в данном пути к достижению цели в тяжелом деле изучения и воспитания ребенка. Неоценимыми для них считаются работы преподавателя-новатора Сухомлинского В. А.
В основе педагогической теории В. А. Сухомлинского гуманистические идеи. Ученый и практик отстаивал социально-педагогические идеи, любовь и уважение к детям, доброту и чуткость, доверие и бережное отношение к учащимся, к их индивидуальному своеобразию. Об этом свидетельствуют названия его книг: «Сердце отдано детям», «Мудрая власть коллектива», «Как воспитать настоящего человека». В них он подчеркивал, что уважительное отношение к личному достоинству растущего человека должно быть главным смыслом всей системы школьного обучения и воспитания учащихся. «Я сознательно не повторил вслед за А.С. Макаренко, – писал В.А. Сухомлинский, – его знаменитую формулу: уважение, соединенное с требовательностью. И сделал это вот по каким мотивам. Я неоднократно убеждался…, что очень многие педагоги усматривают в этой формуле примат требовательности». Не вступая в противоречия с педагогическими принципами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский сумел развить его идеи и обогатить их пафосом гуманизма и заботы о детях в новых социально-экономических условиях.
Объект исследования: идеи В. А. Сухомлинского в воспитании и обучении детей.
Цель исследования заключается в исследовании взглядов В. А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть формирование педагогической системы В. А. Сухомлинского.
2. Представить характеристику системы воспитания и обучения В. А. Сухомлинского.
3. Рассмотреть методологические взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание обучающихся из категории социального риска.
4. Исследовать отношение В. А. Сухомлинского к наказанию детей.
5. Рассмотреть произведения В. А. Сухомлинского как средство воспитания нравственно-этических чувств детей.
В ходе исследования автором применялись следующие методы: теоретические: анализ литературы; теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Структура работы: введение, основная часть, представленная двумя главами, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В. А. СУХОМЛИНСКОГО
1.1. Формирование педагогической системы В. А. Сухомлинского
Сухомлинский родился 28 сентября 1918 г. на Украине, в селе Васильевка Кировоградской области. Все дети плотника Александра Сухомлинского стали сельскими учителями. Закончив семь классов, Василий работал учителем и заочно обучался на филологическом факультете Полтавского пединститута.
Окончив его в 1939 г., преподавал украинскую словесность в сельской школе. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт летом 1941 г., после тяжелого ранения в 1942 г. его демобилизовали, осколок снаряда в груди остался до самой смерти. В период Великой Отечественной войны Василий Александрович работал директором поселковой школы в Удмуртии. После освобождения Украины вернулся на родину и в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш на берегу Днепра. Здесь он прослужил всю жизнь. Педагог занимался научными исследованиями, разрабатывал и реализовывал экспериментальные проекты для детей шестилетнего возраста «Школа под голубым небом» и «Школа радости». Сухомлинский щедро делился своим богатым педагогическим опытом в многочисленных статьях, его книга «Сердце отдаю детям» стала широко известна во всей стране. Собственную концепцию воспитательно-учебного процесса он на практике разрабатывал и осуществлял в Павлышской средней школе – долгий и успешный эксперимент проводился более двадцати лет – с 1948 по 1970 г.
Чудовищный масштаб преступлений нацистов против детства в период Великой Отечественной войны повсеместно привел к массовому сиротству. Страдания детей войны, потерявших родителей, вызывали особую заботу государства и общества. Педагоги искали особые формы и содержание, способы и методы психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение послевоенного времени[1].
Еще Л. Н. Толстой и его многочисленные последователи в контексте теории и практики свободного, неказенного, дебюрократизированного воспитания разрабатывали личностно-ценностный подход к образованию – когда ребенок и его проблемы находятся в центре внимания педагогов. В середине ХХ в. Сухомлинский и другие представители гуманистической педагогики продолжили традицию Толстого – они противостояли личностно-отчужденному подходу в образовании, стремясь сохранить уникальную личность каждого ребенка.
На прочной основе гуманистической аксиологии и вековых традиций прогрессивной педагогической мысли Сухомлинский построил уникальную систему воспитания и обучения в условиях сельской школы.
1.2. Характеристика системы воспитания и обучения В. А. Сухомлинского
Утверждая, что годы детства – это прежде всего воспитание сердца, народный учитель считал формирование нравственности подрастающего поколения важнейшей целью и ценностью образовательной системы. Придавая особое значение усилению истинного авторитета педагога в воспитательно-учебном процессе, Сухомлинский постоянно решал сложнейшую задачу развития нравственных чувств детей. Он справедливо полагал, что дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью, выросшие в условиях депривации. Василий Александрович последовательно воплощал в жизнь концепцию природосообразного воспитания, созданную Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстым. Великие педагоги справедливо полагали: не переполненная соблазнами и пороками городская цивилизация, но первозданный сельский образ жизни, – вот благоприятный субстрат для воспитания молодого поколения. Изоляция в стенах образовательных учреждений приводит к существенному сокращению мыслительных возможностей детей. Основанная на вековых традициях жизнь на природе, вдали от городов стала для большинства его воспитанников важнейшим фактором в процессе становления личности.
Сухомлинский внес весомый вклад в переосмысление концепции воспитания: он видел особый смысл в том, чтобы ребенок понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну приобщение к жизни в природе... Реально отвергая авторитаризм казенной педагогики, Василий Александрович разработал программу «воспитания красотой». Он утверждал, что первые уроки мышления должны проходить среди природы, где ребенок скорее сможет почувствовать аромат слова, а его сердце испытает вдохновение[2].
Педагог-новатор советовал: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».
«Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями[3].
Педагог призывал своих коллег научить детей слышать чудесную музыку жизни: шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в песне жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи.
По словам Ф. М. Достоевского, «удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека». Отличительной особенностью системы Сухомлинского становится человековедение, понимание детей, любовь и уважение к ним, сотрудничество. Воспитатель постоянно открывает в ребенке новое, наблюдает человека в процессе его становления – это один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. «Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку»[4].
Система Сухомлинского отличалась решительным отрицанием бездуховности и формализма, а также четко выраженным личностно-ценностным подходом. Он считал: пусть воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.
Подлинное воспитание возникает при условии, если дети чувствуют себя не только питомцами, но и начинают ощущать ответственность за судьбу других людей. Духовно-нравственное воспитание по праву считается системообразующим элементом в процессе формирования личностно-ценностного отношения детей не только к различным феноменам окружающей действительности, но и к самим себе. Сухомлинский считал целеполагающим, что доброта, красота, счастье, истина, честь, свобода, нравственность, долг, достоинство, справедливость – важнейшие аксиологические факторы воспитания личности.
Для Сухомлинского делание добра для других было деланием добра и для самого себя, строительством самого себя. Это выявление желания быть хорошим представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил.
«Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому – в этом смысл воспитания»[5].
«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» – писал Сухомлинский[6].