Файл: «Понятие оперативно-розыскной деятельности»(СПЕЦИФИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСОБОГО ВИДА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в современных условиях определяется и связанными с развитием информационных технологий сложными социальными и технологическими процессами, вызывающими существенное изменение закономерностей образования и концентрации оперативно значимой информации.

Постоянно расширяется спектр технических источников оперативно-розыскных данных, к которым могут быть отнесены информационные системы коммерческих структур и государственных органов, в частности операторов связи, потоки данных от разнообразных датчиков, систем видеонаблюдения стационарных и мобильных измерительных устройств, сообщения из социальных сетей и мест сетевого общения объектов оперативного интереса.[1]

Актуальностью данной курсовой работы является то, что при масштабах криминальных проявлений, их характера, криминальной активности, которая наблюдается в обществе, уголовный профессионализм, осознавая моральный фактор оперативно-розыскной деятельности, необходимо предпринять меры к обеспечению баланса между открытостью, гласностью и соблюдением требований закона о конспирации и сохранении государственной тайны.

Степень научной разработанности темы. Важнейшей предпосылкой правильного применения уголовно-правовых норм в следственной и судебной практике является научно обоснованный анализ их содержания. Среди ученых, так или иначе касавшихся этой проблемы, главным образом следует упомянуть Захарова О. Ю., Камышанского В. П., Долголенко Т. В., Вишнякову А. В., Корнееву Н. В.

Целью данной курсовой работы является изучение понятия, сущности и задач оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

В связи с целью определены следующие задачи:

- рассмотреть понятие, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, как особого вида правоохранительной деятельности;

- определить историческую и социальную обусловленность осуществления оперативно-розыскной деятельности органами внутренних дел;

- выявить соотношение оперативно-розыскной деятельности с иными видами правоохранительной деятельности;

-рассмотреть судебная практика оперативно-розыскной деятельности.

Объектом курсовой работы является непосредственно оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации.

Предметом работы является проблемы на пути органов внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.


Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют современные положения теории познания социальных процессов и явлений, системный подход к изучению объекта и предмета исследования.

Методы: анализ теоретических источников, сбор эмпирических данных, синтез теоретических и эмпирических материалов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Текст изложен на тридцати трех страницах компьютерного текста. Список использованной литературы включает двадцать наименований.

СПЕЦИФИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСОБОГО ВИДА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Понятие, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности ОВД как особого вида правоохранительной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных Законом об оперативно-розыскной деятельности, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[2]

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют международные акты и национальное законодательство. В зависимости от положения в юридической иерархии акты классифицируются на следующие категории:

К международным актам относятся:

1) акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась:

- Всеобщая декларация прав человека 1948 г;


- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

2) двусторонние и многосторонние акты с участием РФ:

- на уровне правительств соответствующих государств;

- на уровне компетентных органов соответствующих государств;

- акты рекомендательного характера.

Национальное законодательство составляют:

а) Конституция РФ;

б) Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» – правовой акт, регулирующий основы оперативно-розыскной деятельности. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов;

в) иные федеральные законы, а также Кодексы:

-Уголовный Кодекс Российской Федерации;

- Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации;

- Законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О прокуратуре Российской Федерации»;

- Федеральные законы, устанавливающие основы деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.[3]

Оперативно-розыскную деятельность вправе осуществлять не любые органы дознания, и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения. Оперативно-розыскные мероприятия направлены на выявление очевидцев преступления, установление личности потерпевшего, установление личности преступника и его задержание, на сбор информации о неизвестном преступнике.

Оперативно-розыскная деятельность является аналогом следственной деятельности, это обусловлено схожим характером мероприятий:

- опрос — допрос;

- обыск и выемка;

- обследование помещений;

- обследование участков местности и транспортных средств;

- исследование предметов и документов;

- опознание;

- отождествление личности.[4]

В большинстве случаев результаты оперативно-розыскной деятельности определены основаниями для производства следственных действий и возбуждения уголовного дела. В практической деятельности наиболее сложные преступления невозможно раскрыть при помощи организации только следственных действий.[5]

Задачи оперативно-розыскной деятельности обусловлены областями осуществления данной деятельности.

Сферы осуществления оперативно-розыскной деятельности:


1) Борьба с преступностью:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда;

- розыск без вести пропавших лиц.

2) Обеспечение безопасности Российской Федерации: добывание информации о событиях или действиях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

3) Розыск без вести пропавших лиц в ситуациях, которые не связаны с криминальной деятельности.[6]

Оперативно-розыскная деятельность основана на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Все действия органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, должны иметь законодательную основу: «разрешено только то, что разрешено» но не «разрешено то, что не запрещено».[7]

Невзирая на то, что принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека определен Законом как самостоятельный, он фактически является частным случаем принципа законности. При организации оперативно-розыскной деятельности следует заниматься соблюдением прав и свобод гражданина, которые определены Конституцией Российской Федерации и Всеобщей декларацией прав человека.[8]

Учитывая то, что оперативно-розыскная деятельность является в некоторой степени, разведывательной деятельностью, маскировка и скрытность — это один из факторов, который позволяет добиться эффективности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Закон об оперативно-розыскной деятельности в целях конспирации предоставляет органам внутренних дел, право на использование документов, которые скрывают личности должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Возможность осуществления негласной оперативно-розыскной деятельности является одним из ее отличий от других видов правоохранительной деятельности. Выбор органом средств и методов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности и также как и другие ее виды, ее целью является защита здоровья, жизни, прав и свобод гражданина, собственности, обеспечение социальной безопасности и государства от преступных посягательств.


1.2. Историческая и социальная обусловленность осуществления оперативно-розыскной деятельности ОВД

Практически во всех сферах жизни в России на фоне прогрессивных преобразований стали очевидными негативные явления, которые обусловлены устойчивым ростом криминализации и преступности.

Преступная среда всегда отличалась, определенной замкнутостью, развитием преступной квалификации, профессионализмом, внутренней сплоченностью, а также наличием мощных средств противодействия правоохранительным органам.[9]

В силу указанных и иных обстоятельств фактически в России, всегда уделялось большое внимание развитию особой государственно-правовой форме борьбы с преступностью — оперативно-розыскной деятельности. Ее роль и социальная значимость обусловливается большими потенциальными возможностями использования результатов в решении различных задач, в том числе и задач уголовного судопроизводства.

Следовательно, если наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений с одновременным снижением уровня раскрываемости, то это свидетельствует и о серьезных упущениях в оперативно-розыскной деятельности по обнаружению неочевидных преступлений и лиц, их совершивших, в неумелом использовании результатов данной деятельности и других недостатков, с этим связанных.

Оперативно-розыскная деятельность — это наиболее перспективная деятельность, осуществляющая противодействие криминальным угрозам и охрану государства в целом. Основным направлением при этом, следует считать разведывательно-поисковую работу в криминальной среде, в большей степени направленную на предупреждение и пресечение преступлений на ранних стадиях. Это и определит наступательный характер новой доктрины противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства, которая в значительной степени уже реализуется в соответствии с Концепцией национальной безопасности.[10]

В этой связи приоритет развития должен быть отдан наиболее эффективным оперативно-розыскным мероприятиям. Однако не должен предаваться забвению и агентурный метод. В сочетании с другими он может и, как показывает практика, дает положительные результаты.