Файл: Сущность и содержание проблем психологии эмоций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональный интеллект начинает свое развитие в момент рождения и далее формируется на протяжении всей жизни. Есть специальные методики,

для раннего развития эмоционального интеллекта. Считается, что дети с 2-х лет способны распознавать базовые эмоции: гнев, радость, грусть, счастье, страх. Чем лучше ребенок разбирается в эмоциях, тем проще складывается его общение с окружающим миром. Некоторые методики рекомендуют, рисовать с детьми забавные рожицы и при этом проговаривать эти эмоции вслух. В игровой форме, ребенку проще запоминать информацию.
Кроме этого, полезно проговаривать эмоции в момент, когда вы видите, что ребенок их испытывает. Например, если ребенок злится, стоит обратить на это его внимание. Проговорив эмоцию и попытаться объяснить, почему это произошло. Также, хорошо проговаривать эмоции во время просмотра мультфильмов, а с детьми постарше фильмов.
Родителям важно понимать и слышать своего ребенка и стремиться повышать свой эмоциональный интеллект. Чем выше эмоциональный интеллект в семье, тем больше там понимания.
Развитие эмоционального интеллекта проходит несколько этапов. Не смотря на то, что необходимо заниматься с детьми с ранних лет развитием эмоционального интеллекта, возраст не зависит от развития эмоционального интеллекта. Однако считается, что первые этапы развития индивид проходит до подросткового возраста. Самый высокий уровень эмоционального интеллекта, зависит не от возраста, а от стремления человека эмоционально развиваться. Можно быть в возрасте 80 лет, но так и не достичь последнего уровня развития эмоционального интеллекта.

Первый этап - это в принципе умение выражать эмоции. Умение отличать настоящие эмоции от фальшивых. Понимание эмоций выраженных на лице, например радость или злость.

Второй этап - это умение сравнить те представления об эмоциях, которые индивиду известны с вкусом, цветом, звуком. Благодаря этому, формируется восприятие музыки или любого другого художественного произведения и представления о том, что хотел сказать автор.

Третий этап – это период для понимания. Понимания эмоций, того, что они дают, за счет чего появляется та или иная эмоция. Например, в этот этап приходит понимание, что за стыдом скрывается злость. А за страхами гнев. Этот этап дает возможность осмысления и более глубокого анализа происходящего.

Четвертый этап – управление эмоциями. Это самый высокий уровень. На данном этапе приходит понимание, как управлять эмоциями других людей и направлять их в нужное русло.


«EQ у женщин проявляется в большей степени на уровне межличностных отношений, а у мужчин – же напротив на внутриличностном уровне EQ. Причина этому различие в гендерном подходе к воспитанию.»9

3.2 Диагностика эмоционального интеллекта

Для получения своевременной и достоверной информации о психоэмоциональных проявлениях необходимо применять различные диагностические методы выявления группы риска, нуждающиеся в коррекции эмоциональных нарушений.

Лаборатория «Гуманитарные технологии» проводила исследование в области эмоционального интеллекта. Для этого, она обработала около 2000 вопросов от респондентов.

Высокий уровень эмоционального интеллекта означает высокую особенность разбираться в собственных эмоциях. Умение управлять ими. А также поддерживать и сопереживать другим людям. Тонко чувствовать границы допустимого в общении, и дозволенности от собеседника.
Средний уровень эмоционального интеллекта встречается среди тех людей, которые тонко чувствуют свои эмоции, умеют распознавать эмоции других людей, но в незнакомой ситуации могут искажать восприятие информации и в связи с этим неправильно воспринимать информацию.

Низкий уровень эмоционального интеллекта у тех респондентов, которым трудно распознавать свои эмоции. Этих людей надолго может вывести из себя неприятность и неудача. Им бывает весьма сложно понять , что от них хотят другие люди и не менее сложно объяснить, то чего они хотят сами.
Высокий уровень общего IQ не влияет на уровень эмоционального интеллекта. _______________________________________________________________________________________________________
9. Эмрика Падус, Исцеляющая сила эмоций. - Москва.: Изд-во Центрполиграф, 2008,-146 с .

«Для определения EQ существуют специальные диагностические
методики. Часто для определения уровня EQ используют тест М. Холла. В данной методике необходимо ответить на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам таким как:

  • эмоциональная осведомленность,
  • понимание своих эмоций,
  • управление эмоциями,
  • самомотивация,
  • эмпатия,
  • управление эмоциями других людей.

После этого, высчитывается общий балл и дается оценка уровня EQ.Данная методика далеко не единственная. В России также популярны :SREIT (Н. Шуте). ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел), ЭмИн Д. Люсина. »10


В современно мире руководитель при приеме на работу хочет произвести оценку сотрудника на ту или иную должность, проводить простое тестирование практически бессмысленно. Стандартные тесты не дают однозначного результата в отличие от тестов на IQ. При тестировании эмоционального интеллекта не достаточно оценить скорость выполнения заданий и ответов. Пока в России не достаточно решений которые позволят полноценно оценить ситуацию. Стоит не только обратить внимание на тестирование эмоционального интеллекта, но и параллельно тестировать

_________________________________________________________________________________
10.Игорь Иванов. Эмоциональная компетентность в бизнесе.-Спб.: Изд-во Речь, 2007.-59 с.

кандидата на готовность быть эффективным предполагаемой должности.

Наиболее эффективными здесь могут оказаться тесты составленные специально для компании. Тот тест который покажет насколько кандидат разбирается в профессиональной области.

«Для оценки уровня эмоционального интеллекта кандидатов на высокую позицию можно использовать ассессмент-центр. Диагностика здесь будет проводиться не только эмоционального интеллекта, но и готовность решать задачи исходя из занимаемой должности. В таком исследовании кандидата, можно будет учесть насколько успешно, он как руководитель сможет считывать эмоциональные состояния сотрудников при внесении изменений и вынесении непопулярных решений.»11
Важно понимать, что в ситуации когда кандидат находится на стадии оценки, он может искажать свои истинный эмоции и быть более сдержанным или наоборот активнее обычного . Скрывать свою излишнюю эмоциональность. Весьма вероятно, если кандидат подавляет при тестировании свои эмоции, он может проигрывать в показаниях теста в тех местах, где мог бы зарекомендовать себя успешно.

Эмоциональный интеллект в менеджменте важнее, чем интеллектуальный именно такое мнение все чаще можно услышать. Ведь эмоциональный интеллект, это в том числе способность за счет понимания чужих эмоциональных сигналов управлять эмоциональными потоками. Тем самым, человек который способен контролировать и качественно распознавать их, способен добиваться наилучших результатов. Именно эмоции и эмоциональное отношение дают силу и энергетический заряд для реализации целей. Даже если менеджер не будет полностью компетентен для решения того или иного вопроса, клиент в первую очередь обратит внимание на то, слышат ли то, о чем он пытается донести. И здесь весьма важно быть
_______________________________________________________________________________________________________
11.
Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов.- Спб.: Изд-во Питер, 2018.- 94 с.


эмпатом который, чувствует потребности другого человека.

3.3 Модели эмоционального интеллекта


«В 1988 г. клинический психолог Рувен Бар-Он ввел понятие эмоционально-социального интеллекта, предположив, что он состоит из многих как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Он впервые использовал обозначение EQ (emotional quotinent), коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициент интеллекта. В 1990 г. Кэролин Саарни, рассмотрев понятие эмоциональной компетентности, включила в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков.»12

Существуют основополагающие модели эмоционального интеллекта. Существующие различия объединяет необходимость умения управлять эмоциями как своими, так и чужими.

1)Модель эмоционального интеллекта Майера — Саловея-Карузо (модель способностей). Данная модель состоит из четырех компонентов.

  • Восприятие. Оценка. Выражение эмоций.

Первый компонент, позволяет безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное восприятие. Взрослый человек способен скрывать свои эмоции, но при должных навыках и наблюдении их можно безошибочно определять.

  • Использование эмоций для повышения эффективности мышления.

Многократно доказано, что когда человек прибывает в позитивном настроение, то его работоспособность только увеличивается. Так как мозг в пессимистическом настроении работает плохо. Необходимо учиться управлять своими эмоциями, для того, чтобы в нужный момент активизировать мыслительный процесс.

  • Понимание эмоций.

Понимание эмоций очень важный аспект. Эмоция, по сути это некая информация для дальнейшего призыва к действиям. Если научиться понимать эмоции, то можно своевременно принять решения и предотвратить нежелательные последствия.

  • Оценка эмоций.

Если находясь в спокойном, созидательном состоянии привести себя в состоянии осознанности, то можно постараться управлять эмоциями других людей. Это возможно, если развивать самоконтроль.

2)Смешанная модель ДэниелаГоулмана.

Д. Гоулман объединил когнитивные способности с личностным интеллектом. И в своей модели выделил пять компонентов с разделением на более мелкие элементы. Первая модель эмоционального интеллекта Мейера и Сэловея была существенно дополнена психологом Дэниэлом Гоулманом, именно его имя наиболее часто ассоциируют с самим понятием эмоционального интеллекта. Гоулман добавил такие элементы, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки.


      • Самосознание:
        • Уверенность в себе
        • Правильная самооценка
        • Эмоциональное самосознание
      • Самоконтроль:
        • Оптимизм
        • Открытость
        • Обуздание эмоций
        • Воля к победе
          ____________________________________________________
          12 https://studme.org/281325/psihologiya/osnovnye_modeli_emotsionalnogo_intellekta
        • Адаптивность
        • Инициативность
        • Социальные навыки
        • Предупредительность
        • Деловая осведомленность
        • Сопереживание
      • Управление отношениями
        • Влияние
        • Воодушевление
        • Содействие изменениям
        • Помощь в самосовершенствовании
        • Урегулирование конфликтов
        • Сотрудничество и командная работа
      • Эмпатия

      • Мотивация

3) Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI)

Считается, что израильский психолог Рувен Бар-Она первым представил концепцию для измерения эмоциональной и с​​​​​​​оциальной компетенции. Именно он предложил количественный подход к созданию IQ. В своей модели он выделил 5 категорий - 15 способностей.

Внутриличностная:

Ассертивность

Самоуважение

Независимость

Самоактулизация

Эмоциональная осознанность

Межличностная:

Эмпатия

Социальная ответственность

Межличностные отношения

Адаптивная

Умение решать проблемы

Гибкость

Оценка действительности

Управление стрессом

Стрессоустойчивость

Контроль импульсов

Общее настроение

Оптимизм

Счастье

Проанализировав разные модели эмоционального интеллекта, можно заявить, что все структуры эмоционального интеллекта взаимосвязаны Модели эмоционального интеллекта имеют некие различия. Но кроме того, основная задача этих моделей прокачать различные навыки . И самый главный из них: умение управлять своими эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта можно рассматривать как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

 
Эмоциональный интеллект важное направление в психологии, которое позволит не только повысить культуру общества, но и улучшить качество жизни отдельного индивидуума. Эмоциональный интеллект, это умение использовать информацию которая содержится в эмоциях. Человек, у которого развит эмоциональный интеллект, способен с легкостью доносить свою точку зрения и отстаивать интересы. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет проще адаптироваться в сложных ситуациях. При повышении уровня эмоционального интеллекта, меняется качество выполняемой работы. Человек с высоким эмоциональным интеллектом, по мнению психологов, становится как правило лидером. Важно, начинать развивать эмоциональный интеллект с детства. Но, зрелый возраст не является преградой для развития эмоционального интеллекта.