Файл: Управленческий учёт и система отчётности в организации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы бухгалтерского управленческого учёта
1.1. Управленческий учёт: его цели и сущность
1.2. Предмет и объект управленческого учёта
1.3.Составные части управленческого учёта
1.4. Системы управленческого учёта
ГЛАВА 2. Управленческий учёт как система отчётности
2.1. Характеристика управленческого учёта
Управленческий учет производственной деятельности является основным звеном системы управленческого учета. Здесь информация о затратах группируется по целям, функциям и поведению. Значительное место в производственном учете отводится минимизации затрат-материальных, трудовых и накладных расходов, способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учет организован как единый процесс учета и калькулирование затрат.
Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности в свою очередь занимается сбором, обработкой и формированием информации о ассортименте продукции, ее преимуществах, составе покупателей, тенденциях рынка, затратах на рекламу, упаковке, сроках хранения и количестве готовой продукции на складах. В этой области бухгалтерского учета определяются наиболее благоприятные факторы для производства продукции, влияющие на величину маржинального дохода как общего объема производства, так и отдельных видов продукции.
Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде. Управленческий учёт организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размера подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа «затраты - объем переработки сырья - прибыль».
Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, проводят учётно-аналитические расчеты критической точки объема производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен прибыли. Контроллинг - представляет собой систему управления процессом реализации конечной цели предприятия, а также выступает в качестве регулятора предпринимательской деятельности предприятия, так как выполняет специфичные функции:
-
- информационную - формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию;
- управляющую - используются нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию и его структурным подразделениям в целях координации методов, способов и задач достижения конечной цели предприятия;
- контрольную - ориентируется на контроль экономичности работы предприятия и его подразделений.
Функции контроллинга позволяют сформулировать его отличия от управленческого учёта и ревизии. Все составные части управленческого учёта взаимосвязаны, формирующийся в них перечень информации характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учёта на предприятии и системы управления в целом.
1.4. Системы управленческого учёта
Как таковые масштабы применения систем управленческого учёта в основном характеризуются мощностями предприятий, а также их фактическим объёмом производства. Система учёта характеризуется большими объёмами информации, довольно большим количеством поставленными перед ней целями, а также критериями и средствами достижения целей. Состав элементов и их взаимодействие так же игран немаловажную роль. Классифицировать систему управленческого учёта можно следующим образом:
I. По широте охвата информацией:
• полная система;
• система с целевым набором проблем;
II. По степени взаимосвязи учётов финансовых и управленческих:
• интегрированная;
• автономная;
III. По оперативности затрат:
• фактических (прошлых, исторических);
• стандартных (нормированных);
IV. По полноте включения затрат в себестоимость:
• полных;
• частичных.
Относительно широты охвата информацией по видам деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учёта, и системы с целевым набором их составных частей.
По систематическому учёту затрат можно отметить, что сам финансовый учёт затрат производства с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки, представления в отчётности. Элементами систематического учёта являются:
1) измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов;
2) контроль в натуральных измерениях процессов снабжения производства, реализации;
3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, по видам продукции, работ и услуг, а также порядок включения затрат в себестоимость;
4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая свои пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.
Проблемный учёт формирует информацию об экономической технологической, конструкторской и организационной подготовки производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.
Степень связи финансового и управленческого учёта в зарубежных странах на практике применяют пару вариантов: Первый вариант это монистический вид и вторым вариантом является автономный вид систем.
Монистическая система объединяет под своим крылом два вида бухгалтерского учета: систематический и проблемный. Оба основаны на прямых и обратных балансовых счетах. Систематический учет затрат на производство, готовой продукции, позволяет оценить деятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя информацию финансовых систем внутренними данными из отчетов, администрация может оценить рациональность организации производства на любом объекте. Из оперативных сведений и отчётности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосылки организации действующей системы контроля над издержками и доходами.
Автономная же система выглядит как обособленное объединение систематического и проблемного учёта. Связь между финансовым и управленческим учётами осуществляется с помощью двух контрольных счетов одного и того же наименования.
Оперативность затрат разделяет общую систему на учёт фактических (прошедших и исторических затрат) и систему учёта стандартных (нормированных) затрат. Оперативность затрат - один и критериев действенности системы, ориентированной на увеличение эффективности.
Полнота включения затрат в себестоимость - один из признаков классификации систем учёта, применяемых на практике. Существует система учёта полных затрат и система учёта частичных затрат. Это два варианта, отвечающие в управленческом учёте различным целям.
ГЛАВА 2. Управленческий учёт как система отчётности
2.1. Характеристика управленческого учёта
Управленческий учёт, как было уже сказано ранее, представляет собой систему учёта, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия. Выделяют два подхода к пониманию сущности термина:
- связан с management accounting;
- связан с европейским «контроллинг».
В соответствии с первым термином, основной задачей любой бухгалтерской деятельности является обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. Это означает, что бухгалтерская деятельность неразрывно связана с управлением предприятием в целом и его отдельными частями. Поэтому Управленческий учет можно понимать в переводе как организацию бухгалтерского учета, основанную на потребностях менеджмента. При таком подходе управленческий учет – не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования, система оценки деятельности подразделений. В целом, это в большей степени управленческие, чем бухгалтерские технологии.
В соответствии со вторым понятием управленческий учет рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, т.е. это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия.
В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.
Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений.
Объектами управленческого учета являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности;
результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Методы, используемые в управленческом учете:
- некоторые элементы метода бухгалтерского учета (финансовый учет): счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность;
- приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе: индексный метод, факторный анализ и т.д.;
- матметоды: корреляция, линейное программирование, МНК-оценки и т.д.
Целями управленческого учёта является:
- оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
- контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности;
- обеспечение базы для ценообразования;
- выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.
Основные задачи управленческого учета:
- определение стратегии и планирование будущих операций организации;
- контролирование её текущей деятельности;
- оптимизация использования ресурсов;
- оценка эффективности деятельности;
- анализ деятельности различных подразделений или каких-либо сторон их деятельности;
- снижение субъективности в процессе принятия решений.
Но главной задачей управленческого учёта является предвидение последствий будущих операций.
Примеры задач, решаемых в рамках УУ:
- Определение ожидаемого дохода от того или иного эк. мероприятия;
- Составление прогноза рентабельности выпуска новых видов продукции;
- Составление прогноза финансового положения фирмы на перспективу;
- Финансовая оценка вариантов развития предприятия.
В управленческом учете бухгалтерская информация занимает 20-30 %; остальное-экономический анализ. Информация управленческого учета является конфиденциальной и требует защиты.
Стоимость живого и материализованного труда для производства и реализации продукции-себестоимость продукции. На практике термин производственные затраты используется для описания всех затрат на производство за определенный период. В соответствии с международными стандартами расходы - это убытки и расходы, возникающие в процессе основной деятельности предприятия.
Затраты отражают стоимость ресурсов, используемых в процессе работы предприятия для производства продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается централизованно. Себестоимость продукции - это стоимость природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, используемых в производственном процессе, а также другие затраты на ее производство и реализацию.
В бухгалтерском учете должен соблюдаться принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, согласно которому “факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место; независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами”. В себестоимость продукции включаются практически все фактические затраты, связанные с процессами производства и реализации. Затем для целей налогообложения обязательно или в зависимости от принятого решения делают ряд корректировок: себестоимости, выручки, финансовых результатов.
Одной из предпосылок рациональной организации учета затрат является экономически обоснованная их классификация. В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности: