Файл: Управленческий учёт и система отчётности в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;
  • для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;
  • для осуществления контроля и регулирования.

В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.

Классификация затрат для расчета себестоимости, оценки запасов, незавершенного производства и прибыли подразделяется:

  • По экономическому содержанию;
  • По степени однородности затрат;
  • По связи затрат с технологическим процессом;
  • По сфере возникновения затрат;
  • По способу включения в себестоимость единицы продукции.

По экономическому содержанию выделяют следующие группировки: по элементам затрат и по статьям калькуляции.

Для расчёта себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делятся на прямые и косвенные расходы.

Прямые затраты – прямые материальные, прямые трудовые, т.е. затраты, которые прямо относятся на готовый продукт.

Прямые материальные затраты – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично относить на определенное изделие.

Косвенные расходы (общепроизводственные) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики, они не зависят от объема производства.

По отношению к объему производства затраты подразделяются на переменные и постоянные.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, т.е. зависят от деловой активности организации. Они характеризуют стоимость собственно продукта (все остальные – стоимость самого предприятия). Переменные затраты на единицу – постоянны. Переменные совокупные затраты имеют линейную зависимость от объема производства (показателя деловой активности).

Переменные затраты могут носить производственный и непроизводственный характер. Переменные производственные затраты – прямые материальные, трудовые, вспомогательные материалы, полуфабрикаты. Переменные непроизводственные затраты – расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки потребителю, транспортные расходы, комиссионные вознаграждения посреднику, зависящие от объема производства.

Затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности – постоянные расходы. Это расходы на рекламу, арендная плата, амортизация ОС, нематериальных активов. Постоянные совокупные расходы не изменяются под влиянием изменения объема производства. Постоянные на единицу – наоборот.


2.2. Организация управленческого учёта

Организация управленческого учета является внутренним делом самой организации. Различия определяются различием форм собственности, масштабами деятельности, различными комбинациями факторов внешней и внутренней среды - все это обусловливает необходимость внедрения тех или иных форм бухгалтерского (и финансового, и управленческого) учета.

Управленческий учет в отличие от финансового учета, не является обязательным для организации. Решение о целесообразности его внедрения в той или иной форме должно приниматься на основе оценки затрат и выгод от его функционирования для того, чтобы считать систему управленческого учета в организации эффективной, необходимо, чтобы она позволяла облегчить достижение целей организации при наименьших затратах на организацию и функционирование самой системы.

Организационная структура системы управленческого учета строится с учетом:

  • структуры самой организации;
  • информационных потребностей руководства;
  • технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, используемой в организации;
  • квалификации и личных качеств менеджеров и бухгалтеров- аналитиков.

Крупные и средние организации имеют в своей организационной структуре специальные подразделения, задачами которых является осуществление отдельных процедур управленческого учета. Кроме того, в отдельных подразделениях и центрах ответственности назначаются специальные сотрудники, осуществляющие координацию учетно-управленческой работы как внутри подразделения, так и с вышестоящими уровнями управления.

В теории управления известно, что в настоящее время самыми

распространенными являются три формы организации:

1. Унитарная (линейно-функциональная) структура с установленной иерархией взаимоотношений и ответственности, существующей неопределенно долгое время. Это классическая форма организационной структуры, она характеризуется строгой подчиненностью сотрудников низшего звена управления руководителям высшего и передачей информации и команд преимущественно по вертикали.

Линейно-функциональная форма организации имеет несомненные достоинства, в частности:

  • стимулирует профессиональную специализацию;
  • не допускает дублирования функций и обязанностей внутри организации;
  • улучшает вертикальную координацию в каждой из функциональных ветвей.

2. Дивизионная (холдинговая) структура представляет собой группу относительно самостоятельных подразделений, объединенных общим финансовым руководством и отношениями собственности. Матричная структура, в которой подразделения (дочерние компании, проекты и т. п.) обладают определенной самостоятельностью в осуществлении своих задач.

Принцип организации матричных организаций путем

операционный уровень иллюстрирует. По вертикали показаны проекты, которыми в настоящее время занимается организация, по горизонтали-функциональные группы.

На практике реальные организации очень часто представляют в своей организационной структуре сочетание трех основных типов с предпочтением к любому из них.

От организации управленческого учета во многом будет зависеть

от того, какая форма реализации этих функций будет уместна для организации. Поскольку учет затрат и составление отчетов о затратах лежат на стыке управленческого и финансового учета, необходимо в первую очередь определиться с формой их взаимодействия.

Рассмотрим варианты организации системы управленческого учета у других авторов.

С точки зрения учета затрат(вернее, его оперативности — важнейшего фактора в управлении), СУУ могут быть разделены на те, в которых учитываются прошлые затраты, и те, в которых применяется система «стандарт-кост».

Система «стандарт-кост» подразумевает разработку стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления процессом ее формирования.

Следующий вариант классификации систем управленческого учета — тот, в котором себестоимость включает полные затраты, и те, в которых применяется система «директ-костинг». В первом случае все текущие издержки производства делятся на прямые и косвенные. Это так называемый метод учета и калькулирования полной себестоимости. Во втором случае в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость.

При использовании системы прямого калькулирования себестоимость может включать только прямые затраты; только переменные затраты, то есть затраты, зависящие от изменения объемов производства; себестоимость может рассчитываться на основе только производственных затрат, связанных с изготовлением данного продукта, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они являются косвенными.


Основное достоинство системы «директ-костинг» в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке.

Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм ведения управленческого учета.

Форма ведения бухгалтерского учета определяется следующими особенностями:

  • количеством, структурой и внешним видом учетных регистров
  • последовательностью связи между документами и регистрами( а также между самими регистрами и способом записи в них)

Следовательно, под формой управленческого учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время в организациях наиболее распространены: мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета.

При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По синтетическим и аналитическим счетам на конец месяца составляются оборотные ведомости, которые сравниваются между собой.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатками мемориально-ордерной формы учёта:

  • трудоёмкость учёта;
  • отрыв аналитического учета от синтетического;
  • громоздкость аналитического учета;

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить выборку и группировку данных текущего учета. В настоящее время мемориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно небольших организациях.


Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

  • применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
  • совмещение в ряде журналов синтетического и аналитического учета;
  • объединение в журналах систематической записи с хронологической;
  • отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
  • сокращение количества записей благодаря рациональному построению жу налов-ордеров и Главной книги.

Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо с вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случае в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.

Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести: сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.

От значительной части указанных недостатков свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использовании ЭВМ. Компьютеры относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места бухгалтера.

В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать, все два вида, учетных регистров - Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др), являющихся регистрами аналитического учета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным достижением управленческого учёта можно считать расширение финансовой учёности и менеджмента, при этом охватывая намного более глубоко все производственные операции. Особенностью является то, что специалист по управленческому учёту свободен в выборе форм, методов и приёмов анализа, для него главное - верно уловить суть протекающих на предприятии экономических хозяйственных процессов и вовремя дать совет руководителю, администрации предприятия.

Таким образом, управленческий учет является частью системы бухгалтерского учета предприятия, обеспечивающей управленческий аппарат информацией для планирования деятельности, принятия тактических и стратегических решений, оперативного управления, контроля деятельности организации, стимулирования работников предприятия в выполнении заданий, оценки деятельности подразделений, отдельных сотрудников внутри организации.