Файл: Приостановление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 2061

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если выплата страховой пенсии была прекращена в связи с отменой решения суда об объявлении гражданина умершим или о признании гражданина безвестно отсутствующим, а также в связи с непредставлением пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство и после прекращения выплаты пенсии, право на нее было утрачено, восстановление выплаты страховой пенсии осуществляется в порядке, установленном законом, либо производится новое назначение страховой пенсии.

Во всех случаях для восстановления выплаты страховой пенсии требуется заявление пенсионера и представление всех документов, необходимых для восстановления выплаты, обязанность представления которых возложена на заявителя.

При приеме заявления работники территориального органа Пенсионного фонда РФ разъясняют пенсионеру, какие документы он обязан представить, а также какие документы из числа находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций он вправе представить по собственной инициативе.

Заявление о восстановлении выплаты страховой пенсии рассматривается в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в течение пяти рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами либо в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, запрошенных органом Пенсионного фонда РФ, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Если возникает необходимость в проведении проверки достоверности поступивших документов, необходимых для восстановления выплаты страховой пенсии, либо в случае непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, орган Пенсионного фонда РФ вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

Если органом Пенсионного фонда РФ принимается решение об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии, то в течение пяти рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения заявителю направляется извещение об этом с указанием причины отказа и порядка обжалования. Одновременно гражданину возвращаются все представленные им документы.


По спорам, возникающим из практики приостановления или прекращения выплаты страховых пенсий существует разнообразная судебная практика. В качестве примера можно привести дело, которое длилось 8 лет ( с 2007 по 2015) и закончилось определением Верховного суда от 14 декабря 2015 г. N 48-КГ15-14[8]. Суть дела заключалась в том, что пенсионер Стрельникова М.М. обратилась с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска, федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" об отмене распоряжения начальника отдела выплат УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска от 24 марта 2008 г. о прекращении выплаты пенсии; об обязании УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска восстановить выплату пенсии по свидетельству о тождественности личности, выплатить задолженность по пенсии за период с 1 апреля 2007 г. по 31 марта 2014 г.; об обязании УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска возместить убытки, связанные с невыплатой пенсии, путем применения индекса потребительских цен к не выплаченным своевременно ежемесячным денежным суммам.

При рассмотрении дела было установлено, что пенсионер Стрельникова М.М. отказалась получать паспорт гражданина РФ по религиозным соображениям. Нотариусом было выдано Стрельниковой М.М. свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. Однако, УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска от 24 марта 2008 г. вынесло распоряжение о прекращении выплаты пенсии.

12. сентября 2014 судом первой инстанции требования пенсионера Стрельниковой М.М. были удовлетворены частично: признан незаконным отказ сотрудников отделения почтовой связи в выплате трудовой пенсии по старости в период с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2007 года; признаны незаконными решения УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска об отказе в выплате и восстановлении выплаты трудовой пенсии по старости Стрельниковой М.М. по свидетельству о тождественности личности; на УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска возложена обязанность восстановить с 1 апреля 2014 г. выплату трудовой пенсии по старости Стрельниковой М.М. на основании свидетельства о тождественности личности; на УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска возложена обязанность по выплате задолженности по трудовой пенсии по старости Стрельниковой М.М. за период с 1 октября 2007 г. по 31 марта 2014 г. ; на ФГУП «Почта России» возложена обязанность по выдаче Стрельниковой М.М. трудовой пенсии по старости на основании свидетельства о тождественности личности.


Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Стрельниковой М.М. о праве на получение пенсии по старости по свидетельству о тождественности личности, суд первой инстанции исходил из того, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина, законодательством не ограничено право гражданина на удостоверение его личности иными документами.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленное Стрельниковой М.М. свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, выданное нотариусом нотариального округа г. Челябинска Колмыковой Л.Ю., оформлено в соответствии с положениями ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, удостоверено нотариусом и является подтверждением того, что лицо, изображенное на имеющейся фотографии, тождественно с представившей ее личностью. По мнению суда первой инстанции, данное свидетельство позволяет установить личность истца, гражданство, а сведения, указанные в нем, достаточны для целей получения пенсии, в связи с чем признал незаконными действия и решения ответчиков, указанные Стрельниковой М.М. в исковом заявлении как препятствующие реализации ею права на пенсионное обеспечение по старости.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Однако, судебная коллегия Верховного Суда РФ рассмотрев дело по кассационным жалобам начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска Тулуповой Т.Ф. и заместителя управляющего Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области Киселевой С.А не согласился с позицией судов первой и апелляционной инстанции. Доводы изложенные в определении судебной коллегии Верховного Суда РФ сводятся к тому, что для получения пенсии гражданину необходимо иметь паспорт. При этом. Судебная коллегия не приняла во внимание тот факт, что пенсионер приобрел право на получение пенсии по старости, фактически получал эту пенсию. Выплаты пенсии прекратились в связи с отсутствием у него паспорта. Свою позицию Верховный Суд РФ обосновывает ссылками на подзаконные нормативные акты, регламентирующие порядок выплаты пенсии и устанавливающие перечень документов необходимых для представления в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ.


Верховные суд отменяя решения нижестоящих судов и отказывая в удовлетворении требований пенсионера в полном объеме фактически встал на сторону Пенсионного фонда России, а не защитил право пенсионера на получение пенсии, гарантированное ему Конституцией РФ.

Представляется, что такая позиция Верховного Суда РФ устанавливает негативную для пенсионеров судебную практику и не способствует формированию уважительного отношения к суду.

Заключение

Проведенный в настоящем исследовании анализ позволяет сделать следующие выводы и заключения

Нормами закона определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления выплаты страховых пенсий. Анализ оснований для приостановления пенсий показал, что приостановление выплаты пенсий по таким основаниям в целом является оправданным и не ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение страховых пенсий.

Вместе с тем следует отметить, что сроки на которые устанавливается инвалидность и, соответственно, частота переосвидетельствования инвалидов являются слишком малыми. Так, инвалид первой группы вынужден проходить переосвидетельствование каждые 2 года. Вместе с тем, тяжелая форма инвалидности вряд ли изменится за эти 2 года, однако непоступление в Пенсионный фонд заключения медико- социальной экспертизы приводит к приостановлению выплаты страховой пенсии по инвалидности. Представляется целесообразным увеличить срок прохождения переосвидетельствования для инвалидов первой группы до 5 лет остальным группам до 2 лет.

Законом не установлена ответственность учреждения медико – социальной экспертизы за несвоевременное предоставление выписки из заключения в Пенсионный фонд, что может приводить в неоправданному неполучению инвалидом полагающейся ему страховой пенсии. Представляется целесообразным установить юридическую ответственность учреждений медико – социальной экспертизы за несвоевременное предоставление сведений в Пенсионный фонд РФ.

Представляется, что возобновление выплаты пенсии инвалиду, в случае пропуска им срока переосвидетельствования по уважительной причине со дня, с которого соответствующее застрахованное лицо вновь признано инвалидом, нарушает его право на получение соответствующей пенсии.

В работе отмечается, что в некоторых случаях вместо заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии, пенсионеру целесообразно обратиться за ее новым назначением, поскольку, во-первых, при обращении с заявлением о восстановлении пенсии льготный трехмесячный срок, установленный для дополнительного сбора и представления недостающих документов, законом не предусмотрен и, во-вторых, при новом назначении пенсии установлены иные сроки начала ее выплаты.


Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Восстановление же выплаты страховой пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда РФ получены заявление о восстановлении выплаты страховой пенсии и все необходимые документы.

Анализ судебной практики показывает, что Верховный Суд РФ , в некоторых случаях формирует негативную судебную практику в отношении защиты прав и законных интересов пенсионеров.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»// Российская газета", N 6, 15.01.2014 (прил. 1 - 4)
  3. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»// Российская газета", N 224, 20.11.1997,
  4. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»// Российская газета", N 68, 10.04.1996.
  5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Российская газета", N 247, 20.12.2001.
  6. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»// Российская газета", N 40, 28.02.2006.
  7. Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п (ред. от 20.01.2015) «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 48, 27.11.2006

Акты судебных органов

  1. Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2015 N 48-КГ15-14//СПС Консультант Плюс

Специальная литература

  1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.
  2. Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014
  1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»// Российская газета", N 6, 15.01.2014 (прил. 1 - 4)

  2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (постатейный). М.: Деловой двор, 2015. 296 с.

  3. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»// Российская газета", N 40, 28.02.2006.

  4. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»// Российская газета", N 224, 20.11.1997,

  5. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»// Российская газета", N 68, 10.04.1996.

  6. Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п (ред. от 20.01.2015) «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 48, 27.11.2006

  7. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// Российская газета", N 247, 20.12.2001.

  8. Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2015 N 48-КГ15-14//СПС Консультант Плюс