Файл: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И. И. Шишкина «Ручей».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ
1.1 Краткий анализ творчества И. И. Шишкина в контексте эпохи.
1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ
2.2 Анализ сюжета и композиции
2.3 Цветовая и тональная организация
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ
На рисунке 2.4 представлена картина «Обрыв». Внизу обрыва изображена водная гладь. В отличие от картины «Ручей», на данной работе вода не выглядит болотистой и вполне похожа на чистый водоем. Стоит предположить, что представленный овраг спускается к ручью или реке.
На дне обрыва укоренились молодые деревья, которые вопреки всему растут и зеленеют. «Обрыв» он писал явно в ясный летний день также, как и картину «Ручей», однако, несмотря на это, картина «Обрыв» выгляди более светлой и освещенной солнцем. Стоит предположить, что местность, в которой художник писал работу «Ручей» более лесистая и заполненная деревьями. Также стоит отметить, что в сравниваемом произведении тоже присутствуют теплые оттенки.
Данное произведение может показаться очень похожим на картину «Ручей» наличием обрыва и общего цветового колорита.
Рисунок 2.4 Картина «Обрыв». |
Рисунок. 2.5 Картина «Ручей в лесу». |
Следующая картина, с которой хотелось бы сравнить произведение «Ручей», это работа под названием «Ручей в лесу» (см. рис. 2.5). Самая первая схожесть, которая бросается в глаза, это почти что идентичные названия.
Перед нами предстает сосновый бор, по которому течет ручей. На обоих картинах присутствует ручей. Как говорилось ранее, Шишкин любит изображать природу во всех ее проявлениях, особенно ручьи.
Естественно, как и на картине «Ручей», он является главным на этой картине и занимает центральное место в композиции. Каждый его поворот и игра со светом прорисована с максимальной точностью. Стоит так же обратить внимание на то, с какой точностью прорисована каждая веточка, каждая травинка.
Шишкин писал свои художественные произведения без устали, работая над несколькими произведениями одновременно. Художник для каждого времени суток выбирает подходящий план, который предельно выгодно смотрится при конкретном освещении.
Данное произведение удивительно обыгрывает игру света и тени. Несмотря на то, что ручей и лес изображены в тени на переднем плане полотна, на дальнем плане, они полностью озарены ярким солнечным светом.
Главным различием в картинах является именно освещение. Работа «Ручей в лесу» озарена ярким солнечным свето и можно предположить, что в тот момент, когда автор писал свою картину, было раннее летнее утро. На фоне данного живописного произведения, картина «Ручей» выглядит достаточно темной и в какой-то степени мрачной.
Также, как и произведение «Обрыв», картина «Ручей в лесу» имеет вертикальный формат, что отличает ее от исследуемой картины «Ручей».
Подводя итог анализа, можно сказать, что все три работы имеют определенную схожесть и тенденцию. Они изображают лес и какие-либо водные объекты. Это подчеркивает то, что художник любил свое дело и рисовал то, что ему действительно нравится.
2.2 Анализ сюжета и композиции
Теперь стоит перейти к сюжету картины. Он является важной частью картины и композиции. Для начала стоит отметить, что такое сюжет. Сюжет – это конкретное выражение темы, художественное воплощение какой-либо события или явления. В каждой картине присутствует сюжет, даже если на первый взгляд кажется, что его и вовсе нет. Сюжет не обязательно должен быть сложным и запутанным. Он может быть и весьма прост.
На данной представленной картине как раз сюжет не несет в себе особую смысловую нагрузку. Все в этом этюде выглядит довольно просто. Однако простота данной работы не портит ее. Этот этюд не выглядит скучным и неинтересным.
Далее стоит указать одну немало важную деталь, а именно фрагмент с ручьем, в котором присутствует голубой оттенок (см. рис. 2.6). Данный цвет был добавлен в этот фрагмент не случайно. Он показывает то, что этим добавлением голубого оттенка художник хотел передать отражающееся в воде небо.
Рисунок 2.6. Фрагмент ручья с голубым оттенком.
Также на рисунке 2.7 и 2.8 показаны фрагменты обрыва и ручья в которых присутствуют незначительные оттенки красного. (см. рис. 2.7 и рис. 2.8). Можно только предполагать, что изобразил автор, возможно это были какие-то растения или цветы.
Рисунок 2.7. Фрагмент обрыва.
Рисунок 1.8. Фрагмент растительности в воде.
Следующим шагом в анализе картины будет исследование ее композиционного устройства. Существует огромное множество типов композиции, исходя из того, как устроены объекты на картине и что они из себя представляют.
Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. [13]
В данном случае композиция относится к смешанному виду (открытая и статичная). Открытость проявляется в том, что зритель в ходе исследования и рассмотрения картины, может представить путем логического мышления, как работы может продолжаться за пределами холста. Можно предположить, исходя из того, что изображено на картине, что за границей находится такой же густой и темный лес.
Статичность композиции проявляется главным образом в атмосфере и обстановке. Кажется, будто в этом лесу нет даже никаких птиц и животных. Там царит полное спокойствие и умиротворение. Также статичность проявляется в самом ручье, который, как кажется зрителю, застыл на месте и не течет. Он представляет из себя что-то на подобии болота.
Также стоит сказать, что композиционным центром на представленной картине является ручей. Он сразу приковывает к себе взгляд зрителя. Можно отметить, что на данной работе нет такого понятия как линия горизонта.
Для более детального разбора и анализа картины, стоит отдельно исследовать ее дальний и передний план. На дальнем плане картины изображен тёмный глубокий лес. Можно заметить, что лес прописан не так детально, как сам ручей и обрыв. Средний план картины занимает в основном песчаный обрыв, и на переднем плане изображен непосредственно сам ручей. Картина названа «Ручей» потому, что главным объектом на работе является именно он. В своем творчестве художник часто изображал ручьи, у него была особая любовь к их изображению.
Самым распространенным средством выделения и усиления выразительности картины является контраст. Контраст придает композиции некую эмоциональность, необычность и подразумевает, что будут два или более элементов, которые смогут усилить звучание друг друга.
Контраст представляет собой резкое противопоставление характеристик например:
-тёплое-холодное,
-светло-тёмное
-плоское-рельефное и тому подобное.
Благодаря контрасту в произведениях можно избежать однообразия в художественных решениях. При более детальном рассмотрении можно заметить, что присутствует симультанный контраст. Симультанный контраст в живописи является довольно распространенным явлением.
Симультанный контраст – это воображение несуществующего оттенка, которое одновременно порождается при зрительном контакте с каким-либо цветом. В этот момент мозг человека требует того, что лежит в основе гармонии красок. Это дополнительные цвета, и именно они предстают пред глазами человека.[14]
Следует понимать, что симультанный контраст влияет не только на яркостное, но и на цветовое восприятие.
Направление влияния - то же самое: сознание стремится отделить объект от фона. Как результат, изображение на тёплом фоне будет восприниматься нами более холодным, чем на нейтральном.
И наоборот, в случае холодного фона, изображение "потеплеет". [16]
Ведь художнику важно знать, при как и при каких условиях возникает симультанный контраст и как их можно избежать. Существует огромное количество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны.
Рисунок 2.9. Симультанный контраст [15]
Рисунок 2.10. Фрагмент симультанного контраста между водой и берегом
2.3 Цветовая и тональная организация
Все произведения живописи и многих других видов искусства строятся на основе цветовой организации.
Основу колорита составляют световые и цветовые отношения. Их часто называют также тональными, так как тон заключает в себе отношения цвета и света. Можно утверждать, что в живописи всё строится на отношениях, которые определяют такие качества живописного произведения, как общий цветовой тон и гармония цветовых пятен. Светотеневые отношения определяют и целостность восприятия натуры.
Тональные отношения прежде всего свидетельствует взаимодействие света и цвета в натуре, независимо от того, пишет ли мастер непосредственно с натуры или пишет по своему воображению.
Работа художника над цветовыми отношениями состоит преимущественно в том, чтобы увидеть и показать действие и взаимодействие рефлексов.
Цветовые и тоновые отношения в картине подчиняются определенным закономерностям, которые выражают закономерности реальной действительности.
Дальний и передний план картины выполнены темными оттенками зелёного с примесью коричневого и охры, что позволяет создает ощущение глубины картины.
Вывод по главе 2: Данная глава является самой информативной и сложной. Ведь анализ художественных произведений — это не такая уж и простая задача. Перед человеком, который никогда не производил подобного анализа стоит трудная задача описать все то, что есть на произведении, не упуская никаких мельчайших подробностей.
Чтобы анализировать художественные произведения надо обладать высокой степенью внимательности и ответственно отнестись к данному процессу анализирования. Ведь в любом живописном произведении главную роль играет непосредственно цвет и композиция.
В заключении можно добавить, что каждый художник должен уметь работать с цветом, создавать неповторимый колорит и вызывать определенные эмоции у смотрящего.
Во второй главе был проведен проведён анализ живописного произведения с точки зрения колорита и цвето-тоновой организации.
Исходя из всего того что описано во второй главе можно сделать вывод что, картина «Ручей» обладает высокой степенью реализма и не очень богатой цветовой палитрой и является, скорее поисковым эскизом, в котором изучаются технические аспекты живописи воды, леса и других составляющих природы, которые впоследствии будут использованы в более значительных художественных произведениях автора.
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ
Если мы стремимся полностью проникнуть в саму глубь произведения художника и чему-то научиться у него, а не просто скопировать данный сюжет и приблизительную цветовую гамму картины, придется изрядно потрудиться.
Также при копировании необходимо убедиться, что на распечатке или на фотографии цветопередача максимально соответствуют оригиналу картины. Но нужно иметь в виду что избежать искажений изображения полностью не удастся. Также стоить определить основные принципы работы художника, и пользоваться именно той манерой исполнения и теми материалами, какие использовал он, иначе научиться чему-либо будет довольно трудно. Также не следует забывать о правильном освещении и об организации рабочего места.
Самым действенным и простым способом копирования является определение соотношения частей путём сравнения одного с другим и распределение частей рисунка относительно друг друга на глаз. Одновременно с этим развивается глазомер, чувство соразмерности и формата. Работа с цветом в процессе копирования расширяет палитру художника, помогает нам видеть и смешивать большое количество новых оттенков и цветовых нюансов, а также даёт ощущение колористического единства.
Чтобы узнать какого размера будет наша картина нам надо было узнать размер оригинала картины и при помощи небольших расчетов выяснить то, что у нас будет изображено в итоге на нашем холсте формата А1.