Файл: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И. И. Шишкина «Ручей».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ
1.1 Краткий анализ творчества И. И. Шишкина в контексте эпохи.
1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ
2.2 Анализ сюжета и композиции
2.3 Цветовая и тональная организация
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ
Введение
Тема моей курсовой работы «Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И.И. Шишкина «Ручей».
Объект исследования - описание репродукции картины И.И. Шишкина «Ручей».
Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения И.И. Шишкина «Ручей».
Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.
Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено картиной И. И. Шишкина «Ручей». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения И. И. Шишкина его произведений, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства. Ведь те знания что я подчерпнула при анализировании картины, могут помочь мне в дальнейшей профессии.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ
1.1 Краткий анализ творчества И. И. Шишкина в контексте эпохи.
Иван Иванович Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся русских художников-пейзажистов 19 века.
Фактически Шишкин дал начало оригинальной русской пейзажной живописи. Именно для этого направления присуще изображение русской природы со всем ее многообразием и насыщенностью красок. Шишкину удалось создать в своих полотнах образ русской земли.
Любимой темой Шишкина, которая раз за разом повторялась в его картинах была тема русского леса. Характерные для него чащобы, вековые деревья передаются через кисть художника с высочайшей живостью и точностью.
Правда художник много работал за границей в лесах Германии, Франции, Италии, но он все равно беспрестанно искал места, которые напоминали ему его родную Елабугу. Произведения Шишкина дали новый толчок для дальнейшего развития русской пейзажной живописи.
Шишкин менее других художников был склонен к подражанию чужим полотнам, поэтому он сумел разработать свой собственный художественный стиль.
Для Ивана Ивановича характерны такие свойства, как простота, содержательность и выразительность образов. В пейзажной живописи это сводилось к изображению игры света и тени и поиску контрастов. Однако Шишкина привлекали самые простые сюжеты, в которых не было никакой драмы.
Этюдную работу Шишкин считал единственным источником познания художником всех тайн природы. "Великое значение имеет практика. Она одна только дает возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста в особенности". [8]
Когда мы видим на картине резкую смену тени и света, произведение кажется нам выразительным. Но только не для художника. Он считал, что это отвлекает зрителя от истинной выразительности пейзажа. От той глубины и того покоя, которым пронизана сама природа. Ещё Шишкина называют художником полудня, так как он писал практически все свои картины в полуденное время.
Таким образом, он всю свою жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его и не навязывать свое индивидуальное восприятие. Шишкина называли «царем леса». И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Он умел его писать, улавливая мельчайшие нюансы света, тени и цвета. Это было подобно ювелирной работе. [9]
Ему, как никому другому, удавалось отображать через свои полотна красоту бесконечных лесов, бескрайние просторы полей и холод сурового края.
Живопись так сильно заполоняла все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом, работая над свои очередным шедевром. [10]
1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.
Анализируя работы данного художника, можно сделать вывод о том какими материалами работал художник при написании этой картины (этюда).
Судя по текстуре краски, используемой художником, можно сделать вывод что картина выполнялась масляными красками и полусухой кистью предположительно щетиной. Работа написана разными по размеру мазками. За счёт той техники, в которой работал Шишкин работа не кажется плоской, а наоборот глубокой и таинственной.
Вывод по главе 1: Подводя итоги первой главы, можно сделать вывод, что данная глава познакомила меня ещё ближе с творчеством Ивана Ивановича Шишкина и его техникой исполнения в данной картине.
Проанализировав репродукцию данной картины, я попыталась предположить в какой технике работал мастер и какие он использовал краски и кисти.
В пейзажной живописи этого автора тема леса занимала одно из главенствующих мест, изображаемая им в разные промежутки времени. Данный художник имеет свой собственный стиль, который делает его отличным от других художников, которые писали в этом жанре живописи.
Узнав много новой информации о жизни и творчестве художника, мне удалось получить много новой и полезной информации. Надеюсь, они мне помогут мне при написании копии картины «Ручей».
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ
2.1 Общий колорит.
Значение цвета в жизни человека огромно и многообразно. Колорит раскрывает перед нами всё богатство красок мира. С помощью цвета можно воздействовать на человека, определить его характер, вызвать определенный ряд эмоций.
Главной задачей пейзажа никогда не было просто изображение той или иной местности. Любой художник в своей картине стремится с помощью красок выразить свои эмоции и чувства, которые были вызваны видом, который открывается перед его глазами, Таким образом, каждое произведение стоит рассматривать не только с точки зрения его эстетической ценности, но также стоит обращать внимание на то, что автор заложил в свое произведение.
Также для того, чтобы более точно и правильно анализировать пейзаж, стоит для начала понять и прояснить, что из себя представляет данный жанр живописи. Пейзаж – это жанр, который подходит для передачи настроения и внутренних переживаний художника.
Далее стоит перейти к анализу одной из самых важных частей любой живописной работы – ее колорита. В живописи колорит является важнейшим элементом художественной формы, которая помогает раскрыть образное содержание произведений искусств.
Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства или дизайна, которые образуют эстетическое единство и выражают какую-либо чувство, состояние природы или человека.
Проще говоря, колоритом картины называют общий цветовой тон картины. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира, его настроение. Он помогает художнику передать особое состояние, которое он испытывал в момент написания работы. Колорит может быть «холодным» или «тёплым», в данном случае он является «тёплым».
Многие известные художники предпочитали следовать определенному набору цветов, и, следуя этому предпочтению, по колориту можно было отличить одного художника от другого. Из этого следует, что колорит в картине отвечает за многое, в том числе и за то, какое впечатление она окажет на зрителя.
Иван Шишкин знаменит тем, что он мог с невероятной точностью изображать малейшие детали природы своего родного края, что заставляет зрителя рассматривать его произведения часами. Обычно автор создавал картины, рисуя их в основном с натуры. Он искал такие места, в которые он приходил изо дня в день и даже в один и тот же час, чтобы застичь почти одинаковое состояние природы и одинаковую освещённость.
Как было сказано ранее, картина Шишкина «Ручей» написана в жанре «пейзаж». Мягкие и тёплые глазу оттенки говорят нам о том, что на картине изображен солнечный летний день. Ручей очень реалистично прописан с легким отражением обрыва и окружающей его растительности. Помимо этого, можно сказать, что эта картина относится к открытому виду композиции. Обуславливается это тем, что данная картина не имеет каких-то четких рамок и границ.
Свет на картине выглядит очень естественно, что придает картине яркости. Благодаря естественному освещению некоторые детали кажутся будто подсвеченными. Каждый цвет в том или ином художественном произведении символизирует и как будто говорит о чём-то.
На представленной картине присутствует много разных оттенков зеленого цвета. Данный цвет символизирует некое спокойствие, умиротворенность, уравновешенность, молодость и радость жизни. С помощью этого цвета Шишкин в своих работах хотел передать всю ту гармонию, которая присутствует в природе, особенно в той, которая была не тронута человеком.
Данное произведение выполнено на горизонтальном формате. В этой картине преобладают предпочтительно глубокие зелёные и песочно-розовые оттенки. Данные цвета органично сочетаются между собой и создают определенную целостность в анализируемой картине.
Рассматривая данную работу, можно предположить, что данный ручей зарос и представляет из себя нечто похожее на болото. В своей картине «Ручей» художник смог с высокой точностью передать эффект отражения в воде обрыва. Это в очередной раз доказывает то, что Иван Шишкин являлся настоящим гением в своем творчестве (см. рис. 2.1).
Рисунок 2.1. Репродукция картины «Ручей».
Для того, чтобы больше понять общий колорит картины, стоит взять из работы основные цвета и составить из них палитру. Так можно будет более внимательно рассмотреть тональную организацию данного произведения.
На рисунке 2.2 изображена палитра основных цветов, которые были использованы в картине (см. рис 2.2). Цвета в данной палитре изображены от самого светлого до самого темного, если рассматривать их в ахроматическом варианте. Можно отметить, что все цвета в данной палитре имеют теплый оттенок.
Если говорить про теплые оттенки, то можно отметить, что к ним чаще всего относятся те цвета, которые ассоциируются с огнем, солнцем. Как пример можно назвать красный, оранжевый, желтый и охристые цвета.
Несомненно, теплых оттенков намного больше, чем здесь было перечислено, но данные цвета, чаще всего, первыми приходят на ум, когда дело заходит о теплых оттенках.
Рисунок 2.2. Основные цвета картины (палитра).
Некоторые используют термин «цветовой акцент» или цветовое пятно. Он означает один яркий цвет, сосредоточенный в небольшой области картины и привлекающий внимание за счет контраста с окружающими его тусклыми, приглушенными или, по крайней мере, однородными цветами. Существует определенное пропорциональное соотношение площадей пятен, необходимое для достижения целостности и единства цветового впечатления при одинаковой насыщенности и светлоте.
На рисунке 2.3 при помощи программы Paint, было сделано обобщение исследуемой картины, то есть было создано ее упрощенное графическое изображение. (см. рис. 2.3) Данное действие помогает нам понять какие основные цвета и цветовые пятна были использованы художником при работе. Представленное живописное произведение можно разделить на несколько основных цветовых пятен:
-Глубокий зеленый дальний и передний план;
-Песочно-розовый обрыв
-Травяной зелёный на выступах обрыва и в отражении воды
Рисунок 2.3. Графическая копия картины и основные цветовые пятна.
В ходе исследования, было обнаружено, что у Шишкина, существуют картины с похожими названиями и колоритом. Это картины «Ручей в лесу» и «Обрыв». Начать сравнительный анализ стоит с работы под названием «Обрыв», так как она наиболее схожа по колориту с картиной «Ручей».