Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятие, сущность и особенности стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2 - Стиль управления

Руководитель, заранее зная, что подчиненным достаточно трудно найти работу, может пренебрегать ими. Работник же в свою очередь очень дорожит своим местом и готов стерпеть многое. Руководитель знает это, как и то, что, если подчиненный уйдет, на его «вакантное» место сразу же найдется новый желающий. Мест для работы мало, а безработных много. Отсюда и вытекает весь дисбаланса рынке труда и как следствие циничное отношение к подчиненным.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется отметить, что выбор стиля управления – это не сложный процесс, зависящий от многих факторов. Порой он складывается стихийно, а порой приходится прилагать для этого немало сил. Из-за неправильно выбранного типа управления, на предприятиях могут возникать социальные конфликты.

Руководитель организации, согласно своей роли, находится обычно в центре любого конфликта и должен разрешать его всеми доступными средствами. Задача каждого лидера, так организовать свой коллектив, так устроить им необходимые условия работы, чтобы получить высокую отдачу и реализовать задуманное. От выбранного управленцем стиля зависит результат: насколько подчиненные готовы выполнять свои задачи, и с какой отдачей, насколько они уважают своего руководителя[13].

Поэтому очень важно руководителю правильно оценить «обстановку», специфику данной задачи, особенности своего персонала, различные внешние аспекты (о которых говорилось выше) и конечно, свои личные черты, исходя из этого, выбрать более подходящий стиль управления[14].

В настоящее время в теории и на практике существует множество стилей управления. Есть классические и их современные модификации. Так, авторитарный, в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных делится на патриархальный, харизматический, автократический и бюрократический стили руководства. Существуют и другие. Руководитель может применять стиль управления, как в чистом виде, так и комбинируя различные их виды.

Выбор руководителем определенного стиля управления предопределяет набор методов, которые он использует в организации в общении с коллегами, цели, на которые направлен руководитель и цели организация в целом. Личные качества руководителя также имеют весомое значение.

Поэтому важно подобрать такой стиль управления, который будет подходить руководителю и позволит добиться наибольшей эффективности. В действительности идеально подобранный стиль управления встречается не часто.


Чаще в организациях попадаются люди с разными интересами, разными характерами, разными идеалами. Люди также отличаются между собой и в эмоциональном плане по многим параметрам[15]: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости, возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций, поэтому в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. И встречаются в разном смешении и дополняют друг друга.

Так же, выбор стиля управления предопределяется тем, на какие принципы управления опирается тот или иной субъект управления. В современном менеджменте отсутствуют единые и общепризнанные принципы управления. Однако можно их все разделить на три группы: общие, частные и специальные.

Анализ предприятий позволяет сделать вывод, что стиль управления также зависит от сферы деятельности предприятия. На предприятиях физического труда, как правило, работники устают и испытывают интеллектуальную разгрузку, поэтому стиль на таких предприятиях, как правило, более жесткий, более требовательный. Это связано и с условиями труда.

На предприятиях, связанных, преимущественно интеллектуальным трудом, руководители воздействуют на подчиненных иными методами, выбирая более мягкий стиль управления. В офисных помещениях, руководителю не приходится дополнительно следить за безопасностью на рабочем месте.

Стоит отметить, что достижение максимальной эффективности деятельности любой организации, возможно лишь при условии профессионально «правильно» выбранного пути руководства персоналом. От выбора стиля руководства, зависит не только авторитет руководителя, но и эффективность производства.

Между тем лишь классификацию Курта Левина можно признать фундаментальной, пережившей время[16]. Все остальные концепции так или иначе апеллируют к введенным К. Левиным понятиям «автократ», «демократ», «либерал».

Как известно, таких методов три: 1) «иерархия», или метод директивного управления; 2) «рынок», или метод монетарной мотивации; 3) «культура», или метод немонетарной мотивации.

Итак, в основу нашего исследования мы кладем популярную (в социальной психологии) типологию индивидуальных стилей руководства, разработанную еще в тридцатые годы прошлого столетия эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным. Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется ее простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства[17]:


  • авторитарный (власть одного человека);
  • демократический (власть группы);
  • либеральный (власть каждого).

Рассмотрим детальнее стили управления, в классификацию которых заложена степень делегирования полномочий. Основными стилями управления, соответственно традиционных научных подходов, являются авторитарный, демократический и либеральный, соответственно определяются и три типа руководителей (автократ, демократ, либерал).

Авторитарный стиль управления предполагает принятие всех решений руководителем, четкие «границы компетентности», то есть жесткую определенность рангов руководителей, которые имеют право принимать решения по определенным вопросам, связанным с деятельностью организации.

Структура руководства является предельно жесткой. Это означает, что принятые на верхних уровнях иерархии решения поступают вниз как директивы, которые не подлежат обсуждению - их нужно четко выполнять. Все руководители и подразделения низших уровней ознакомлены только со своими функциональными задачами, не всегда представляют общие цели и смысл задач. Контроль и оценивания качества деятельности подразделения также является прерогативой высшего руководства[18].

Формально ответственность возложена на управленческое звено, которое принимает решения и контролирует производственный процесс, но реально в организациях с авторитарным стилем управления при неудачах всегда возникает феномен «перекладывания» ответственности на более низкие уровни, то есть на исполнителей.

Руководителям с таким стилем управления свойственны завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, тотальный контроль работы подчиненных, склонность к стереотипам, бескомпромиссное восприятие подчиненных и их действий.

К преимуществам данного стиля относятся: осуществление полного контроля работы в целом, что дает возможность лучшей координации деятельности; относительно короткое время для принятия решения; определяет полную и четкую ответственность; сотрудники действуют в соответствии с определенными процедурами и выполняют задачи, без обсуждения, значительно сокращая продолжительность этих задач; не требуется высокой социальной квалификации умение.

К недостаткам данного стиля следует отнести: снятие ответственности с подчиненных; в незначительной степени используются знания и навыки подчиненных; уменьшает инициативность и творчество сотрудников; требует постоянного мониторинга и конкретики задач; не способствует участия подчиненных в выполнении заданий.


В демократическом стиле подчиненные имеют право участвовать в принятии решений. Руководитель устанавливает цель действия, в результате чего работникам предоставляется возможность свободы действий в выборе путей реализации этих задач. Это создает благоприятные условия для выражения собственной инициативе

В отличие от авторитарного, демократический стиль имеет свои истоки в теории «Y» Мак Грегора и основан на предположении, что работник готов посвятить свои знания и энергию для целей, которые он считает своими, и при соответствующих условиях может ответственно и творчески решать проблемы организации[19].

В демократическом стиле подчиненные имеют право участвовать в принятии решений. Руководитель устанавливает цель действия, в результате чего работникам предоставляется возможность свободы действий в выборе путей реализации этих задач. Это создает благоприятные условия для выражения собственной инициативе.

Кроме того, развивается чувство ответственности за часть работы. Управление в демократическом стиле характеризуется доверием, благодаря чему повышается общая удовлетворенность персонала сделанной работой, а также дух (пыл) сотрудников и авторитет руководителя.

Руководителя – демократа можно определить по чертам поведения присущих ему: он не только объясняет рабочей группе свои намерения и поведение, но пытается быть одобренным группой до начала внедрения собственных идей; обсуждает важные вопросы; призывает сотрудников, чтобы они высказали свои идеи и мысли; реализует предложения, выдвинутые сотрудниками; стимулирует развитие социальных и профессиональных качеств подчиненных; находит время, чтобы выслушать сотрудников.

Реализация демократического стиля работы увеличивает мотивацию, и использование определенного нажима, создает единую позитивную социально – психологическую атмосферу и фокусируется на укрепление личной заинтересованности в работе и возможность принять участие в создании разработок и реализации целей организации.

Преимуществом этого стиля управления является:

  • высокая вероятность принятия правильных решений;
  • интеграция всего персонала для создания качественной работы;
  • полное использование способностей, квалификации и инициатив работников;
  • уменьшение количества возможных конфликтов с текущим обменом идей и общей оценки накопленных проблем;
  • повышение чувства ответственности индивида за выполнение задач целой группы;
  • удовлетворения ожиданий рабочих в борьбе за повышение профессионального роста и личных ожиданий.

К недостаткам относятся: растягивание времени внедрения цели в связи с взвешиванием всех позиций и взглядов; необходимость использования высоких социальных навыков и определенных личных качеств.

Либеральный (пассивный) стиль управления характеризуется невысокой активностью, нежеланием и неспособностью руководителя принимать любые решения, попыткой избежать любых инноваций, перекладыванием производственных функций и ответственности на других руководителей и подразделения[20].

Подразделения и организация при таком руководстве неуклонно теряют свою мобильность, сотрудники - мотивацию, инициативу и интерес к делам организации. Активные, творчески ориентированные сотрудники начинают использовать рабочее место и время для деятельности, не связанной с организацией.

Этот стиль руководства еще называют непоследовательным стилем, ведь он дезориентирует деятельность и общение с подчиненными. Руководитель часто действует в зависимости от своего эмоционального состояния, что приводит к применению определенного стиля руководства или сочетание нескольких стилей.

Безусловно, каждый из стилей управления имеет свои преимущества и недостатки, но, стоит подчеркнуть, что эффективность выбранного руководителем стиля управления будет прежде всего зависеть от того, насколько он будет воспринят в первую очередь, руководителем учитывая его личные характеристики, состав руководимого им коллектива и характеристик непосредственных исполнителей.

Эффективный стиль руководства должен быть ориентирован как на особенности внешней среды организации, так и на внешние показатели, которые определяют качество ее функционирования.

Наиболее эффективным будет такой стиль управления, который способен адаптироваться к изменениям внешней среды, при условии ориентации на внутриорганизационные показатели эффективности. Изменение внешней и внутриорганизационной среды требуют ситуационного подхода в принятии решения, учитывая личные характеристики руководителя и управляемого коллектива.

Эффективность решений руководителя в конкретной производственной ситуации зависит, прежде всего, от объективных условий внешней среды и эффективности взаимодействия руководителя с внутренними составляющими организации, а также правильного определения направлений влияния отдельных показателей внутренней и внешней среды на эффективность организации.