Файл: Социологическая концепция права (Социологическая концепция права).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие социологической концепции права.
1.1 Социологическая концепция права в России.
1.2. Развитие социологической концепции права.
ГЛАВА 2. Особенности и идеи социологической клнцепции права.
2.1. Черты социологической концепции права.
2.2. Характер социологической концепции права
3.1. Достоинства и недостатки социологической концепции права.
3.1. Основные идеи социологической концепции права.
Введение
Любой индивид в своей повседневной жизни непременно сталкивается с проблемой выбора. Этот выбор выражается в его поступках в социальной среде в которой он непосредственно живет и реализуется и развивается. Другими словами у каждого человека всегда встает проблема согласования своего поведения с устоями общества, с поведением других людей, которые окружают его в данной социальной сфере и конечно же государства. Нужный и установленный образец поведения человека получается и складывается из установленных в этом обществе социальных норм. Социальные нормы имеют особенность видоизменяться, уходить в прошлое, заменяясь тем самым другими нормами. Этот факт говорит о том, что со временем меняется, как сама социальная сфера, развиваясь под воздействием господствующих классов и государственной властью, торжествующей в тот или иной промежуток времени. Социальные нормы весьма многообразны и определяют все человеческое бытие. Без них невозможно ни здорового функционирования, как самого общества, так и государства в целом. Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. Человек непосредственно взаимодействует с государством через право. Права человека есть высшая ценность, а законы и нормативно-правовые акты устанавливают для каждого человека его обязанности. Только право есть главный посредник во взаимодействии государства и общества. Социальная сущность права заключена в теориях, которые сформировались на рубеже XIX-XX века. Данные теории права с социальной точки зрения нашли свое отражение в трудах не только российских, но и зарубежных ученых. Актуальность данной темы является безоговорочной, так как право, выступая главным регулятором общественной жизни находит свое отражение в теориях российских и зарубежных мыслителей, что свидетельствует о его неподдельной ценности. Целью данной работы является рассмотрение социологические теории права.
ГЛАВА 1. Зарождение и развитие социологической концепции права.
1.1 Социологическая концепция права в России.
Формирование социологического направления в юриспруденции началось еще в конце XIX в., когда возникла потребность в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля, сдерживания или предупреждения общественных разногласий и конфликтов. К этому времени социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и её методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах. Основателем социологии права называют австрийского правоведа Евгения Эрлиха(1862-1922гᴦ.). В его фундаментальной работе «Основы социологии права» (1913) обосновывается идея, что право генерируется самим обществом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ следует изучать, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Исходные начала права, утверждает Эрлих, следует искать в обществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества и само государство. По мнению Эрлиха, не юридические положения, а внутренний порядок человеческих союзов первоначально определяет поведение людей – право первого порядка. Соответственно свои права они рассматривают как нечто вытекающее из взаимоотношений, а не из тех юридических положений, которые регулируют эти отношения. Вместе с тем, внутренний порядок общественных союзов представляет собой основу юридических установлений. При этом этого уровня правовых норм еще недостаточно. По этой причине наряду с ними в целях защиты правил поведения, сложившихся в обществе, аналогично тому, как и в различных государственных институтах, ᴛ.ᴇ. защиты правил первого порядка, а также регулирования спорных вопросов, существуют правовые положения, создаваемые решением судей или законодательством – право второго порядка. При этом истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, должна быть, по Эрлиху, то, что становится «живой нормой». Под «живой нормой» он понимал право, фактически уже действующее в обществе, возникающее спонтанно в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного. Социология права, непосредственно изучая реальную жизнь и действуя методом индукции (от единичных фактов к общим положениям), в качестве предмета наблюдения также должна исследовать именно живое право, право в действии.
Эрлих – не только автор концепции «живого права», но и основоположник теории «свободного судейского нахождения права», которая была им разработана в связи с проблемой преодоления пробелов в праве. Он считал, что законодатель не способен устранить пробелы в праве потому, что создаваемые нормы носят общий характер.
Вместе с тем, авторитетность государственной правовой сферы подавляет, по его мнению, всякую творческую мысль и не способствует справедливости решений. Правовые положения, по Эрлиху, содержат лишь видимую норму для решения, фактически же это только указание судье самостоятельно найти соответствующую норму. Поэтому заполнение пробелов в праве путем свободного судейского нахождения более эффективно, так как судейское толкование закона в большей мере основано на результатах социологического изучения «живого права» и интуитивном чувстве справедливости, чем на логической интерпретации текстов нормы.
1.2. Развитие социологической концепции права.
Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Здесь это направление начал разрабатывать еще в первой четверти ХХ в. Роско Паунд(1870-1964гᴦ.). Мировоззренческую основу его учения составляет принцип прагматизма, определяющий значимость знания, любых теоретических построений практическими последствиями или пользой. Следуя этому принципу, Паунд призывал юристов уделять внимание исследованию действительной эффективности правовых норм и институтов, обращаться к анализу «права в действии», а не ограничиваться изучением «права в книгах», ᴛ.ᴇ. права в законе, в нормативных актах. «Мы хотим изучать правопорядок вместо того, чтобы вести споры о природе права», – разъяснял свою позицию Паунд.
В его понимании, право - ϶ᴛᴏ «высоко специализированная форма социального контроля, осуществляемого на базе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса». В трактовке права как формы социального контроля наиболее ярко проявилась социологическая направленность концепции Паунда, ориентирующая юриспруденцию изучать право в контексте социальных отношений, учитывать взаимодействие правовых норм с другими регуляторами общественной жизни: религией, моралью, домашним воспитанием и др.
При этом Паунд выступал за крайне важно сеть планирования, за расширение контроля, осуществляемого с помощью права. Значение правовых способов воздействия на поведение индивидов, по его мнению, возрастает вместе с развитием государства. Все остальные виды социального контроля также должны действовать под надзором и в соответствии с требованиями права.
В идее социального управления посредством права последнему отводилась инструментальная роль, аналогичная роли инженерной науки при решении технических задач. По этой причине своим теоретическим построениям, в т.ч. и трактовке права, Паунд придает прежде всего инструменталистский характер.
Приведенная выше формулировка понятия права, как не трудно заметить, раскрывает не сущность права, а совокупность его значений – его цель. Категории сущности он противопоставлял понятие цели.
Функции, роль права Паунд видел в сглаживании и примирении противоречащих друг другу интересов, в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми. Паунд подчеркивал, что право должно служить не разъединению членов общества, а, наоборот, укреплению согласия и кооперации между ними, гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований.
Паунд предпринял попытку составить весьма пространную таблицу этих интересов и сформулировал ценности и юридические постулаты современной цивилизации, которые должны, по его мнению, направлять формирование и применение права, способствовать компромиссному разрешению противоречий в обществе, обеспечивать «защиту интересов» с помощью права.
Среди юридических постулатов, которым в одинаковой мере должны следовать и те, кто создает право, и те, кто его применяет, Паунд выделил следующее: в цивилизованном обществе любой человек должен быть уверен в том, что:
- Он не станет объектом нападения;
- Блага, созданные его трудом и приобретенные в соответствии с правилами, существующими в данном обществе, будут находиться в его распоряжении, и он может использовать их по своему усмотрению;
- Окружающие его люди будут вести себя так, что: а) их действия будут соответствовать тому, что разумно ожидать, исходя из обещаний и поведения; б) в своих поступках они будут руководствоваться представлениями, диктуемыми общественной моралью; в) возмещать причиненный ими ущерб, который в данных условиях не должна быть признан разумным и неизбежным;
- Каждый будет проявлять должную осмотрительность при осуществлении своих действий, с тем чтобы не подвергнуть других лиц неразумно высокому риску причинения вреда;
- Ущерб, причиненный в результате совершения действий, представляющих опасность, будет возмещен.
Ценность и постулаты изображены Паундом как идеальные и вечные начала, но при этом он допускал, что в современном индустриальном обществе возможны и новые тенденции и связанные с ними постулаты. Эту идеализированную схему ценностей и интересов общества позднее назовут «состоянием всеобщего благоденствия».
ГЛАВА 2. Особенности и идеи социологической клнцепции права.
2.1. Черты социологической концепции права.
Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.
Основные идеи заключаются в следующем:
- разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;
- Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право- это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;
- Формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
К плюсам данной теории относятся:
она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;
фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;
хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Минусы:
если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.
2.2. Характер социологической концепции права
Для того, чтобы знать, какими внутренними побуждениями руководствуются субъекты социального действия, необходимо, по мнению Вебера, доказать наличие устойчивых форм социального взаимодействия. Вебер попытался сделать это посредством выделения в «социальном действии» ряда компонентов, содержание которых определяется их источником — феноменом «порядка». Основой социального действия в границах порядка является «господство», под которым Вебер понимает возможность обеспечить послушание данной группы приказам определенного содержания. Основным признаком господства является способность аппарата управления гарантировать порядок на данной территории путем угрозы или реального применения психического или физического насилия. Важнейшим условием успешного осуществления господства является его легитимность. Вебер говорит о внутренней и внешней гарантии легитимности порядка. Внутренняя легитимация порядка гарантируется за счет:
- Эмоциональной преданности;
- Через веру в абсолютную значимость порядка в качестве выражения нравственных, эстетических и иных ценностей.
К внешне легитимированным порядкам Вебер относит условность и право. Условность — это обычай, который считается в определенном кругу людей значимым, и нарушитель которого подвергается порицанию. Право — это порядок, внешне гарантированный возможностью принуждения, осуществляемого специальной группой лиц, задачей которых является охрана порядка или предотвращение его нарушений посредством применения силы. Таким образом, право рассматривается Вебером как важнейший элемент в системе господства, связанный с ней отношениями легитимности.
Психологическая теория права в основе которой психологического подхода к объяснению природы права, лежит концепция реальности как совокупности физических и психических феноменов. Воображаемые, абстрактные объекты не имеют самостоятельного существования в качестве независимой реальности. Основным методом изучения всех явлений физического и психического мира считается наблюдение. Наиболее продуктивной формой наблюдения является самонаблюдение (интроспекция), позволяющее познавать свои собственные ощущения тех или иных объективных процессов и вещей. Можно наблюдать не только свои собственные переживания, но и переживания других людей, проявляющиеся в речи, жестах, мимике. Соединение внутреннего и внешнего наблюдения образует объективный метод познания психических явлений.