Файл: Финансовая политика ( Теоретические аспекты функционирования финансовой политики Российской Федерации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, к главным задачам государственной финансовой политики следует отнести:

  • повышение объемов привлечения и эффективности использования финансовых ресурсов;
  • оздоровление и структурная перестройка национальной экономики;
  • достижение более высокого уровня благосостояния населения за счет повышения социальной направленности государственной финансовой политики и т.п.

1.3 Виды финансовой политики

Финансовая политика государства, может быть рассмотрена с точки зрения ее составляющих: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и инвестиционная политика.

Бюджетная политика – представляет собой направление деятельности, реализуемое с помощью определенного комплекса мероприятий и направленное на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение и использование финансовых ресурсов государственного бюджета[6].

Налоговая политика – представляет собой направление деятельности, реализуемое путем определения комплекса мероприятий и направленного на мобилизацию финансовых ресурсов в доходную часть государственного бюджета, местных бюджетов, государственных целевых фондов в форме налогов, собрания, обязательного платежей.

Фискальная политика - это бюджетная и налоговая политики, которые являются составляющими финансовой политики государства в сфере налогообложения, государственных затрат и государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и сдерживание инфляционных процессов. Выступает инструментом перераспределения ВВП с помощью системы налогообложения, бюджетных затрат и социальных трансфертов[7].

К задачам фискальной политики относят: перераспределение национального дохода с помощью налоговых и неналоговых методов, финансирование мероприятий экономической и социальной политики, стимулирование научно-технического прогресса, создание общественных благ (охрана, здравоохранение, образование), преодоление отрицательных внешних эффектов (вследствие частного потребления).

Денежно-кредитная политика - представляет собой направление деятельности, реализуемое с помощью определенного комплекса мероприятий центрального банка и направлено на регулирование движения кредитных ресурсов, поддержку стабильности национальной денежной единицы, упорядочивание темпов инфляции, управление объемами кредитования, установление необходимых объемов денежной массы в обращении и т.п.[8].


Инвестиционная политика - представляет собой направление деятельности, реализуемое с помощью определенного комплекса мероприятий, направленных на аккумулирование внутренних и внешних инвестиций в приоритетные направления экономической деятельности, на развитие тех областей и предприятий, которые имеют важнейшее значение и определяют научно-технический прогресс.

Исследование подходов к раскрытию содержания финансовой политики показало, что она рассматривается как совокупность мероприятий государства относительно организации и использования финансов, финансовых ресурсов, финансовых отношений для осуществления своих функций и задач, выявленных в системе форм и методов управления ими.

Общим в определенные содержанию финансовой политики является то, что она включает такие основные элементы: концепцию развития финансов; главные направления использования финансовых ресурсов; осуществление практических действий по достижению целей финансовой политики.

Поэтому следует признать, что финансовая политика непосредственно связана с государственным регулированием финансовых ресурсов с целью повышения реального уровня жизни граждан. При этом, финансовую политику необходимо рассматривать не только как науку или систему научных знаний о финансах, но, как и искусство управления.

Глава 2. Стратегия и тактика финансовой политики РФ на современном этапе

2.1 Задачи и направления финансовой политики

Управление финансами в России строится на основе финансовой политики. Представим наглядно систему управления финансами в РФ на рисунке 4.

Система управления государственными финансами

Финансовый институт

Финансовая политика

Система финансов

Финансовая устойчивость

Президент РФ

Парламент РФ

Правительство РФ

Министерство финансов РФ

Министерство экономического развития и торговли РФ

Центральный банк РФ

Счетная палата РФ


Федеральная служба по финансовым рынкам РФ

Принципы управления

Финансовое прогнозирование

Финансовое планирование

Финансовое программирование

Финансовое регулирование

Финансовый контроль

Финансовое законодательство

Финансовый мониторинг и анализ

Отношения по образованию и использованию бюджетных фондов

Отношения по образованию и использованию внебюджетных фондов

Отношения по образованию и использованию страховых фондов

Обеспечение условий эффективного использования капитала и ресурсов государственного и частного секторов экономики

Макроэкономическая сбалансированность

Профицит бюджетного плана

Отсутствие государственного долга

Повышение финансовой значимости в международном сообществе

Рисунок 4. Система управления государственными финансами РФ

Таким образом, система управления финансами в РФ представляет собой виды финансовых отношений государственный и муниципальных финансов с одной стороны, и субъектов управления, с другой, которыми являются организационные структуры управления финансами.

Такая система управления обеспечивает эффективный контроль в процессе расходования средств бюджета РФ. Управление единым казначейским счетом позволяет сконцентрировать бюджетные средства в Банке России.

Процесс управления финансами - это прежде всего деятельность, связанная с разработкой финансовой политики и законодательства, а также деятельность, связанная с эффективным использованием финансовых ресурсов для регулирования социально-экономических отношений в стране.

В процессе управления финансами можно выделить следующие взаимосвязанные элементы, характерные как для централизованных, так и для децентрализованных финансов:

  • финансовое прогнозирование;
  • финансовое планирование;
  • оперативное финансовое управление;
  • финансовый контроль.

Что касается оценки развития финансовой системы России на современном этапе, то нельзя не отметить влияние серии масштабных экономических шоков: введенные санкции, шоки цен на нефть отразились на финансовом состоянии практически каждого члена общества и участника финансовой системы. Так результатом стал спад ВВП в 2014 году на 1,4%, сократилось потребление домашних хозяйств сократилось на 3,9%, в 015 году спад продолжился.

В связи с серьезными шоками экономики правительству РФ пришлось перестраивать и некоторые макроэкономические параметры финансовой системы страны. Наиболее серьезные из них:


  1. Переход к плавающему валютному курсу.
  2. Повышение ключевой ставки ЦБ РФ и ее длительное сохранение на высоком уровне.
  3. Действия по бюджетной консолидации.

Формирование длительных дисбалансов снижает стимулы для инвестиций и сбережений.

В 2014-2015 гг., несмотря на высокие цены на нефть, бюджет был исполнен с дефицитом (0,5% ВВП для федерального, 1,3% ВВП – для расширенного), размеры золотовалютного резерва снизились с 568 млрд.долл. в 2008 году до 478 млрд.долл. в 2018 г.).

Для наглядности сформируем в таблицы основные макроэкономические показатели, отражающие состояние как финансовой системы России, так и экономики в целом на настоящий момент.

Таблица 1

Изменение ВВП по элементам использования в периоды экономических шоков 2009 и 2018 гг.

2009

2018

ВВП

-7,8%

-3,7%

Внутренний спрос

-14,2%

-10,3%

Потребление домашних хозяйств

-5,1%

-10,1%

Валовое накопление

-41%

-18,3%

Экспорт

-4,7%

3,1%

Импорт

-30,4%

-25,6%

Следуя данным таблицы 1, текущий экономический кризис в большей степени отразился на финансах домохозяйств, снизив потребление на 10,1%, соответственно, и доходы домохозяйств снизились в большей степени, чем в 2009 г.

В ходе текущих кризисных явлений финансовая политика государства направлена не на удержание основных макроэкономических показателей, а на переход к новому равновесию, соответствующему изменяющимся условиям.

Подытожим в таблице 2 основные изменения в управлении финансами государством в условиях кризиса 2018 г в сравнении с аналогичными событиями 2009 года.

Таблица 2

Характеристика эволюции финансовой политики РФ в ходе кризиса 2009 и 2018 гг.

Среднесрочная политика

Обменный курс

Приоритеты

2008-2009 гг.

Компромисс между сдерживанием инфляции и предотвращением чрезмерного укрепления рубля

Управляемый обменный курс

Поддержание стабильности за счет продажи валютных резервов

2014-2018 гг. по настоящее время

Переход к инфляционному таргетированию

Плавающий обменный курс

Стабилизация внутренних цен, адаптация платежного баланса к шоку условий торговли


Поддержание Банком России высоких процентных ставок подвергается критике со стороны оппонентов, которые считают, что финансовая и экономическая политика в целом в кризисный период должны смягчаться, а не ужесточаться. Но такие умозаключения не подтверждаются конкретным анализом, а основаны лишь на общих рассуждениях, потому в данной работе уделять внимание данному мнению мы не будем.

Однако имеющиеся прогнозы говорят о том, что российская финансовая система и экономика в целом перешла от одного состояния – с ценами на нефть от 100 долл./барр, в другое, с ценами около 50 долл./бар.

В современной финансовой системе необходимо выделить роль нормативно-правового регулирования государственных и муниципальных финансов. Регулирование бюджетных и внебюджетных фондов. Ведь именно с помощью них обеспечивается функционирование органов государственной власти и местного самоуправления]. С помощью денежных средств местного самоуправления, муниципальные органы решают самые важные поставленные задачи на местах. На сегодняшний день, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно распоряжаться своей частью денежных поступлений, а также имеют право составлять собственные бюджеты. Под нормативным регулированием бюджета понимается закрепление формы образования и расходования денежных ресурсов, которые необходимы для финансового обеспечения государственных функций и задач . Одним из самых основных на сегодняшний день способов пополнения финансовых средств государства является налогообложение. С помощью установления налогов государство пополняет бюджет страны .

Несмотря на то, что законодательство России, регулирующее финансовую систему и ее элементы, регулярно совершенствуются, финансовая система страны испытывает кризис из-за внешнеэкономических санкций против России, из-за роста курса доллара, снижения цен на нефть, инфляционных процессов, дефиците бюджета, ужесточения пенсионного законодательства. Стоит также отметить, что негативно сказывается на финансовой системе России и тот факт, что ежегодно за рубеж вывозится значительная часть финансовых ресурсов страны, которые затем хранятся в иностранных банках. Процесс производства общественного продукта в России, обеспечение непрерывности воспроизводства невозможно без отлаженной финансовой системы государства.

На основе наличных и безналичных расчетов функционируют финансы. Финансовая система отражает экономические отношения по образованию, распределению и использованию денежных средств. Исходя из изложенного, представляется необходимым: