Файл: Понятие и место судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и место судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации
1.1 История становления и развития судебной власти в России
1.2 Понятие и признаки судебной власти
1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации
2. Современная судебная власть в Российской Федерации
2.1 Организация судебной власти в РФ
Стоит отметить, что на сегодняшний день судебная власть в России регламентируется большим количеством разнообразных нормативно-правовых актов. Однако, некоторые исследователи отмечают недостаточность признанных законов, координирующих деятельность современной судебной власти.
В соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в нашей стране на сегодняшний день действуют уставные (конституционные) суды, федеральные суды и мировые суды субъектов РФ. Все эти суды являются основными звеньями судебной системы Российской Федерации.
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
- кассационные суды общей юрисдикции;
- апелляционные суды общей юрисдикции;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);
- военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
- специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом[50].
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи[51].
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» гласит, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Согласно законодательству Российской Федерации только по представлению Президента РФ Советом Федерации назначаются судьи Верховного и Конституционного судов Российской Федерации. Судебная система в современной России устанавливается федеральным конституционным законом и Конституцией РФ. При этом действующее законодательство не допускает создание чрезвычайных судов[52].
Конституция РФ гласит о том, что высшим судебным органом по административным, гражданским, уголовным и иным делам является Верховный суд Российской Федерации. При этом Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ[53].
Таким образом, судебная власть в Российской Федерации осуществляется в законодательных рамках, где существуют контролирующие органы, которые ведут надзор за деятельностью всей судебной системы государства. Действующее законодательство Российской Федерации наличием целого ряда нормативно-правовых актов с одной стороны расширяет полномочия судебной власти, но с другой стороны –контролирует и ставит жесткие ограничения. Однако, несмотря на ограничения и свободу в осуществлении судопроизводства судебная власть в Российской Федерации действует по принципу демократического правосудия, где все перед законом равны.
2.2 Полномочия судебной власти в России
Судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую ветвь государственной власти. Судебная власть осуществляется только судами, которые выполняют возложенные на них действующим законом полномочия. Деятельность судебной власти происходит посредствам судопроизводства[54].
В Конституции РФ сказано «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства»[55].
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают[56].
Конституция Российской Федерации и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» наделяют определёнными полномочиями судебную власть. В частности в федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» есть следующие предписания:
- полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом (ст.18);
- полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации (ст.19);
- полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом (ст.19,1);
- полномочия, порядок образования и деятельности апелляционных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом (ст.19,2)[57].
Кроме этого в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает полномочия, порядок образования и деятельности Верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и округов, районных и военных судов, арбитражных судов округов и субъектов, арбитражных апелляционных судов, специализированных федеральных судов, а также Судов по интеллектуальным правам, мирового судьи и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Стоит отметить, что данный закон указывает на срок полномочий всех судов. Согласно этому закону судьи всех судов Российской Федерации и арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны (назначены). При этом действующее законодательство РФ не наделяет всех судей и судов единообразным перечнем полномочий. То есть все суды и судьи имеют разные полномочия в своей деятельности[58].
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т.е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных, административных и гражданских дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ[59].
Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней. Судебная власть имеет целый ряд полномочий. А именно:
- производить контроль за законностью решений местных представительных всех исполнительных и законодательных органов в государственной власти;
- рассматривать жалобы организаций и граждан на решения и действия органов (должностных лиц);
- рассматривать жалобы граждан и организаций о нарушении их прав и свобод;
- рассматривать жалобы и протесты на постановления, выдвинутые по административным правонарушениям;
- проводить в качестве предварительного расследования проверки при рассмотрении уголовных дел;
- рассматривать протесты и жалобы о признании незаконными правовых актов управления;
- поводить проверки при рассмотрении административных, гражданских и уголовных дел дисциплины и законности в деятельности организаций, органов и их должностных лиц[60];
- проводить контроль за законностью организаций, органов и их должностных лиц правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела;
- вести разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
- обеспечивать исполнение приговоров и иных судебных решений;
- проводить разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
- реализовывать Верховным Судом РФ права законодательной инициативы;
- проводить контроль за обоснованностью и законностью действий всех органов государственного управления и исполнительных органов[61];
- проводить контроль за обоснованностью и законностью действий всех правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия правонарушений, задержания подозреваемых в совершении преступлений и их ареста;
- проводить контроль за обоснованностью и законностью действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых и иных сообщений;
- проводить контроль за обоснованностью и законностью действий, связанных с ограничением права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д.[62]
Таким образом, судебная власть в Российской Федерации имеет целый ряд полномочий, которые предусмотрены Конституцией и законом РФ. Судьи всех судов Российской Федерации и арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Широкий перечень полномочий судов РФ свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти. При этом действующее законодательство РФ не наделяет всех судей и судов единообразным перечнем полномочий, то есть все суды и судьи имеют разные полномочия в своей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования подведем ряд выводов. В о судебной Российской Федерации организация и полномочия власти с разделения властей и судебной власти от и исполнительной. Целью нашего исследования было изучить и проанализировать нормативно-правовые акты и научно-юридическую литературу о судебной власти РФ. Для достижения цели необходимо было решить ряд задач.
Решая первую задачу, мы пришли к выводу о том, что система судебной власти прошла долгий путь своего становления и развития. Этот путь имеет несколько этапов, которые имеют свои отличительные особенности. Вместе с тем каждый этап развития характеризуется новыми реформами и изменениями в системе судебной власти.
Рассматривая понятия и признаки судебной власти, был сделан следующий вывод: понятие «судебная власть» в юридической литературе рассматривается в контексте и через призму термина «правосудие», который нередко употребляется как идентичный. Судебная власть в Российской Федерации имеет свои отличительные особенности и признаки. При этом идеология судебной власти в современной России ориентирована на соблюдение общепринятых демократических принципов.
Третья задача позволила нам определить место судебной власти в контексте органов государственной власти Российской Федерации. Судебная власть в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает определённое место, которое определяется положением о разделении властей, закреплённым в Конституции РФ. Судебная власть в современной России в соответствии с действующим законодательством признаётся наряду с исполнительной и законодательной властью важнейшей составляющей государственной власти. В тоже время судебная власть – это самостоятельная власть, проявляющая в независимости судей и подчиняющая только закону и Конституции Российской Федерации. При этом судебная власть в осуществлении правосудия не подчинена иным властям и органам.
Решив четвёртую задачу итогом стал следующий тезис: судебная власть в Российской Федерации осуществляется в законодательных рамках, где существуют контролирующие органы, которые ведут надзор за деятельностью всей судебной системы государства. Действующее законодательство Российской Федерации наличием целого ряда нормативно-правовых актов с одной стороны расширяет полномочия судебной власти, но с другой стороны – контролирует и ставит жесткие ограничения. Однако, несмотря на ограничения и свободу в осуществлении судопроизводства судебная власть в Российской Федерации действует по принципу демократического правосудия, где все перед законом равны.
Пятая задача привела к выводу о том, что судебная власть в Российской Федерации имеет целый ряд полномочий, которые предусмотрены Конституцией и законом РФ. Судьи всех судов Российской Федерации и арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Широкий перечень полномочий судов РФ свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти. При этом действующее законодательство РФ не наделяет всех судей и судов единообразным перечнем полномочий, то есть все суды и судьи имеют разные полномочия в своей деятельности.
Итак, исходя из приходим к в России система судов, мировым стандартам, в себя то что было для судов и советской
В целом считаю, что исследование прошло успешно, так как все задачи были выполнены и цель достигнута. В дальнейшем (в дипломной работе) планируем более глубже и шире исследовать тему судебной власти в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники:
- Конституция Российской Федерации // электронный ресурс «Гарант-Интернет», URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm
- Федеральный Закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005, с изм. от 11.03.2006) // электронный ресурс «Гарант − информационно-правовое обеспечение», URL: https://base.garant.ru/12113961/
- Федеральный Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // электронный ресурс «Гарант − информационно-правовое обеспечение», URL: https://base.garant.ru/77669442/
- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 04.07.2003, с изм. от 12.07.2006) // электронный ресурс «Гарант − информационно-правовое обеспечение», URL: https://base.garant.ru/10164323/
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // электронный ресурс «Гарант − информационно-правовое обеспечение», URL: https://base.garant.ru/10135300/
- Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // эл. ресурс «Гарант − информационно-правовое обеспечение», URL: https://base.garant.ru/77673571/
- Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ « О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // электронный ресурс «Гарант − информационно-правовое обеспечение», URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12182692/paragraph/1161:0