Файл: Понятие и место судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в России судебная власть государства действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о судебной власти. Именно эти основные законы, имеющие высшую юридическую силу, определяют какие органы российского государства вправе реализовывать те или иные судопроизводства, какие они имеют полномочия и как, в каком порядке могут осуществлять правосудие, как основную судебную деятельность[1].

Конституция РФ гласит, что судебную власть вправе осуществлять только государственные органы, которые были учреждены в рамках основного закона и одобрены федеральным конституционным законом. Следовательно, соблюдение действующего законом порядка организации судебного органа выступает в качестве важнейшего условия его легитимности.

Актуальность исследования заключается в том, что построение правового государства немыслимо без создания независимой и сильной судебной государственной власти, осуществляющей свою правовую деятельность в контексте общепринятых демократических принципов. Судебная власть в России в соответствии с основными законами государства включает в себя целый ряд судебных органов различной компетенции. При этом основная нагрузка в правовом регулировании судебной системы РФ в соответствии с Конституцией РФ лежит на конституционном законодательстве о судебной системе РФ.

Теоретическую основу исследования составили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ряд других специальных нормативных актов) и научные труды в области конституционных основ судебной системы РФ В.С. Авдовкина, М.В. Баглая, Е.И. Козловой, А.И. Коваленко, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.М. Лебедева, Б.Н. Пантелеева, А.Р. Султанова и многих других. Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на многочисленные исследования деятельности судебной власти в Российской Федерации, недостаточно изучены организация и полномочия судебных органов. Такое положение дел представляет несомненный интерес к теме исследования, что подчёркивает её практическую значимость и актуальность для науки. На основании этого нами была выбрана тема данной работы.

Цель исследования: изучить и проанализировать нормативно-правовые акты и научно-юридическую литературу о судебной власти Российской Федерации.

Объектом исследования является законодательство Российской Федерации, регулирующее судебную власть, предметом исследования - судебная власть государства: организация и полномочия.


Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить историю становления и развития судебной власти в России;
  2. рассмотреть понятия и признаки судебной власти;
  3. рассмотреть место судебной власти в контексте органов государственной власти Российской Федерации;
  4. изучить организацию судебной власти в РФ;
  5. проанализировать полномочия судебной власти в России.

Методы исследования. В работе использовался теоретической метод исследования, предполагающий сочетание основных общенаучных методов познания: анализ, описание, обобщение научных трудов о судебной власти в России. В работе использованы материалы нормативно-правовых актов, а также монографии и авторефераты.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. Понятие и место судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации

1.1 История становления и развития судебной власти в России

Первое упоминание термина «суд» можно найти в историческом архиве древнерусской истории, в частности в Уставе Владимира Святославича. В дальнейшем в Древней Руси стал накапливаться законодательный материал. В тоже время формированию и развитию судебной власти отведён долгий исторический путь. При этом процесс развития судебной власти прошёл несколько этапов[2].

Первый этап становления судебной власти можно отнести к периоду X−XI веков. В данный период практиковалась форма судебной власти называемая «суд общины»[3]. Члены суда общины имели равные права и обязанности в своей судебной деятельности. Сам процесс судебной власти этого периода получил название «состязательным», так как стороны, представшие перед судом общины, имели равные права и преимущества в сборе улик и доказательств. Такая тенденция длилась долгое время. Поэтому судопроизводство данного этапа развития судебной власти в Древней Руси редко называли «обвинительным»[4].


Первый период развития судебной власти в России имеет свои особенности, которые обусловлены наличием церковных судов. Такой вид судопроизводства являлся на тот момент частью в единой системе судебной власти. Вместе с тем церковные суды в этот период терпели неоднократные изменения в связи с политическими событиями в стране[5].

Второй этап развития судебной власти можно отнести к XVII-XVIII векам. Этот период начал свой отчёт после принятия Соборного Уложения в 1649 году[6]. Данный период характеризуется наличием самостоятельного комплекса норм, регламентирующий организацию суда и судопроизводства. Действующее Соборное Уложение гласило о том, что суд должен осуществляться справедливо[7]. Однако, такое предписание в условиях федерального государственного строя, явилось бессмысленной декларацией. Этот период развития судебной власти имеет отличительные особенности в том, что суды и административные органы представляли собой единый институт власти[8]. При этом государственные судебные органы включали в себя три инстанции:

- приказы;

- суд царя и Боярской думы;

- воеводы на местах, земские и губные учреждения[9].

Третий этап развития судебной власти характеризуется судебной реформой, которая началась в 1864 году и базировалась на том, что суд должен быть равный, правый и скорый[10]. Главной идеей реформирования выступил целый ряд инициатив. В частности было предложено:

- отделить суд от ветви власти;

- отменить формальные доказательства;

- учредить кассационный суд;

- признать гласность;

- учредить несменяемость судей;

- учредить устройство прокурорского надзора;

- ввести суд присяжных заседателей;

- внедрить в практику нотариат, адвокатуру и судебных следователей[11].

Кроме перечисленных основных инициатив реформа судебной власти в тот период имела ещё целый ряд идей и новшеств[12].

После реформы, судебная власть XIX века стала представлять собой двухуровневую судебную систему. Первый уровень включал в себя общие суды, где рассматривалась большая часть судебных разбирательств. Второй уровень – это мировая юстиция, которая имела право вынести вердикт о наложении штрафа или телесного наказания[13].


Четвёртый этап развития судебной власти приходиться на период реформирования судебной системы в 1917 году. Эта реформа постулировала идеи о немедленном сломе прежней, изживший свой срок, судебной системе. Реформа способствовала созданию новой системы судопроизводства. В систему судебной власти входили несколько судов: пролетарский, народный, революционный и т.д. По-сути они имели одинаковые полномочия в судебной деятельности, то только имели разные названия. Судопроизводство, организация судов, их полномочия и деятельность осуществлялась в тот период в соответствии с действующим декретом «О суде», который был опубликован 24.11.1917 года[14].

Период развития судебной власти, произошедший с приходом коммунистической власти в России, имеет свои особенности. В первое время существования Советской власти наблюдалась неоднозначность в судебной системе. Процесс создания местных судов был более продолжительным, чем организация революционных трибуналов. В результате большую часть судебных разбирательств рассматривались трибуналами, которые не имели полномочий рассматривать дела не своей подсудности. Такая ситуация дел со стороны трибуналов грубо нарушала действующий на то время декрет «О суде»[15].

15.02.1918 года был принят второй декрет «О суде». Согласно новым поправкам в судебной системе были введены в практику Окружные Народные Суды, члены которых избирались Советами Рабочих Солдатских и Крестьянских Депутатов (СРСКД). В этот период было отменено обжалование в апелляционном порядке. Вместо него действовал только кассационный порядок обжалования. В результате этого были учреждены областные народные суды, в компетенцию которых входило обслуживание нескольких окружных судов[16].

С принятием третьего декрета «О суде» была значительно расширена юрисдикция местных судов. На место областных судов, в соответствии с этим декретом, учредили Единый Кассационный Суд, который также заменил и Верховный Судебный Контроль. В каждом районе действовал Единый Народный Суд, в полномочия которого входило рассмотрение всех гражданских и уголовных дел. Таким образом, Единый Народный Суд стал основным судебным звеном того периода[17].

К 20-ым годам XX века судебная власть представляла собой систему, состоящую из двух ветвей: суды (Единый Кассационный Суд, Народные Суды, Советы Народных Судей) и различные трибуналы[18].


В период Великой Отечественной Войны судебная система потребовала от себя срочной реорганизации. Полномочия военных трибуналов значительно расширились. Ситуация в государстве требовала ужесточения наказания правонарушителей и быстрых действий со стороны органов судопроизводства. Дела рассматривались в течение одних суток и обжалованию практически не подлежали. Исключением были приговоры о высшей мере наказания.

В послевоенный период судебная система со временем была упрошена и видоизменена. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14.08.1954 года в составе Верховных судов союзных республик, краевых (областных) и судов автономных областей были образованы президиумы[19]. В компетенцию президиума входило рассмотрение в порядке надзора дел, которые были опротестованы председателями Верховного Суда и республик, а также главными прокурорами СССР и республик[20]. В период существования СССР областные суды были наделены тремя функциями:

- функция по обеспечению деятельности судов;

- кассационной инстанции по делам низших судов;

- функция первой инстанции[21].

Следующий этап развития судебной власти в России – это современный этап, который берёт своё начало в 90-е годы XX века. Этот период ознаменован значительной демократизацией судебной системы. Вместе с тем был принят целый ряд законов, регулирующих судебную власть. Так, в октябре 1991 года была принята «Концепция судебной власти»[22], в декабре 1996 года был принят ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в 1997 году были разработаны, приняты и вступили в силу федеральные законы о судебных приставах, об исполнительном производстве и о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ. Затем, в 1998 году был принят федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Через год, то есть в 1999 году, были приняты ещё несколько законов, в рамках которых призвано вести свою деятельность судебной власти: Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и «О финансировании судов Российской Федерации»[23].

Современный этап развития судебной власти в России включает также в себя реформирование судебной системы, которое началось в ноябре 2000 года. Для этого была создана рабочая группа по совершенствованию судебной системы. В этот период вносятся существенные изменения в Уголовно-Процессуальный и Гражданско-Процессуальный Кодексы[24]. Основной целью реформирования судебной системы выступает идеи о обеспечении реализации единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднятия престижа судебной власти посредства гарантированности её независимости и высокого профессионализма[25].