Файл: Понятие и место судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, система судебной власти прошла долгий путь своего становления и развития. Этот путь имеет несколько этапов, которые имеют свои отличительные особенности. Вместе с тем каждый этап развития характеризуется новыми реформами и изменениями в системе судебной власти.

1.2 Понятие и признаки судебной власти

Понятие «судебная власть» в Конституции Российской федерации раскрывается через ряд положений, которые охватывают принципы деятельности судов и саму организацию судебной системы. Вместе с этим данное понятие в Основном Законе России употребляется как «правосудие», которым в Конституции обозначается содержание судебной деятельности соответствующей действующему законодательству Российской Федерации. При этом стоит отметить, что в литературе эти термины чаще всего употребляются как синонимы[26].

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, которая осуществляется только судом в лице судей, присяжных, арбитражных и народных заседателей. Осуществление правосудия и судебной власти другими лицами строго запрещается действующим законодательством[27]. Судебная власть не зависит от исполнительной и законодательной власти. На сегодняшний день судебная власть осуществляется посредствам гражданского, уголовного, конституционного и административного судопроизводства[28].

Одним из центральных в законодательной практике и теории судопроизводства является понятие «суд». Данное понятие имеет большое многообразие трактовок в научной литературе, в лексике, а также в различных отраслях права[29]. Кроме этого это понятие раскрывается в законе «О судебной системе в Российской Федерации», где рассмотрены основные признаки и функциональное содержание названной категории законодательства о судопроизводстве[30].

Суд как обобщенное понятие судоустройственного и конституционного права подразумевает под собой государственный орган, который занимает особое положение в системе государственного управления. Суд является независимым и самостоятельным органом государственной власти, учрежденный федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации. Суд состоит из судей, которые имеют судебную власть, должностных лиц, наделяемых судейскими полномочиями и представителей народа, привлекаемых в соответствии с законом в конкретных случаях к осуществлению правосудия[31].


Безусловно, для создания правового государства в современной России необходимо присутствие независимой и сильной судебной власти, осуществляющей свою деятельность в рамках общепризнанных демократических признаков осуществления правосудия.

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации судебная власть является абсолютно независимой самостоятельной частью государственного аппарата[32]. На основании действующего основного закона российского государства судебная власть обладает следующими отличительными признаками:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается[33].

В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закреплены общие признаки о судебной власти в РФ. Согласно этому закону:

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства[34].

Анализируя основные законы Российской Федерации о признаках судебной власти государства можно выдвинуть целый ряд особенностей действующей судебной власти в РФ. Во-первых, суд осуществляется лицами, которые имеют определённый статус (правовым положением), соответствующее образование и стаж работы в юридической профессии не менее пяти лет. Судья – это профессионалы в своей профессии. Во-вторых, судопроизводство осуществляется только в рамках действующего закона. В-третьих, судебной власти не допускается превышать свои полномочия или выходить за рамки своей компетенции[35]. В-четвертых, суды осуществляют свою деятельность независимо и самостоятельно. Судебная власть не может осуществляться по чьей-либо воли и на основе незаконных актов. Кроме этого суд не в праве сам принимать и реализовывать какие-либо законы. Полнота судебной власти проявляется широких и законодательно закреплённых полномочиях. Важной особенностью судебной власти является также то, что все перед законом равны и никто не может нести наказание дважды за одно и тоже деяние[36].


Таким образом, понятие «судебная власть» в юридической литературе рассматривается в контексте и через призму термина «правосудие», который нередко употребляется как идентичный. Судебная власть в Российской Федерации имеет свои отличительные особенности и признаки. При этом идеология судебной власти в современной России ориентирована на соблюдение общепринятых демократических принципов.

1.3 Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации

Рассматривая судебную власть в Российской Федерации, очень важно понимать какое место она занимает в системе государственной власти.

Одна из глав Конституции Российской Федерации посвящена не только судебной власти прокуратуре. Такое положение дел позволяет выдвинуть предположение о том, что прокуратура является одним из органов, имеющий право осуществлять судебную власть. Однако, выдвинутое предположение ошибочно, так как прокуратура и суд совершенно разные органы[37]. С одной стороны они отличаются своими полномочиями и функциями, но с другой стороны – прокуратура оказывает существенное содействие в осуществлении судебной власти. Исходя из этого, необходимо рассмотреть более подробно наличие статьи о прокуратуре в главе о судебной власти[38].

В соответствии с действующим законодательством РФ судебная власть принадлежит высшим судебным инстанциям (Конституционному Суду, Верховному Суду и т.п.) и всем судам российского государства. Все суды Российской Федерации согласно Конституции РФ стоят на одной линии с Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации[39]. При этом ст.11 Конституции РФ гласит о том, что все перечисленные органы, включая и все суды РФ, осуществляют государственную власть в Российской Федерации[40].

В то же время Конституция РФ разделяет полномочия и предметы ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти в субъектах РФ. В соответствии с этим между всеми органами государственной власти разделяются их функции[41]. В результате образуется трехуровневая государственная власть. Каждый уровень отличается своей самостоятельностью и поддерживает равновесие в общей системе государственной власти. Стоит отметить, что в данной системе суды связаны с исполнительной и законодательной властью. Эта связь проявляется в обязанности принять законы и другие нормативно-правовые акты. Кроме этого связь судов с исполнительной и законодательной властью выражается в отношении назначения судей. Однако, судебная власть имеет полномочия отменить законы, указы, постановления, в том числе и указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в случае если они будут признаны неконституционными.


Судебная власть осуществляет свою правовую деятельность самостоятельно. То есть, она самостоятельно выносит судебные решения и приговоры, исполнением которых признана заниматься исполнительная власть. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Следовательно, полномочия и функции судебных органов служат противовесом в отношении других ветвей власти, а в совокупности с ними представляет единую государственную власть[42].

В демократическом и современном государстве принцип разделения власти очень важен, так как в таком случае происходит сбалансированность полномочий и взаимный контроль. В результате этого не будет происходить непосредственное присвоение полномочий судебной власти какой-либо другой властью[43]. Органы исполнительной и законодательной власти не вправе совершать суд. В то же время судебная власть не должна вмешиваться в прерогативы исполнительной власти и заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы. При этом судебная практика в той или иной мере влияет на направление законодательной деятельности и исправляет многочисленные ошибки исполнительной власти[44]. Кроме этого судебная власть в процессе судопроизводства демонстрирует действующие законы государства, выявляет подлинное содержание правовых норм, которое чаще всего отличается от первоначальных идей[45].

Таким образом, судебная власть в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает определённое место, которое определяется положением о разделении властей, закреплённым в Конституции РФ. Судебная власть в современной России в соответствии с действующим законодательством признаётся наряду с исполнительной и законодательной властью важнейшей составляющей государственной власти. В тоже время судебная власть – это самостоятельная власть, проявляющая в независимости судей и подчиняющая только закону и Конституции Российской Федерации. При этом судебная власть в осуществлении правосудия не подчинена иным властям и органам.

2. Современная судебная власть в Российской Федерации


2.1 Организация судебной власти в РФ

Важным критерием государственной власти и составляющих её частей является организация. Судебная власть как часть государственной власти имеет отличительные особенности в своей организации, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации и действующим ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется специально учрежденным государственным органом – судом. В юридическом значении суд подразумевает под собой орган государства, осуществляющий судебную власть, руководствуясь принципами правосудия, рассматривая уголовные и гражданские дела, экономические споры, административные правонарушения и других категорий дел, в порядке, установленным процессуальным законом.

Конституция Российской Федерации гласит: суд – это единственный орган, который имеет право осуществлять особую функцию государственной власти, то есть правосудие[46]. Задача любого суда в РФ при осуществлении правосудия является защита прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, законных интересов и прав организаций, учреждений и предприятий. Судебная защита прав и свобод гражданина и человека – это главная функция[47].

Стоит отметить, что иные организации, в названии которых присутствует термин «суд» и производные от него не наделены судебной властью в той мере, в которой определён единственный орган государственной власти, то есть суд.

На сегодняшний день в судебной системе Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ существует три системы:

- Конституционный Суд

- суды общей юрисдикции;

- арбитражные суды[48].

Судебная система в РФ осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

- обязательности судебных решений;

- единства судебной власти;

- соблюдения прав и свобод гражданина и человека;

- презумпции невиновности;

- законности;

- независимости судей;

- осуществления правосудия только судом;

- состязательности сторон;

- национального или государственного языка в судах;

- открытости судопроизводства;

- обеспечение компетентного и беспристрастного суда[49].

Организация судебной власти в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством построена так, что правосудием имеет право заниматься только один орган государственной власти – это суд. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации и в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».