Файл: Пенсионное обеспечение военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Среди актуальных социально-политических и экономических проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности России, особого внимания заслуживает проблематика пенсионного обеспечения военнослужащих. Пенсионное обеспечение имеет важное значение для военнослужащих. Выбирая военную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость. Военнослужащие получают различные социальные гарантии: пенсии за выслугу лет, по инвалидности, а члены их семей - по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения. При этом некоторые лица, в соответствии с действующим законодательством, вправе рассчитывать на назначение им нескольких пенсий, например, трудовой по старости и по государственному пенсионному обеспечению. От эффективного социального обеспечения военнослужащих зависит национальная безопасность страны и общественной жизни.

Отличительной чертой пенсионного обеспечения военнослужащих является и то, что, в зависимости от оснований прохождения военной службы (по призыву или по контракту), их пенсионное обеспечение регулируется разной правовой базой. Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, в Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Пенсионное обеспечение - это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.[1]

Военнослужащие занимают особое место среди субъектов социальной защиты. В этом случае государство не случайно определило специальные гарантии и компенсации социальной защиты.

Не вызывает сомнения, что необходимость в социальной защите военнослужащих обусловлена экстремальными условиями прохождения военной службы. Меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы, стимулировать служебную деятельность, а также минимизировать потери кадров среди военнослужащих и предотвратить коррупционные действия со стороны офицерского состава.


Итак, цель данной работы состоит в комплексном анализе вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих.

Для достижение этой цели поставлены следующие задачи:

  • исследуется история пенсионного обеспечения военнослужащих;
  • характеризуются виды пенсий, назначаемых и выплачиваемых военнослужащим;
  • анализируются порядок назначения и выплаты государственного пенсионного обеспечения.

Предметом исследования являются научные труды по теории государства и права, работы в области конституционного, административного, трудового права, права социального обеспечения, нормативно-правовые акты такие, как: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда России, правоприменительная практика судов судебной системы России.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащим.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический метод и системный анализ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретико-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей

1.1.Исторический аспект становления и развития пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в России

Современный смысл термин «пенсия» получил во французском законодательстве эпохи Великой французской революции (XIX век). До этого обычай вознаграждать заслуженных граждан пожизненным содержанием, хотя и существовал, но носил характер дара. Зачастую «награждались лица, пользовавшиеся особым расположением властей, потеря которого автоматически влекла за собой и лишение содержания»[2].


Так, еще при царствовании Петра I обозначилось издание первых нормативных актов о денежном (пенсионном) обеспечении отставных воинов. Петр I рассматривал государственное социальное обеспечение указанных лиц в качестве важнейшей основы стимулирования добросовестной военной службы: «Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Так чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали» [3].

Указом Петра I был утвержден Морской устав от 17 января 1720 года, в котором появились первые положения, относившиеся к морским чинам, о материальном обеспечении служивых людей и их семейств[4]. Морской устав предписывал: увечных, не способных ни к какой службе, пожизненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования и паспорт; вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа; 3) вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа; 4) сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать каждому 1/12 долю годового жалованья отца[5].

В конце XVIII в. был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам - независимо от количества лет службы. Пенсии либо пособия в денежной форме назначались также членам семей погибших (умерших) военнослужащих[6]. Некоторым отставным воинам, особенно раненым, выдавались денежные пособия в виде единовременных выплат от 4 до 7 руб. и на лечение от 3 до 5 руб. Их размер зависел от чина, должности и тяжести ранения. Российское законодательство того времени относило пенсии к разряду служебных наград[7].

В начале XIX в. в Российской империи был проделан значительный объем работы по созданию полноценной военно-пенсионной нормативной базы. Следует заметить, что 1803 год ознаменовался принятием первого пенсионного устава, который заложил основы правового регулирования пенсионного обеспечения служилых людей. По мере того, как складывалась практика применения данного устава, стало понятно, что устав предоставляет недостаточно гарантий достойной жизни всем «государственным людям». К концу царствования императора Александра I были начаты работы по объединению всех пенсионных положений в новый устав, но окончательное решение этого вопроса последовало уже в новое царствование.


После чего возникла необходимость в разработке нового устава, что и последовало в указе Императора Николая I от 6 декабря 1827 г.: «В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести и оклады жалованья, но и по завершении оной, за долговременное и беспорочное продолжение, определяются при отставке единовременные пособия»[8].

Император Николай I так охарактеризовал состояние военно­пенсионного дела того времени: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших»[9]

Попытка устранить эти недостатки, повысить правовые гарантии защиты пенсионных прав лиц, достойно служивших государству, была сделана в Уставе о пенсиях 1827 г. В Именном указе Императора Николая I, данном Сенату 6 декабря 1827 г. об утверждении данного Устава, отмечалось, что пенсионные законы «каждому лицу, посвящавшему жизнь свою на пользу родине, дали надежду на то, что за Богом молитва, а за Царем служба не пропадет, и что человек служилый на старости лет без куска хлеба не останется»[10].

Устав «о пенсиях» 1827 г. просуществовал в неизменном виде до 1858г. Затем указом Императора Александра II в него были внесены изменения, связанные с окладом воинам, награждение орденами Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием. Основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными вплоть до 1912 г.

Уже в Советское время, под социальным обеспечение понималась установленная государством система социально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, всестороннему обеспечению матерей и детей, медицинскому обслуживанию и лечению[11].

Система социального обеспечения военнослужащих в России после Октября 1917 года непрерывно менялась, но, несмотря на это, обеспечивала пенсионерам достойный уровень существования вплоть до развала СССР, что значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны и на качество службы в армии.

Понимание необходимости и важности пенсионного обеспечения граждан в советском государстве существовало с момента его образования. Первые нормативные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение, были разработаны в русле социал-демократических принципов, таких как всеобщность страхования и максимальное обеспечение рабочих в случае нуждаемости. Однако гражданская война и последующая разруха не позволили реализовать продекларированные нормы, а в условиях НЭПа возникли проблемы со сбором средств на социальное страхование. Правительство, с учетом первоочередных задач развития народного хозяйства, стало применять дифференцированный подход к обеспечению различных категорий советских граждан: в первые годы советской власти большое внимание уделялось раненным на фронтах гражданской войны красноармейцам, в конце 1920-х - начале 1930-х гг. - рабочим основных профессий, занятым на предприятиях, обеспечивающих индустриализацию, во время Великой Отечественной войны - военнослужащим и членам их семей. В результате данной социальной политики у миллионов советских граждан не было возможности получать какую-либо пенсию[12].


Участие Советского Союза в конфликте на озере Хасан (1938 г.), боях на Халхин-Гэле (1939 г.), советско-финской войне (1939-1940 гг.) привело к увеличению числа инвалидов войны и, соответственно, актуализировало задачу по изменению государственной политики. Перед Великой Отечественной войной был принят ряд мер, направленных на поддержку инвалидов вооруженных конфликтов конца 1930-х гг., появились постановления СНК СССР, регулирующие назначение пенсий различным категориям военнослужащих и их семьям, в том числе инвалидам[13]. Многократное увеличение числа инвалидов с началом Великой Отечественной войны привело к изменению в системе социального обеспечения и реабилитации инвалидов. За эти годы произошло расширение государственной помощи, которая включала в себя, помимо назначения пенсии и пособий, обеспечение продовольственными и промышленными товарами, льготное предоставление жилья, земельных участков, топлива. С 1942 г. начинают приниматься дополнительные меры, направленные на помощь в обучении и трудоустройстве инвалидов. В то же время затраты, связанные с пенсионным обеспечением, возрастали, что привело в 1943-1944 гг. к введению карательных мер в виде лишения пенсии по отношению к инвалидам II - III групп, не желающим трудиться, и снижению пенсионного обеспечения всех инвалидов. В годы войны предпринимались меры по оказанию продовольственной помощи инвалидам войны, существовала практика выделения в качестве помощи хлопчатобумажных и шерстяных тканей, швейных и трикотажных изделий, ниток, чулок и носков, кожаной и валяной обуви.

В 1945 г инвалиды войны и члены их семей: освобождаются от оплаты за обучение, им предлагаются льготы по сельскохозяйственному налогу и выполнению обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству, предоставляется возможность получения ссуды на строительство и восстановление жилых домов.

В целом социальное обеспечение и трудоустройство инвалидов в предвоенные годы и годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими и не компенсировали утраченного заработка, что приводило к необходимости введения натуральных форм поддержки и дополнительных льгот, а в вопросах трудоустройства помимо помощи государство использовало механизмы принуждения.[14]

В период правления Н.С. Хрущева происходило, массовое сокращение вооруженных сил, партийно-государственное руководство СССР вынуждено было заботиться и о материальном обеспечении демобилизованных. Остро встал вопрос трудоустройства, обеспечения жильем и социальной адаптации увольняемый военнослужащих. На протяжении 1953-1958 гг. Советом министров СССР и ЦК КПСС были приняты постановления, определяющие размеры пенсий, материальное обеспечение и порядок переквалификации и трудоустройства военнослужащих. Вместе с тем необходимо отметить, что льготы и привилегии в полном объеме распространялись в основном на военнослужащих, прослуживших в вооруженных силах 25 и более лет. Лица с выслугой менее 20 лет лишались значительной доли привилегий, а также пенсии.