Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
1.2. Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в современном праве РФ
Глава 2. правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
2.1. Виды пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
2.2. Порядок назначения пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
Из-за значительных сокращений расходов на армию в 1959 году был принят новый порядок исчисления пенсии военнослужащим и их семьям.[15]
Был значительно снижен максимальный размер пенсии для военнослужащих и изменен порядок ее назначения. В результате этих решений расходы на выплату пенсий по Министерству обороны сокращались примерно на 820 млн. рублей в год.
Было так же предусмотрено, что «средства, высвободившиеся в связи с упорядочением пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, будут обращены на строительство детских садов и яслей, школ, школ-интернатов и больниц».[16]
В дальнейшем в периоды 50- 80-х гг. Советский союз выполнял положения конвенции Международной организации труда от 28 июня 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения» хотя, формально не участвуя в ней. В этой конвенции указывались положения рекомендации об установлении пенсии на уровне не ниже 40 % прежнего заработка (в том числе и военнослужащих).[17]
Правовую основу пенсионного обеспечения военнослужащих проходивших службу в Советском государстве составили Постановления Правительств РСФСР и СССР, их около 12.
Советский порядок по назначению пенсии военнослужащим просуществовал до 1 января 1991 года. Новые положения по назначению, исчислению пенсии были определенны в Законе Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей».
Подводя итог, следует заметить, что история России показывает, что при всех режимах она проявляла заботу о военнослужащих. По мере развития социального обеспечения данной категории граждан и их семей укреплялась сама система Вооруженных сил, в том числе развивалась экономика, что влекло неуклонный рост национального дохода и повышения материального благосостояния людей. Сделать вывод о действительной заботе со стороны общества и государства о данной категории граждан, можно только тогда, когда она обеспечивает реальное социальное, экономическое и политическое равноправие с другими категориями граждан. А в связи с тем, что профессиональная деятельность военнослужащих связанна с реальным риском для жизни и здоровья, государство должно поставить материальное обеспечение военнослужащих выше других категорий граждан, к ним не приравненных
1.2. Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в современном праве РФ
Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (речь идет о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца) (Закон №166-ФЗ)[18], а военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Анализ показывает, что по ряду объективных и субъективных причин единая правовая основа, устанавливающая назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих, в настоящее время отсутствует. Во-первых, в действующем законодательстве нет общего определения понятия «военнослужащий». Так, в пенсионном (как и в военном) законодательстве, по меньшей мере, встречаются несколько определений данного понятия. В Законе №166-ФЗ дается предельно широкая его дефиниция. К военнослужащим отнесены: лица, проходившие военную службу по контракту (в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов) или по призыву (в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин). Однако в Законе Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» (Законе о военных пенсиях)[19] к числу военнослужащих не отнесены ни прокурорские работники, ни сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, что адекватно содержанию ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[20]. Во-вторых, положения, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, разнесены по разным законам и подзаконным нормативным правовым актам, что затрудняет как теоретическое осмысление данной проблемы, так и правоприменительную практику. Подчас эти положения противоречат друг другу (например, это нередко наблюдается при сопоставлении военного и общегражданского законодательства в анализируемой области). В-третьих, пенсионное обеспечение разных категорий военнослужащих регулируется разными законами. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, регулируется Законом №166-ФЗ; военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, - Законом о военных пенсиях; пенсии федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности в Министерстве обороны Российской Федерации, в случае замещения их гражданскими лицами (куда относятся должности, в частности, заместителей министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, начальника инспекции Министерства обороны Российской Федерации и еще целый ряд иных должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 №1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», исчисляются и выплачиваются опять же в соответствии с Законом №166-ФЗ.[21]
В-четвертых, государственное пенсионное обеспечение военнослужащих, относимых к разным министерствам и иным ведомствам, где законом предусмотрена военная служба, имеет особенности, предусмотренные не Законом о военных пенсиях, а законами, закрепляющими правовой статус соответствующих структур.
В-пятых, пенсионное обеспечение военнослужащих - часть системы государственного пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих. Ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закреплено единство правовых и организационных основ государственной службы (куда относятся: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба), предполагающее законодательное установление единого подхода к организации государственной службы, в том числе и к пенсионному обеспечению государственных служащих[22]. Хотя при этом п.2 ст.3 данного Закона предусмотрено, что «реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности».
На практике нередко возникают ситуации, когда военнослужащие после увольнения с военной службы намереваются выехать на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации (например, по месту жительства родственников). Поэтому необходимо разобраться в механизме выплаты пенсий военным пенсионерам в данном случае.
Статья 64 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 устанавливает, что вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными РФ или бывшим СССР с другими государствами. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, если международным договором РФ установлены иные правила, применяются правила международного договора, что солидаризируется с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[23].
Российская Федерация заключила несколько международных договоров о социальном обеспечении в данной сфере с другими государствами, а именно в рамках СНГ[24], с Литвой[25], с Латвией[26],с Эстонией[27], с Молдовой[28] и с Южной Осетией[29], поэтому необходимо установить, по законодательству какой страны будет осуществляться пенсионное обеспечение российских военнослужащих, проживающих соответственно в этих странах. По территориальному принципу пенсионного обеспечения, т.е. по законодательству той страны, на территории которой проживает бывший российский военнослужащий (его семья), будет осуществляться выплата пенсий данным лицам в странах СНГ (за исключением Грузии и Туркменистана), Молдове и Южной Осетии.
Соглашениями с «прибалтийскими странами», т.е. с Латвией, Литвой и Эстонией, установлен кардинально другой принцип. Согласно ему, пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей, осуществляется Российской Федерацией на условиях и по нормам ее законодательства. Для назначения и выплаты пенсий военным пенсионерам РФ создаются отделы социального обеспечения при Посольстве Российской Федерации в соответствующей республике. Финансирование данной деятельности также осуществляется через Посольство Российской Федерации в соответствующей республике. Непосредственным российским НПА, регулирующим данную сферу отношений, является Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 335 [30], о котором пойдет речь позже.
В отличие от большинства других государств - участников СНГ Грузия не присоединилась к Соглашениям СНГ от 14.02.1992 г. и от 15.05.2992 г. Несмотря на то, что в заключенном между Правительством РФ и Правительством Грузии 16.05.1997 г. Соглашении о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (ст. 9) предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Грузии, регулируется специальными соглашениями, на сегодняшний день таких соглашений не принято. Поэтому пенсионное обеспечение военнослужащих, являющихся гражданами РФ, которые проживают на территории Грузии, осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Заметим, что до 01.01.2015 г. вопросы выплаты пенсий гражданам РФ, выехавшим за границу, регулировались ФЗ 06.03.2001 г. № 21-ФЗ , а также принятым в его исполнение Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 г. № 510 . При этом действие указанных нормативных актов распространялись на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению военнослужащих.
В настоящее время в РФ данный вопрос регулируется новым Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386[31] и Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 335.
Таким образом, выплата пенсий военнослужащим и их семьям, проживающим в государствах - участниках СНГ (кроме Грузии и Туркменистана), Молдове и Южной Осетии производится в соответствии с законодательством этих государств, а выплата же пенсий данным лицам в Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и других государствах, с которыми не заключены соглашения в данной сфере отношений, осуществляется в соответствии с российским законодательством.
До изменений 2015 г. законодательство РФ в данной сфере отношений предусматривало выплату пенсий военным пенсионерам РФ, выехавшим за рубеж, по трем альтернативным порядкам:
- Выплата пенсий данным лицам перед их выездом за рубеж по их желанию в российских рублях за шесть месяцев вперед. Выплачиваемая сумма пенсии определялась путем умножения на шесть размера пенсии, установленного на день представления гражданином, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления о выплате пенсии и соответствующих документов.
- Выплата пенсий данным лицам на основании их заявления путем перевода пенсии за пределы РФ по месту постоянного жительства таких лиц независимо от даты их выезда из РФ, переезда из одного государства в другое и места жительства. Перевод пенсии за пределы РФ производился, начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы РФ, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учетом выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом), с соблюдением норм законодательства РФ о порядке выплаты пенсий, не полученных пенсионером своевременно. Пенсионный фонд РФ осуществлял перевод пенсии гражданину на его счет в банке или другом финансово - кредитном учреждении иностранного государства, в котором он постоянно проживал, если иное не установлено международным договором РФ. Перевод пенсии производился в иностранной валюте по курсу рубля, установленному ЦБ РФ на день совершения операции.
3) Выплата пенсии данным лицам по их заявлению на территории РФ независимо от даты их выезда из РФ, переезда из одного государства в другое и места жительства. Выплата пенсии производится органом, осуществлявшим пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ до его выезда за пределы указанной территории, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако, начиная с 01.01.2015 г., Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386[32] отменен выбор способов выплаты пенсий таким лицам и оставлен такой единственно возможный способ как выплата пенсий данным лицам на территории Российской Федерации на основании поданного ими или их представителями заявления о выезде за пределы территории Российской Федерации и прилагаемых документов. Выплата пенсии производится на территории РФ в рублях путем зачисления на счет гражданина в кредитной организации органом, осуществляющим его пенсионное обеспечение на территории РФ, либо по доверенности представителю гражданина. Выплата пенсии производится в установленном размере, за исключение сумм, выплата которых в соответствии с законодательством РФ обусловлена проживанием на территории РФ. Назначенные же до 01.01.2015 г. пенсии, выплата которых осуществляется путем перевода за пределы РФ, выплачиваются в прежнем порядке. При этом по желанию пенсионера продолжение выплаты пенсии может осуществляться в порядке, который введен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 1386.