Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
1.2. Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей в современном праве РФ
Глава 2. правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
2.1. Виды пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
2.2. Порядок назначения пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей в зависимости от последнего места службы осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;
в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;
г) Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;
д) Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.
Таким образом, в Законе от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, прямо предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц определяется в зависимости от последнего места службы, т.е. вне зависимости от того, срок службы по какому ведомству составил большую часть выслуги, и без учета желания бывшего военнослужащего.
Следовательно, в отличие от права на получение страховой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих страховые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.[38]
В соответствии со ст. 14 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, «в случае повторного определения на военную службу, военнослужащих получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения».
Подводя итог, следует отметить в частности повышение всех видов пенсий:
Новый закон о пенсионном обеспечении военнослужащих должен учесть то положительное, что достигнуто за почти двадцатилетний период действия Закона, исключить устаревшие, не соответствующие требованиям сегодняшнего времени, не согласованные с другими законодательными документами положения и нормы, а также принять во внимание огромную судебную практику.
Сегодня не вызывает сомнений, что залогом эффективного функционирования Вооруженных сил РФ, будет являться совершенствование кадрового потенциала, включающее привлечение в армию перспективных молодых людей, при качественном их отборе, чем будет происходить постепенное обновление кадров, а также сохранение на службе профессионалов своего дела. Решение этих задач в немалой степени зависит от создания эффективной системы мотивации и стимулирования служебной деятельности, а также повышения уровня социальной защиты военнослужащих Вооруженных сил РФ, в том числе посредством совершенствования системы пенсионного обеспечения
Заключение
Из истории России видно, что государство во все времена заботилось о благосостояние военнослужащих, но при разных правителях это осуществлялось в различной мере. По мере развития социального обеспечения данной категории граждан и их семей укреплялась сама система Вооруженных сил, в том числе развивалась экономика и социальная сфера, что влекло неуклонный рост национального дохода и повышения материального благосостояния людей. Из рассмотренных в данной работе положений можно сделать вывод о действительной заботе со стороны общества и государства о такой категории граждан как военнослужащие и предоставление им социального, экономического и политического равноправия с другими категориями граждан. А в связи с тем, что профессиональная деятельность военнослужащих связанна с реальным риском для жизни и здоровья, государство должно поставить материальное обеспечение военнослужащих выше других категорий граждан, к ним не приравненных.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[39]. Это в первую очередь должно предполагать формирование государственной социальной политики, которая соответствует концепции социального государства, в которой будут четко выражены приоритеты и направления социально-экономического развития, эффективные комплексы методов, механизмов, ресурсов и средств по их реализации, система социальной защиты граждан.
Особое место в системе правового регулирования занимает такая категория граждан, которая относится к специфической профессиональной группе. Это военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и приравненные к ним лиц. И это вполне объяснимо.
Во-первых, военнослужащие и члены их семей в силу специфики профессиональной деятельности относятся к группе социального риска. Каждый военнослужащий, честно выполняющий свой долг, должен быть уверен в своей социальной защищенности.
Во-вторых, социальная защита призвана не только обеспечивать нормальные условия служебной деятельности военнослужащих, но и компенсировать им повышенные психологические и физические нагрузки, служебные ограничения и неблагоприятные последствия наступления социальных случаев, влекущих за собой необходимость их социальной защиты.
В-третьих, существуют законодательно закрепленные ограничения в формировании доходов военнослужащих.
В-четвертых, в силу ограниченности возможностей федерального бюджета существуют ограничения в финансовом обеспечении социальных гарантий военнослужащих.
Действительно, за последнее время произошло увеличение военных пенсий (особенно для старших офицеров), но это увеличение произошло не на ту величину, которая следовала из прежнего законодательства (занижено было увеличение окладов по должности военнослужащих. Доказать же нарушение прав военных пенсионеров в судебном порядке достаточно сложно, так как их жизненный уровень все-таки не на много, но был повышен.
Такого нельзя сказать о пенсии по инвалидности и потере кормильца для лиц, проходивших военную службу по призыву и их семей. Анализ данной проблемы привел к выводу, что данный вид пенсии этой категории военнослужащих выплачивается в крайне низком размере, что по сути не допустимо, так как они одном на ряду с военнослужащими по контракту проходят военную службу и подвергаются риску для жизни и здоровья. Для них, последствия таких рисков оказываются гораздо плачевнее, учитывая низкие размеры пенсий. Из чего естественно вытекает, что граждане, являющиеся военнообязанными, будут всеми способами «отлынивать» от прохождения военной службы по призыву.
Для решения данной проблемы необходимо увеличить процент размера пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисляемый от социальной пенсии.
Обстановка с пенсией по инвалидности и по случаю потери кормильца, для военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, обстоит немного лучше, так как служба в армии является их профессиональной деятельностью. Государство на случай инвалидности и (или) по случаю потери кормильца, предоставляет военнослужащим инвалидам и (или) семьям погибших во время прохождения такой военной службы более достойную пенсию по сравнению с военнослужащими по призыву.
Немаловажным является порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим, так исходя из изложенного можно сделать вывод, что на данный момент пенсионное обеспечение военнослужащих, особенно тех, кто служит по призыву, находится в состоянии кризиса. Это подтверждается крайне низкими размерами выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Такое положение требует проведения серьезных научных исследований и выработки рекомендаций о путях проведения реформы всей социальной сферы.
В настоящее время Россия переживает сложный период, связанный с реформированием политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. Определенную роль при этом должен играть человек. Формирование России как демократического правового социального государства непосредственно связано с утверждением человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Достойный уровень жизни и социальная защищенность человека обеспечивают социальные права. Одним из главных является право на социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Система социального обеспечения в современной России находится в состоянии глубокого кризиса. Она характеризуется крайне низкими размерами выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Такое положение требует проведения серьезных научных исследований и выработки рекомендаций о путях проведения реформы всей социальной сферы.
Список литературы
- Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности"), (Заключена в г. Женеве 28.06.1952).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О воинской обязанности и военной службе"
- Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации"
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О страховых пенсиях"
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
- Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 10.02.2018) "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.08.2017)
- Баранков В.Л. Правовое регулирование социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 82 - 88.
- Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) // Российский военный сборник. Вып. 10. М.: ВУ, 1996
- Дегтерев Г. Согласно указам Петра // Пенсионное обеспечение. 2013. N 12
- Золотухин Г.А., Копытов А.В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2012
- Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 47 - 51.
- Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военно-пенсионных органов России // Военно-юридический журнал. 2017. N 10. С. 19 - 29.
- Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». М., 2007. С 47.
- Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. 2017.№4
- Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп.М.: Юстицинформ, 2016. С. 212.
- Полынский, А. С. Государственная политика в области социального обеспечения и трудоустройства инвалидов войны в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны /А. С. Полынский //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 2 (42). - С. 190-199.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 335 «О порядке выплаты пенсий, компенсаций и пособий пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, материального обеспечения личного состава отделов социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в этих государствах» // СЗ РФ. 1995. № 17.ст. 1542; 2005. № 23. ст. 2271.
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.12.2014. № 52 (часть I). ст. 7774.
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 29.12.2014. № 52 (часть I). ст. 7774.
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 4 октября 1993 г., N 40, ст. 3753.
- Постановление Совета Министров СССР № 876 от 27 июля 1959 года «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского
- Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 1.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о порядке предоставления социальных гарантий военным пенсионерам Российской Федерации, постоянно проживающим в Литовской Республике от 18 ноября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994.№ 2.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики от 30 апреля 1994 г. // СЗ РФ. 1995. № 21.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 4.
- Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей от 28 января 2014 г. // Бюллетень международных договоров. 2015.№ 9.
- Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики от 26 июля 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 7.
- Старцун В.Н. Юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2016. С. 46 - 47.
- Шикалова О.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016