Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1.Исполнительная власть: понятие, система и структура
1.2. Правительство России как высший федеральный орган исполнительной власти
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти в России
2.2. Основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
В правовой науке проблема исполнительной власти считается одной из труднейших проблем современности. Действительные характеристики данной ветви власти отражают реальное состояние государства в целом, а также с помощью нее, возможно, оценить потенциал, перспективы методов государственно - правового характера разрешения общественных проблем.
Итак, на территории России высшим федеральным органом, который осуществляет исполнительную власть, является Правительство РФ. Правовую основу его деятельности составляют нормы главы 6 Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации», так, согласно ст. 1 названного Закона Правительство РФ находится во главе системы исполнительной власти в России, а также иные федеральные законы, указы Президента РФ.
Актуальность работы заключается в том, что Правительство РФ, как высший орган исполнительной власти, играет большую роль в жизни всей страны, в частности занимается решением задач государства в целом, является фактором развития российского общества. Его общественную направленность характеризуют его составляющие, задачи, поставленные перед ним. Они показывают всю важность деятельности Правительства РФ в развитии самостоятельного государства, в его процветании, а также в функционировании гражданского, нормального, стабильного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в области функционирования исполнительной власти РФ.
Предметом работы являются правовые нормы, которые закрепляют статус высшего органа исполнительной власти РФ, регламентируют его систему и структуру, а также положение его членов, порядок осуществления организации деятельности, к которым следует относить: Конституцию РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 22.03.2017) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» и так далее.
Целью работы является изучение правового статуса органов исполнительной власти РФ.
Задачами работы являются:
- рассмотреть понятие, систему и структуру исполнительной власти;
- охарактеризовать Правительство России как высший федеральный орган исполнительной власти;
- изучить основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти в России;
- исследовать основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
При проведении исследования использовались общенаучные и частные методы познания, а именно: сравнительно-правовой, формально-логический, исторический, технико-юридический.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1.Исполнительная власть: понятие, система и структура
Функционирование государства реализуется через образуемые государственные органы. Они представляют собой совокупность всех видов органов государственной власти. Государственный аппарат, в целом, сочетает в себе такие органы, для которых характерны общие свойства, которым принадлежат общие черты конкретно для этой совокупности, и выделяющим принадлежность органов к государству, к осуществлению ими государственной власти[1].
Органам государственной власти присущи такие общие признаки, как: составная, организационно обособленная совокупность органов государства; урегулированный государством порядок образования; обладают своей компетенцией; выделение государством материальных средств для осуществления предоставленных функций; имеют взаимосвязанную внутреннюю структуру.
Таким образом, государственный орган представляет юридически оформленную действующую в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенную своей компетенцией и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством.
Положение статьи 10 Конституции РФ закрепило принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную[2], что определяет самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам других ветвей власти в РФ.
Часть 2 ст. 77 Конституции РФ предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти РФ и ее субъектов .
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ) сформировал единые подходы к формированию системы органов государственной власти в субъектах Федерации и определил, что их деятельность должна основываться на таких принципах, как: единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий[3].
Законодатель не дает нам определений «исполнительной власти» и «органа исполнительной власти». Мнения относительно данных дефиниций выносятся на обсуждение учеными-теоретиками в своих научных работах. Необходимо отметить, что в ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ термины «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» используются в одном значении. Также отсутствует их юридически закрепленное определение, имеются лишь указания на существование исполнительной как разновидности ветви государственной власти, единой системы исполнительной власти, признаки, принципы и функции их организации и деятельности.
До 2010-х годов высказывались самые различные точки зрения по исследуемому вопросу. Среди ученых этого периода можно обратить внимание на К.С. Бельского, Ю.И. Мигачева, Л.Л. Попова, Ю.Н. Старилова, Н.Ю. Хаманеву, В.Ф. Халипова.
К основным и наиболее существенным признакам органов исполнительной власти С.Н. Братановский относит:
- Сущность органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
- Органы исполнительной власти являются внешней формой
- выражения исполнительной власти. Они образуются с целью практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
- Основная задача органа исполнительной власти - правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение нынешних законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.
- Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер, в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
- Присуща организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.).
- Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это основной признак органа исполнительной власти[4].
Особый интерес вызывает высказывание С.Н. Братановского по поводу признаков органов исполнительной власти. В дополнении к выше перечисленным, С.Н. Братановский так же относит к ним: право нормотворческой деятельности; порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти; наличие своего наименования; закрепленная Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ответственность органов исполнительной власти и должностных лиц; орган исполнительной власти - юридическое лицо, которое имеет гербовую печать и может вступать в гражданско-правовые отношения; деятельность органа исполнительной власти финансируется и материально обеспечивается за счет средств федерального бюджета и средств субъекта РФ[5].
В первую очередь обращаем внимание на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г.[6]. В ст. 10 Конституции РФ закреплено следующее принципиально важное положение: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Систему государственных органов исполнительной ветви власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, организация и деятельность которого урегулированы в нормативном правовом акте, по юридической силе приравненном к федеральному конституционному закону Российской Федерации[7]. Речь идет о Федеральном конституционном законе РФ от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»[8]. В ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 14 мая 1997 г. закреплено следующее положение: «Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».
Сама же система государственных органов исполнительной ветви власти закрепляется в подзаконном нормативном правовом акте. Таковым, как правило, является указ Президента РФ. Ныне в Российской Федерация система государственных органов исполнительной ветви власти закреплена в Указе Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Анализ положений Указа Президента РФ от 15 мая 2018 г. позволяет выделить три группы государственных органов исполнительной ветви власти:
- федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
- федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
- федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
В первую группу включены федеральные министерства: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации (всего пять федеральных министерств).
Во вторую группу включены иные федеральные министерства: Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Министерство спорта Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации (всего 16 министерств).
Отдельные федеральные министерства состоят из федеральных служб. Представляется обоснованным критика названий тех федеральных служб, в названии которых использован термин «надзор» (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.), ибо таковой в Российской Федерации должна осуществлять исключительно прокуратура.