Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1.Исполнительная власть: понятие, система и структура
1.2. Правительство России как высший федеральный орган исполнительной власти
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
2.1. Основные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти в России
2.2. Основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Как уже отмечалось выше, федеральные органы исполнительной власти для осуществления их полномочий могут создавать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют свою деятельность в субъектах Федерации, а также на территориях нескольких субъектов РФ.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти 12 мая 2008 г. был принят указ Президента РФ №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Согласно Указу Президент осуществляет руководство деятельностью 5 министерств (МИД, МО, МВД, МЮ, МЧС), 11 федеральных служб и 4 федеральных агентств. Правительство осуществляет руководство деятельностью 12 министерств. В настоящее время Председатель Правительства Российской Федерации имеет восемь заместителей.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.
К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.
Это наиболее подвижная и изменяемая часть структуры исполнительной власти. Комиссии создаются и ликвидируются, их статус часто меняется или обновляется. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения.
Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств и государственных комитетов. По сути, образование комиссии говорит об изъятии функций от ведомства и переложении их на временно действующий орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется именно как «орган правительства».
Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
2.2. Основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В согласовании с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»[12] работа органов государственной власти субъекта РФ исполняется в согласовании с такими принципами, как:
а) муниципальная и территориальная целостность РФ;
б) распределение суверенитета РФ на всю её местность;
в) главенство Конституции РФ и федеральных законов на всей местности РФ;
г) целостность системы государственной власти;
д) деление государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях сбалансированности компетенций и исключения концентрации всех обязанностей в ведении одного органа государственной власти или должностного лица;
е) разделение предметов ведения и компетенций между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельное проведение органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им прав и обязанностей;
з) самостоятельное воплощение собственных компетенций органами местного самоуправления[13] .
Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав народа на участие в управлении делами страны как самостоятельно, так и посредством собственных представителей, в т.ч. методом законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.
Система органов исполнительной власти утверждается законодательными органами субъектов РФ сообразно представлению председателя правительства (губернатора, главы администрации). Эти органы и их структурные подразделения имеют возможность наделяться статусом юридического лица, формируются и работают в согласовании с положениями о них, утверждаемыми определенным правительством либо единоличным управляющим исполнительной власти субъекта РФ.
Базы правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, регламент их формирования и укомплектования кадрами муниципальных служащих упорядочивается Конституциями, уставами, особыми законами - о правительстве, о губернаторе, об администрации, о схеме органов исполнительной власти и т.п[14].
Органы государственной власти субъекта РФ способствуют развитию местного самоуправления на местности субъекта РФ.
Компетенция органов государственной власти субъекта РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законодательством, иными федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и изменяются лишь методом внесения определенных поправок в Конституцию РФ и (либо) пересмотра её положений, методом внесения изменений и (либо) дополнений в ФЗ, методом принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ или методом внесения соответственных конфигураций и (либо))добавлений в указанные акты[15].
Разделение предметов ведения и компетенций между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным соглашением и прочими контрактами о разделении предметов ведения и компетенций, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Высшее должностное лицо образует верховный исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Базовые компетенции которого состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении государственной политики в области бюджетирования, образования, науки, здравоохранения, общественного обеспечения и природопользования. В границах данных компетенций он организует органы исполнительной власти субъекта Федерации; выполняет меры по реализации, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина, охране имущества и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, проекты программ социально-экономического развития региона; обеспечивает пополнение бюджета субъекта, составляет отчеты о его выполнении и об итогах проведения социально-экономических программ; заключает соглашения с федеральными органами исполнительной власти о разделении предметов ведения, а также соглашения с ними; выполняет прочие компетенции, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации[16].
Органы исполнительной власти субъекта Федерации действуют на базе положений о них, утверждаемых верховным органом исполнительной власти субъекта.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты - указы (распоряжения) и постановления. Правовые акты издает также верховный исполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются в законодательный орган государственной власти субъекта. Верховный исполнительный орган государственной власти субъекта вправе рекомендовать преобразования и дополнения в эти акты, их отмену или апеллировать их в судебном порядке.
Конституция, законы и другие нормативные акты субъекта Федерации (в том числе акты органов исполнительной власти) обязательны для выполнения всеми находящимися на местности субъекта органами государственной власти, иными муниципальными органами и муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, публичными объединениями, должностными лицами и гражданами. Несоблюдение данных актов влечет предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Федерации ответственность. Если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она будет установлена законом субъекта.
Правовые акты верховного должностного лица и верховного исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также правовые акты должностных лиц, противоречащие законодательству, подлежат опротестованию прокурором.
ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определяет несколько значимых положений, основной значение которых состоит в укреплении принципа законности в работе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, в обеспечении неуклонного соблюдения на всей местности РФ требований Конституции РФ, федеральных законов, расширении компетенций Президента РФ.
Президент вправе аннулировать действие акта верховного должностного лица субъекта Федерации, а также акта органа исполнительной власти субъекта в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам либо нарушения прав и свобод населения до решения этой дилеммы судом.
Президент РФ вправе преждевременно прервать деятельность высшего должностного лица субъекта Федерации методом отстранения его от должности. Это влечет за собой отставку возглавляемого им исполнительного органа. Президент в данных обстоятельствах может назначить временно выполняющего полномочия высшего должностного лица, если другой регламент не предусмотрен конституцией (уставом) субъекта Федерации.
Определенные функции и обязанности других исполнительных органов субъектов Федерации определяются в конституциях (уставах) данных субъектов. Данные органы осуществляют на своей местности отраслевое и межотраслевое управление, координируя свою работу с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, действующими в пределах республик, краев, областей и т.п.
Организация муниципального управления в разных субъектах Федерации не строится по шаблону. В конституциях (уставах) субъектов имеется разный уровень детализации управленческих функций и обязанностей.
В республиках (к примеру, Татарстане) ведущая роль принадлежит правительствам, часто возглавляемым главами республик. Возглавляет систему органов муниципального управления Президент республики. В состав Кабинета Министров входят премьер-министр, его заместители, министры и руководители остальных органов муниципального управления республики. Кабинет Министров ориентирует работу республиканских органов муниципального управления, в числе которых министерства и остальные органы, управляющие определенными ветвями управления либо исполняющие межотраслевое управление, подчиняясь Президенту и Кабинету Министров республики[17].
Приведенные позиции в целом отражаются в конституциях всех входящих в состав РФ республик. В краях, областях, других субъектах Федерации определенные нормы об организации регионального управления зафиксированы в их уставах. Но, как и в республиках, при этом в большей мере тут имеется большое множество подходов к решению данных трудностей. Также стоит указать и на имеющееся в нескольких случаях наиболее развернутое определение функций органов исполнительной власти. В этом отношении показательны уставы Тамбовской, Свердловской, Ленинградской областей.
Определены ветви и сферы, в которых администрация исполняет свои обязанности: планирование, бюджет, учет; управление собственностью области и взаимодействие с организациями разных форм собственности; сельское хозяйство, регулирование земельных отношений, жилищное хозяйство, благоустройство местности и защита природы, энергетика, инженерное снабжение, строительство и реконструкция, транспорт, дорожное хозяйство, связь и коммуникации, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание граждан, труд и занятость граждан, здравоохранение, образование и т.д.
Следовательно, налицо принципиальная сходность главных задач, стоящих перед федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В принципе схожи и организационно-правовые формы управления, т.е. конкретные субъекты исполнительной власти .