Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы сущности и особенностей оплаты труда на государственной гражданской службе
1.1. Формирование фонда оплаты труда государственных служащих
1.2. Построение системы оплаты труда государственных гражданских служащих
2. Совершенствование оплаты труда государственных гражданских служащих
2.1. Формирование модели системы мотивации государственных гражданских служащих
2.2. Реформирование системы оплаты труда государственных служащих
Введение
Реформа государственного управления, проводимая в России, в целом отвечает мировым тенденциям. Во многих европейских странах, начиная с 80-х годов XX века, в систему государственного управления внедряются комплексные программы управления по результатам и бюджетирования, ориентированные на результат, заимствованные из корпоративного сектора экономики.
Международный опыт свидетельствует о том, что системы оплаты труда государственных гражданских служащих существенно отличаются разнообразием форм, разрабатывались в каждой стране по-своему, с учётом традиций, законодательства, уровня развития государственных институтов и модели рынка труда. Разработка критериев эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих является одной из важнейших задач Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации» и неотъемлемой частью целостного подхода к государственному управлению.
Применяемые принципы оплаты и системы стимулирования служебной деятельности гражданских служащих в Российской Федерации устарели и не отвечают требованиям времени. В этих условиях поиск оптимальной и эффективной модели стимулирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих становится актуальным для всех органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Цель работы, изучить особенности оплаты труда на государственной гражданской службе.
Для реализации поставленной цели следует рассмотреть следующие вопросы:
- дать понятие и общую характеристику оплаты труда гражданских служащих;
- рассмотреть особенности материального стимулирования служащих, его и современное состояние;
- провести анализ оплаты труда и материального стимулирования рынка и гражданских служащих и рассмотреть перспективные направления их развития в России.
Предметом исследования в работе является оплата труда.
Объект исследования – оплаты труда гражданских служащих.
В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.
Информационной базой для написания курсовой работы явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, периодическая печать, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.
1. Теоретические основы сущности и особенностей оплаты труда на государственной гражданской службе
1.1. Формирование фонда оплаты труда государственных служащих
Основным правовым актом, регулирующим фонд оплаты труда в федеральных органах власти является Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а порядок формирования фонда оплаты труда федеральных органов государственной власти устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В Федеральном законе, главе 10 «Оплата труда гражданских служащих» фонду оплаты труда посвящена специальная статья 51 «Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа». В ней сказано, что должностной оклад дополняется средствами за классный чин в (размере 4 должностных окладов), ежемесячными надбавками за выслугу лет (3 оклада), за особые условия работы (14 должностных окладов), за работу с государственной тайной (1,5 оклада), за выполнение особо важных заданий (2 оклада), ежемесячного денежного поощрения по указу Президента Российской Федерации, а также единовременно при предоставлении отпуска и материальной помощи (3 оклада). Эти средства могут быть перераспределены представителем нанимателя, то есть руководителем органа власти. Фонд оплаты может быть увеличен за счет районных коэффициентов и за счет повышенного денежного содержания, устанавливаемого Президентом Российской Федерации.
Премиальный фонд согласно действующему законодательству заложен в фонд оплаты труда, определяемый Министерством финансов Российской Федерации на финансовый год. Премии распределяются ежеквартально или ежемесячно в размере 2-х должностных окладов в год. Однако существуют резервы для повышения премиального фонда, и, как правило, – это экономия: за счет вакантных рабочих мест и за счет больничных листов. Решения о материальном стимулировании федеральных органов государственной власти, в том числе и контрольно-надзорных, принимает Правительство Российской Федерации. Сумма, выделяемая на стимулирование, включает средства на стимулирование центрального аппарата федерального органа государственной власти и территориальных управлений.
В настоящее время на государственной гражданской службе наиболее распространена традиционная схема оплаты труда, включающая основу - в виде должности и классного чина, а также дополнения - в виде оплаты за выслугу лет, особенностей труда и др.
Внедрена и новая схема оплаты – по эффективности и результативности деятельности государственных служащих. Эта схема больше соответствует современным тенденциям реформирования оплаты труда и нацелена на повышение эффективности государственного управления. Традиционная форма оплаты труда предполагает следующий порядок формирования. Денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:
1) должностного оклада;
2) оклада за классный чин;
3)дополнительных выплат.
Таким образом, оклад месячного денежного содержания государственного гражданского служащего включает должностной оклад и оклад за классный чин. Это гарантированный минимум для любого госслужащего, что же касается остального содержания, то оно выплачивается в зависимости от стажа – выслуги и сложности порученной работы.
Размер должностного оклада и надбавка за квалификационных разряд определено приложением к Указу Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих». Указ был принят 25 июля 2006 года и последние изменения в него вносились в 2013 году [3, с. 45].
Ежемесячная надбавка за квалификационный разряд начисляется только в органах федеральной власти, где законодательством предусмотрено их наличие. Аналогично производится начисление и за классный чин - только в тех органах, где наличие классных чинов законодательно определено.
Надбавка за выслугу лет выплачивается ежемесячно, зависит от размера должностного оклада, но выплаты производят только после установления комиссией стажа государственной службы. Ежемесячная надбавка к должностному окладу федерального государственного служащего за выслугу лет составляет при стаже госслужбы от 1 года до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 до 15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%.
Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы дифференцируются в зависимости от группы должностей. По высшей группе должностей гражданской службы - от 150 до 200 % должностного оклада; по главной - от 120 до 150 %; по ведущей группе - от 90 до 120 %; по старшей - от 60 до 90 %; и по младшей группе должностей гражданской службы - до 60 % должностного оклада.
Эта надбавка является действенным средством стимулирования эффективной работы государственных служащих и выплачивается как поощрение за качественный труд. Это дополнительный рычаг воздействия через материальную заинтересованность. Однако, по размерам он ограничен сметой на выплату зарплаты на финансовый год.
Представитель нанимателя своим решением ежегодно в начале года устанавливает государственным служащим, в зависимости от занимаемой должности, ежемесячную надбавку за особые условия государственной службы. В течение года надбавка может меняться по решению руководителя.
Критериями для установления надбавки за особые условия работы могут быть участие в разработке проектов законов, нормативных актов, участие в комиссиях, совмещение на рабочем месте, командировки, особые поручения, допущение к конфиденциальной информации на постоянной основе, ответственность при принятии решений, участие в срочных и ответственных заданиях и т.д. Максимальный размер надбавки не может превышать 200 процентов должностного оклада.
Оклады денежного содержания государственных служащих федерального уровня подлежат ежегодной индексации с учетом инфляции в соответствии с законом о федеральном бюджете. Правительство готовит представление об индексации окладов денежного содержания, а непосредственно решение принимается Президентом РФ.
Конкретные размеры фонда, а также предельная численность гражданских служащих федеральных органов исполнительной̆ власти и их территориальных органов утверждаются решениями Правительства Российской Федерации с учетом периодической индексации как должностных окладов, так и иных составляющих денежного содержания гражданских служащих.
8 сентября 2011 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении был принят проект Федерального закона, согласно которому, оплата труда государственных служащих с 2012 года производится в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Это был один из первых шагов на пути совершенствования системы оплаты труда государственных служащих, повышения результативности их деятельности. Гарантом высокой мотивации и результативности работы аппарата контрольно-надзорных органов является обеспечение постоянной зависимости размеров оплаты труда от итогов профессиональной деятельности и результатов самого органа власти.
Таким образом, показатели результативности для государственных гражданских служащих внедряемой новой системы оплаты труда учитывают следующие основные критерии:
- соответствовать всем основным функциям федерального органа, отдела, департамента, государственного служащего;
- полноценно отражать свойства и качества объекта управления;
- максимально отражать возможности государственного служащего при воздействии на объект управления;
- быть ограниченными по количеству,
- сама новая система формирования фонда оплаты труда должна быть эффективной, то есть затраты на организацию оплаты труда по результатам не должны превышать положительные результаты от ее внедрения.
Результативность деятельности государственных гражданских служащих выражается через систему как количественных, так и качественных показателей-индикаторов.
После оценки показателей в зависимости от результата принимаются следующие решения:
- о поощрении коллектива;
- об обязательном повышении квалификации гражданских служащих;
- о назначение аудита структурного подразделения;
- назначение проверки отдела, служебной проверки в отношении гражданских служащих с применением дисциплинарных взысканий установленных законодательством;
- о занесении на «Доску Почета»;
- об объявлении благодарности.
Плановый премиальный фонд устанавливается один раз в год, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год на момент принятия решения, о премировании при наличии экономии по фонду оплаты труда. Но, как видно в данном случае, для мотивации используются не только материальные методы стимулирования.
Новые подходы к формированию фонда оплаты труда выражены в совершенствовании нормативно-правовой базы, где особое место уделяется такому инструменту как срочный служебный контракт. Он позволит лучше учитывать специфику государственного органа власти и деятельности государственных служащих, работающих в нем, лучше отражать поставленные цели и задачи. Изменениями в федеральный закон «О государственной службе РФ» предлагается исключить обобщенные показатели эффективности и результативности общие для госоргана и госслужащих.
1.2. Построение системы оплаты труда государственных гражданских служащих
«Реформа государственной службы – глобальное явление, охватившее и экономически сильные государства, и те, которые только встают на путь самостоятельного развития. Показательно, что в проекте Европейской конституции … зафиксировано новое право человека – право на хорошее управление, под которым понимается то, что органы беспристрастно и справедливо, без проволочек и по существу обязаны рассматривать обращения граждан, а также то, что избранные представители администрации действуют в интересах населения» [1, с. 21].