Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы сущности и особенностей оплаты труда на государственной гражданской службе
1.1. Формирование фонда оплаты труда государственных служащих
1.2. Построение системы оплаты труда государственных гражданских служащих
2. Совершенствование оплаты труда государственных гражданских служащих
2.1. Формирование модели системы мотивации государственных гражданских служащих
2.2. Реформирование системы оплаты труда государственных служащих
2. Совершенствование оплаты труда государственных гражданских служащих
2.1. Формирование модели системы мотивации государственных гражданских служащих
При существующем многообразии моделей оценки эффективности в субъектах Российской Федерации сохраняется актуальность в формировании единых принципов разработки показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации. Соответственно, вопросы оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих нашли отражение в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплено, что в служебном контракте «могут предусматриваться показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда». Кроме этого, «по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте».
Материальное стимулирование государственных гражданских служащих Российской Федерации с учётом результатов их профессиональной деятельности должно осуществляться в целях:
- эффективного исполнения функций, возложенных на органы исполнительной власти;
- привлечения на государственную службу специалистов, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми и этическими качествами;
- эффективного использования бюджетных средств.
При разработке и внедрении системы материального стимулирования государственных гражданских служащих должны учитываться основополагающие принципы, сформулированные опытом европейских стран.
- Необходимости распределения полномочий в рамках системы материального стимулирования государственных гражданских служащих.
- Обоснованного определения доли премий, выплачиваемых с учётом результатов профессиональной деятельности, в том числе за достижение конкретных целевых показателей, в денежном содержании государственных гражданских служащих.
- Необходимости создания системы объективного контроля и оценки профессиональной деятельности государственных гражданских служащих при организации их материального стимулирования с учётом результатов.
В отечественной и зарубежной теории и практике сложились достаточно разнообразные представления формирования модели стимулирования профессиональной служебной деятельности государственных служащих.
Предлагается механизм совершенствования существующей системы оплаты труда, в частности, разработан методический подход к оценке результативности деятельности государственных служащих, включающий два элемента:
1) анализ направления деятельности государственного органа и разработка ключевых показателей по каждому из них;
2) интегральная оценка уровня вклада конкретного служащего в деятельность государственного органа, включая разработку ключевых показателей по категориям и группам должностей.
Разработан алгоритм расчёта интегрального показателя оценки результативности деятельности государственных служащих по десяти- балльной шкале.
Для определения показателей, характеризующих деятельность государственных гражданских служащих, могут учитываться достижения государственных гражданских служащих, отнесённые к конкретной должности, и достижения государственных гражданских служащих, связанные с повышением уровня образования, квалификации, расширением перечня выполняемых функций.
В первом случае могут использоваться планируемые и фактические показатели деятельности органа исполнительной власти в отчётном году, сгруппированные по стратегическим целям, тактическим задачам и соответствующим им бюджетным целевым программам.
Во втором случае могут использоваться показатели, характеризующие получение дополнительного профессионального образования, подтверждённого соответствующими документами.
Определение условий и размеров материального стимулирования государственных гражданских служащих должно укладываться в при- мерную принципиальную схему:
1. Определение величины фонда материального стимулирования государственных гражданских служащих по результатам деятельности. Существующая практика показала «целесообразность выделения в фонд материального стимулирования государственных гражданских служащих не менее 20% фонда оплаты труда по должностям государственной службы, оплачиваемым по результатам деятельности (руководители)».
2. Определение структуры распределения фонда материального стимулирования государственных гражданских служащих по результатам деятельности.
3. Оценка показателей (результатов) деятельности государственных гражданских служащих на основе анализа статистической, финансовой и иной официальной отчётности и сопоставления запланированных на отчётный период и фактически достигнутых показателей деятельности (количественных и качественных).
4. Определение размера индивидуальных премий государственных гражданских служащих осуществляется через умножение величины установленного для него фонда материального стимулирования по результатам деятельности на суммарный показатель достижения гражданским служащим всех зафиксированных целей.
Формирование показателей оценки результативности деятельности государственных органов и государственных служащих и использование этих показателей в системе материального стимулирования является серьёзной проблемой и на региональном уровне.
Исходя из анализа существующей практики использования показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих субъектов Российской Федерации можно выделить следующие группы показателей:
- показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, характеризующие эффективность и результативность деятельности государственных органов исполнительной власти (показатели конечного эффекта);
- показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, характеризующие качество принятия и исполнения управленческих и иных решений (показатели непосредственного результата);
- показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, характеризующие правовое, организационное и документационное обеспечение указанных решений (показатели процессов).
В предлагаемой модели премии могут предоставляться по результатам выполнения гражданскими служащими особо важных и сложных заданий в учётном периоде и разовых особо важных и сложных заданий.
Понятие «особые условия гражданской службы» федеральным законом не раскрывается, но отдельные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации содержится её толкование.
Под особыми условиями понимается прохождение службы в неблагоприятных условиях, сложность, напряжённость труда, специальный режим работы.
Единых и определённых критериев установления указанной надбавки, которая, исходя из своего названия, должна выплачиваться за сложность и интенсивность деятельности определённых гражданских служащих, однако на практике она выплачивается практически всем государственным служащим и давно играет роль не стимулирующего фактора, а компенсационной выплаты.
Указанная надбавка была введена в 1997 году во всех субъектах Российской Федерации, и её размер составлял 20%. С 2002 года предельный размер этой надбавки возрос в 10 раз и составляет до 200% должностного оклада в зависимости от групп замещаемых должностей.
В субъектах Российской Федерации используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. В ряде субъектов, например в Московской области, указанная надбавка устанавливается дифференцированно в процентах от должностного оклада.
В Приморском крае в соответствии с законом «О реестре должностей государственной гражданской службы Приморского края и о денежном содержании государственных гражданских служащих Приморского края», ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается в следующих размерах:
1) по высшей группе должностей гражданской службы – от 150 до 200 процентов должностного оклада;
2) по главной группе должностей гражданской службы – от120 до150 процентов должностного оклада;
3) по ведущей группе должностей гражданской службы – от 90 до 120 процентов должностного оклада;
4) по старшей группе должностей гражданской службы – от 60 до 90 процентов должностного оклада;
5) по младшей группе должностей гражданской службы – до 60 процентов должностного оклада.
Порядок выплаты государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации премий за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя и включает несколько обязательных элементов:
1. Премию за учётный период, предполагающую оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти конкретного субъекта Российской Федерации; определение фонда премирования органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; определение личного трудового вклада гражданского служащего субъекта Российской Федерации и определение размера премии гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
2. Единовременную премию, которую можно рассматривать в двух вариантах. При первом варианте определяется личный трудовой вклад гражданского служащего и размер его премии. Во втором случае решение о выплате и размере единовременной премии гражданскому служащему может принимать представитель нанимателя по представлению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Безусловно, премирование государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации зависит от оценки эффективности и результативности государственного органа исполнительной власти конкретного субъекта Российской Федерации.
Соответственно, алгоритм расчёта последнего может включать:
1. Перечень показателей оценки эффективности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждённый руководителем субъекта Российской Федерации.
2. Годовой план по достижению показателей оценки эффективности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с разбивкой по кварталам (показатели по управлению государственными программами утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации).
3. Проведение оценки достижения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей эффективности по итогам учётного периода.
4. Проведение расчёта эффективности деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации как средневзвешенное оценок достижения целевых значений показателей эффективности. Оценка эффективности и результативности деятельности государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Феде рации может также включать:
- управление государственными программами (78 показателей);
- оказание государственных услуг (50 показателей);
- осуществление государственных функций (29 показателей);
Мониторинг результативности иной деятельности (94 показателя), в том числе:
- рассмотрение обращений граждан, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления;
- исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, главы субъекта Российской Федерации.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты Российской Федерации при формировании показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих: - на федеральном уровне отсутствует нормативное регулирование; - отсутствует единый подход к определению механизма расчёта денежного содержания гражданских служащих в зависимости от достижения показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного органа; - отсутствует механизм определения вклада гражданского служащего в достижении показателей эффективности деятельности государственного органа;
- отсутствуют сбалансированные показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих субъекта Российской Федерации (необходимость и достаточность критериев).