Файл: Понятие и классификация юридических фактов ( Понятие юридического факта ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Понятие юридического факта
1.2 Признаки юридического факта
1.3 Функции юридического факта
1.4 Классификация юридических фактов
2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В МЕХАНИЗМЕ И ИХ СОСТАВ
2.1 Юридические факты – события и действия: понятие и отличие
2.3 Юридические факты состояния
2.5 Дефектность юридических фактов
2.7 Фиксация, удостоверение и доказывание юридических фактов
Естественные состояния существуют независимо от наличия государства и права, однако законодатель учитывает их при нормировании общественных отношений. Не создавая такие состояния, право "открывает" их, придает им правовую окраску и юридическое значение (состояния человека, иные состояния, встречающиеся в природе).
Другие состояния существуют исключительно в правовой сфере. Как правовые образования они конструируются, формируются с помощью права, и вне права их бытие невозможно. К ним, в частности, относятся правоспособность, дееспособность, гражданство, судимость и т.д.
Указанные виды состояний в литературе предложено называть естественными и искусственными правовыми состояниями.
Наименование "искусственные правовые состояния" нам представляется не совсем удачным. Как представляется, речь здесь должна идти о другом.
О естественных правовых состояниях говорят, когда государство при помощи правовых норм превращает состояния в правовые, придает им определенную правовую форму или когда состояние получает закрепление в законодательстве . Фактические состояния как реальные свойства субъектов нормами права не закрепляются и не устанавливаются, поскольку право не может воздействовать каким-либо активным образом на состояние здоровья, состояние алкогольного или наркотического опьянения, беременность и т.д., которые существуют объективно и независимо от права. Нормы права лишь могут предусмотреть естественные состояния гражданина посредством отражения их признаков в своих нормативных моделях. Как реальные свойства конкретного человека в таких моделях они выступают как определенного рода юридический "слепок" с фактической реальности, характеризующей человека как живое существо. А поскольку такие состояния есть явления действительности, их следует именовать естественными состояниями. Данные состояния могут иметь юридическое значение, и в этом смысле они являются естественными потенциально юридическими состояниями. Юридически значимыми естественные состояния могут стать при наступлении всей совокупности необходимых условий, с наличием которых нормы права связывают те или иные юридические эффекты. Следовательно, вне рамок существования конкретной социальной ситуации, которая отвечает требованиям условий нормы права, пол человека сам по себе не имеет юридического значения и может характеризоваться лишь возможностью их наступления в будущем. Поэтому он и выступает как естественное потенциально юридическое состояние личности. Будучи отражено в нормах права, такое состояние становится юридически значимым (правовым состоянием) в определенной социальной ситуации (момент или период времени), которая предусмотрена нормой права.[3]
Что же касается состояний, существующих исключительно в правовой сфере, то право их устанавливает и закрепляет и они реальны лишь в той же мере, в какой реально само право. Поэтому целесообразно их именовать не искусственными правовыми состояниями, а, собственно, нормативными состояниями.
Нормативное состояние личности как реальное юридическое свойство и его модель, содержание которой образуют признаки свойства, как правило, совпадают.
Так, в соответствии со ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Недееспособность выступает здесь как реальное юридическое свойство, обозначаемое нами в качестве нормативного состояния личности, которое имеет юридическое значение.
В то же время, основанием существования нормативных состояний нередко являются их юридически значимые естественные состояния.
Например, ст. 29 ГК РФ определяет, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Недееспособность как нормативное состояние в данном случае есть результат такого юридически значимого естественного состояния человека, как непонимание вследствие психического расстройства значения своих действий или неспособность руководства ими.
Законодатель использует нормативное состояние в качестве специального технико-юридического приема для того, чтобы, однажды предусмотрев наличие тех или иных естественных свойств личности, в дальнейшем к ним не возвращаться. В противном случае каждый раз для указания на такие естественные свойства личности в диспозиции нормы права пришлось бы перечислять все необходимые признаки, что с точки зрения нормативной экономии было бы неэффективно.
Рассмотрение нормативных состояний в качестве правовых может создать неправильное представление, что естественные состояния, которые предусматриваются нормами права, не являются правовыми состояниями. Если они существуют в реальности и в определенной социальной ситуации норма права придает им юридическое значение, то ее наступление делает естественные потенциально юридические состояния юридически значимыми, т.е. правовыми состояниями.
Рассматривая вопросы теории юридических фактов, М.А. Рожкова справедливо обращает внимание на необходимость проведения четкого разделения между обстоятельствами, установленными нормой права, и реальными жизненными обстоятельствами. Если юридический факт есть действительно существующее реальное жизненное обстоятельство (явление или процесс), которое подпадает под действие определенной нормы права, то норма права, как общее правило, абстрагирована от конкретных случаев и определяет эти правила исходя из абстрактной модели обстоятельства.
Как представляется, данный подход должен быть использован и в отношении правовых состояний личности. В диспозиции нормы права обычно содержатся указания не на конкретные естественные свойства личности в определенной социальной ситуации, которая может наступить, а на признаки таких свойств, которые образуют нормативную модель.
Однако признаки правовых состояний и сами правовые состояния - разные явления. Признаки естественных свойств человека предусматриваются нормами права, а признаки социальных (юридических) свойств - устанавливаются. Если свойства соответствуют данным признакам, состояние становится правовым. А если норма гражданского, уголовного и иных отраслей права с наличием данных правовых состояний связывает какие-либо юридические последствия, то данное состояние следует признать гражданско-правовым, уголовно-правовым и т.д.
Таким образом, социальные свойства человека устанавливаются нормами права или посредством закрепления признаков естественных свойств предусматриваются в нормативных моделях, что составляет третий признак правовых состояний личности.
1.3 Функции юридического факта
Активная роль того или иного правового явления, его динамика в сфере правового регулирования общественных отношений проявляется в его функциях. Под функциями в праве понимают направления правового воздействия на общественные отношения.
Исследованию функций элементов механизма правового регулирования, к которым следует отнести и юридические факты, уделяли внимание В.Б. Исаков[4], В.Н. Синюков, В.В. Яркин, Ж.Ю. Мирошникова, А.Е. Воронин, В.Г. Кикоть и другие цивилисты.
Весь механизм правового воздействия, так или иначе основывается на разветвленной системе фактических предпосылок - юридических фактов и фактических составов. Их взаимодействие со смежными элементами механизма правового регулирования (правовая норма, правоотношение), раскрываемыми через функциональные особенности юридических фактов, и является целью настоящего исследования.
Функция представляет собой проявление сущностных признаков предмета исследования в его динамике. При этом справедливо следует подчеркнуть, что понятие "функция" призвано охарактеризовать наиболее существенные черты взаимосвязи взаимодействующих структур. Иными словами, термин "функция" характерен для любых динамических структур.
При этом отметим, что понятие "функция" позволяет исследовать взаимодействие различных элементов внутри более сложного образования, рассматриваемого как система, выявить задачи, которые осуществляет каждый элемент по отношению к иным элементам и к системе в целом.
Механизм правового регулирования следует рассматривать как правовую регуляцию, в котором норма права приобретает конкретизированную форму, применяемую к конкретному поведению конкретного лица. В данном случае очевидна динамика права, которая обеспечивается функционированием элементов соответствующего механизма, основными из которых являются правовая норма, юридический факт и правоотношение. Ключевым, по нашему мнению, является юридический факт, который обеспечивает движение права от возможности к действительности, в воплощении правовых установлений в регулируемые отношения, обнаруживая тем самым назначение права, его действенность и эффективность. С его помощью реализуется трансформация правовой модели в конкретную форму общественных отношений.
Иными словами, понятие юридического факта находится в неразрывной связи с понятием права. Кроме того, юридический факт состоит в генетической, причинной, функциональной и гносеологической связи с этой категорией, как и правовая норма, правовое отношение. С их помощью обусловливается трансформация правовой заданности общественных отношений к их действительному содержанию.
В то же время научное исследование правовой категории юридических фактов не стоит ограничивать лишь вопросами их правовой онтологии, раскрывающими особенности этой правовой категории в статическом аспекте. Юридический факт - явление, активно "работающее". Без использования этого элемента практически не обходится ни один участок правотворческого и правореализационного процессов. Он носит инструментальный характер. Поэтому сущностный анализ юридических фактов, бесспорно, следует дополнить исследованием их в динамическом, функциональном аспектах.
Выделение специальных функций юридических фактов связано с включением последних в качестве элементов в фактические составы. Последние, как известно, представляют собой систему юридических фактов. Такое обоснование видится в выполнении юридическими фактами определенных функций не только в механизме правового регулирования, но и по отношению к элементам фактического состава.
Так, в фактическом составе юридический факт выполняет правопорождающую функцию, которая заключается в том, что юридический факт влечет за собой наступление правовых последствий фактического состава в целом или же промежуточных правовых последствий.
Кроме того, юридический факт может выполнять правопрепятствующую функцию, когда его наличие играет тормозящую роль в развитии фактического состава и наступлении правовых последствий.
К функциям юридических фактов в фактическом составе относятся правоуничтожающая (аннулирование юридического значения иных фактических обстоятельств) и правовосстанавливающая - противоположная правоуничтожающей.
В.В. Ярков указывает на отсутствие полной ясности критерия выделения специальных функций юридических фактов, который связан, по рассуждениям В.Б. Исакова, с включением юридических фактов в качестве элементов в фактические составы. Основные и специальные функции юридических фактов в ряде случаев равнозначны. Большинство процессуальных юридических фактов выполняют свои функции как сами по себе, так и в фактическом составе. Поэтому разграничение функций юридических фактов на основные и специальные достаточно условно.
Следует добавить, что юридические факты в фактическом составе не имеют самостоятельного правового значения. Их ценность заключается в синтезе определенного количества относительно самостоятельных юридических фактов, которые и составляют основу и содержание фактического состава. Именно поэтому выделение специальных функций юридических фактов в контексте исследования В.Б. Исакова не раскрывает содержательность функций юридических фактов в механизме правового регулирования и не влечет упорядочение взаимодействия элементов указанной системы.
Более того, не вполне обоснованным является традиционный подход, при котором наступление процессуальных юридических фактов связывается только с тремя формами правовых последствий: возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Так, В.В. Ярков отмечает, что в данном случае остается неясным юридическое значение таких процессуальных действий, как приостановление производства по делу, отложение разбирательства дела и т.п.
По правовым последствиям В.В. Ярков делит функции процессуальных юридических фактов на правопрепятственную, правообразующую, правоизменяющую, приостанавливающую, правообеспечительную, функцию прекращения и правовосстанавливающую.
По утверждению В.Б. Исакова, "функции юридических фактов - обобщенная характеристика их роли в механизме правового регулирования.
Функции юридических фактов обеспечивают взаимодействие частей механизма правового регулирования. Находясь в прямой зависимости от особенностей правовой системы (способов нормативного закрепления и форм осуществления субъективных прав и юридических обязанностей, от принятых мер защиты нарушенного права), функции юридических фактов обусловлены функциями права.